Изготовление "куклы – берегини" в русском народном костюме 5 класс.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Лебедева Татьяна Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели и задачи курса

 

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

 

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности.

Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­его отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

 

 

    Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально  окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

    План - конспект занятия  «Изображение куклы" берегини" » учителя ИЗО Лебедевой Татьяны Ивановны.

 

Дата проведения занятия:  г.

 Цель:   Научить детей рисовать строение тела человека, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением.

         Задачи:  1. Обучающая:  научить  рисовать фигуру человека, владеть карандашом;  2.Развивающая: развивать интерес к изобразительному искусству формировать пространственное мышление;  развивать творческое воображение; 3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость,  внимание.            

        

 План:           1.Организационная часть;

 

                      2. Знакомство с темой;

                       3. Изучение теоретического материала;

                       4. Практическая работа;

                       5. Физкультминутка;

                       6. Выставка творческих работ и краткий анализ;

                          7.Подведение итогов.

 

Материалы  к   уроку:    бумага для рисования  формата  А4,   графитный  карандаш,  точилка, ластик,  таблицы - схемы строения человека, кукла.

Ход урока:

 

Здравствуйте, дети!

Сегодня мы будем рисовать  куклу.

Беседа - рассказ с применением презентации «Куклы разных народов», «Авторские куклы».

           Перед началом нашей работы внимательно рассмотрим схемы строения фигуры человека и пропорциональное соотношение частей тела. На таблице видно, что за масштабную единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота).

       Еще древние художники, рисуя тело человека, установили основные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в правила. Знание этих правил очень облегчает рисование человека, но при этом важно помнить, что каждый человек все-таки имеет свои особенности. При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8-7 раз.  Пропорции тела детей иные, чем у взрослых  у школьников -5 раз, у младенцев -4 раза.    

        Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног.

         Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья, локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища).

         Ширина фигуры в плечах равна двум единицам.

         Ноги в коленях делятся на две равные части.

         Внимательно посмотрим на таблицу- схему мужской и женской фигур.

         У женщин плечи более узкие и покатые, таз более широкий, все формы более округлые. У мужчин плечи гораздо шире бедер.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Рисовать сегодня будем куклу в красивом платье. Кукла стоит  перед нами в положении в фас (лицом к  нам), в таком положении удобно передать симметричность строения тела. Расположим лист вертикально. Построение рисунка начинается, как обычно, с определения места положения фигуры на листе, уточнения направления и размеров основных частей. Обратите внимание, что руки куклы опущены и прижаты к туловищу, а ноги стоят ровно и прямо. В верхней части рисуем голову (прорисовываем пропорции лица), шею, плечи и так поэтапно рисуем тело куклы. Только после этого можно рисовать на кукле платье.  Когда построение закончено,  прорисовываем отдельные детали  волосы, шляпку. Во время работы на каждом этапе изображения, следует помнить основной принцип - идти от общего к частному, все время держать в поле зрения весь предмет, а не ту его часть, которая изображается в  данный момент.  

     (Процесс рисования, в середине занятия физкультминутка:

Чтоб расти нам сильными, ловкими, умелыми, чтоб расти здоровыми, мы зарядку делаем! На зарядку – становись!

Раз – два! (Топают правой – левой ногой.)

Острова. ( Руками показывают круг.)

Три – четыре!  ( Топают)

Мы приплыли. ( Руками делают «плавательные» движения)

Пять – шесть! (Топают)

Сходи здесь. (Правая рука вперёд ладонью вверх, левая – ладонью вниз.)

Семь – восемь! ( Топают)

Сколько сосен! ( Руки вверх поочерёдно)

Девять – десять! ( Топают)

Мы в пути! (Имитация шага пальцами обеих рук)

Досчитал. (Топают)

До десяти (Ладонь правой руки – на голову, левой – под подбородок, обе руки вперёд)

 

Мы нарисовали красивую куклу. Наша творческая работа    завершена.

 

 Собираем  творческие работы для выставки.

Вам понравилось рисовать куклу?

Это было интересно?

Что было наиболее сложным в выполнении? Что получилось?

Спасибо за занятие

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рисования в 4 классе "Орнамент в русском народном костюме"

Урок в 4 классе по программе Б. Неменского "изобразительное искусство и художественный труд", знакомство учащихся с орнаментом русского народного костюма....

"Русский народный костюм. Кукла на конусе". "Технология" 8 класс

Урок разработан для 8 классов. Образовательная область "Технология (технологическое краеведение)". Также он может применяться в образовательной области "Искусство (Изобразительное искусство)" в раздел...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...