урок "Азбука киноязыка" 8 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Артамонова Нина Андреевна

Ученики познакомятся с основами киноязыка (кинослово, кинофраза, монтаж) и задачами монтажа, с обозначением плана в киноискусстве. Научатся отличать сценарий от сценарного плана и создавать "фильм - рассказ" в картинках, используя язык киноязыка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Азбука киноязыка» изо 8 класс         учитель Н.А. Артамонова

Тема

«Азбука киноязыка»

Дата урока

31.03.2017

Тип

Урок изучения и закрепления знаний

Образовательные ресурсы

ИКТ: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация  «Азбука киноязыка», ноутбуки.

План урока

Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Практическая работа.

Анализ работ.

Итоги. Рефлексия.

Цель

Раскрытие основ экранной культуры.

Задачи

Образовательные:  овладение азбукой языка кино.

Развивающие: формирование устойчивого интереса к киноискусству, развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Воспитательные:  формирование интереса к миру кинематографии, формирование эстетического вкуса, привлечение к творческой деятельности.

Личностно значимая проблема

Осознание себя как творческой личности, способной ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины

Фильм, сценарий, сценарный план, план, кадр, монтаж.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать творческий процесс экранного искусства.

Получат: представление о роли сценариста, режиссёра, художника, монтажёра при создании фильма, о творческих задачах, стоящих перед ними;

возможность научиться основам экранной культуры

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: научатся работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Познавательные: выявят особенности процесса создания видеопродукции. Определят способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Овладеют основами практической творческой работы;

способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать свою личность.

I. Актуализация знаний. Что вы узнали о кино? (об истории создания кино, кто обеспечивает кинопроизводство, о профессиях в кинопроизводстве, о составе творческого коллектива).

II. Мотивация к учебной деятельности.

Вопросы ученикам:

Поднимите руку, кто из вас желает заняться съёмкой, используя кинокамеру?

Поднимите руку, кто из вас занимался съёмкой с помощью кинокамеры?

Поднимите руку, кто из вас знаком с правилами киносъёмки?

Вы хотели бы научиться создавать фильм, пусть даже 2 -3-х минутный, но интересный, завораживающий, в тоже время побывать в роли актёров?

Следовательно, о чём вы узнаете сегодня на уроке? Да, как создаётся фильм, и какие правила используются для создания фильма.

III. Актуализация знаний.

Сл.1 Каждое искусство говорит на своём языке. Язык живописи -  цвет, колорит, композиция, в графике - линия, пятно, штрих, в скульптуре – объём, в музыке – звук, в литературе - слово и т. д.

Сл.2 Кино (понятие записано на доске) тоже говорит на своём языке (понятие записано на доске). Вы учились читать с помощью чего? Верно, с помощью азбуки (понятие записано на доске). Сегодня вы познакомитесь? (с азбукой кино).

IV. Формулирование темы урока сл. 3-4.

Тема урока: Азбука киноязыка.

Цель: Раскрытие основ экранной культуры.

V. Актуализация новых знаний.

Сл.5-6 Из чего состоит рассказ или наша речь? Из слов, из фраз. Так же и фильм состоит (работа с учебником стр. 119) из кинослов и кинофраз, то есть фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.

Работа с учебником (стр.120 – 121): найти, что такое кинослово и кинофраза.

Кинослово – это изображение объекта (подлежащее)

Кинофраза – это монтажное соединение небольшого количества планов (глагол, действие). То есть объект плюс действие.

Монтаж –  технический способ соединения кадров. В тоже время творческий процесс.

Достаточно ли кинослов и кинофраз для создания фильма? Нет. Ещё необходим монтаж. Работа с учебником: найти, что такое монтаж.

Сл.7 План – это крупность изображения в одном случае; в другом - обозначает длину плёнки (плёнка состоит из кадров) между двумя монтажными склейками или непрерывное действие между пуском и остановкой кинокамеры.

Сл.8 Вывод: основы киноязыка - это кинослово, кинофраза, монтаж.

Вы согласны со мной, что фильм начинается во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Конечно, нет.

А с чего же начинается создание фильма? Верно, с замысла, со сценария.

VI. Сообщение ученика о сценарии.

Сценарий выражается, прежде всего, словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.

Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусство – кинодраматургию. Сценарий содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.

VII. Актуализация новых знаний.

Сл.9 Сравнительный анализ.

Пример сценария  и кадроплана стр. 120 (работа с учебником)

«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девочки!» - и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».

Пример сценарного плана или кадроплана, который строится на основе сценария стр. 120

- Двор. Общ. План. Девочки балуются с поливным шлангом.

- Средн. План. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.

- От средн. до крупного. Девочки со шлангом.

- Крупный план. Лицо смеющейся девочки.

Вопросы: 

- В чём отличие сценария от сценарного плана?

- Зачем нужен кадроплан?

VIII. Актуализация знаний. Постановка проблемы сл.10.

Как вы думаете, сюжетную картинку можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Что нужно сделать с картинкой, чтобы представить её в виде кадров? Да, разрезать. И обязательно смонтировать. Расположить кадры – картинки в интересной последовательности.

Задачи монтажа.

Приступая к монтажу эпизодов фильма, надо в первую очередь уметь оценить снятый материал, увязать один монтажный кадр с другим, чтобы зритель мог понять содержание.

Монтаж должен:
1) направлять внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;
 2) помогать зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;
3) эмоционально воздействовать на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров.

Сл.11-12 Пример на слайде. Фильм – рассказ в картинках.

123 45

1 общ. пл. Подмосковье, ясный погожий день

2 ср. пл. Девушка с повязкой, вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах девушки, радость  на лице девушки.

3 кр. пл. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью.

4 кр. пл. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый

5 ср. пл. Мать заглядывает в листок сверху.

Вопрос: Ваша задача на уроке? Да, создать фильм – рассказ в картинках, дополняя сценарным планом, используя язык искусства.

IX. Физкультминутка (муз. ряд «Фильм, фильм, фильм»).

X.  Практикум по созданию фильма «рассказ в картинках» (вид деятельности: создание «рассказа в картинках» с помощью ИКТ или сюжетной картины в бумажном варианте).

Работа в группах. Ученики самостоятельно распределяют виды деятельности (с профессиональной разветвлённостью киноколлектива ученики познакомились на прошлых уроках: сценарист; режиссёр; художник-постановщик; оператор; монтажёр). Раздать памятки «Задачи монтажа».

XI. Анализ работ сл.13.

1. Использовалась  азбука киноязыка в создании фильма «рассказ в картинках»:  кинослово (объект), кинофраза (действие), монтаж?

2. Осуществляя монтаж, удалось связать один монтажный кадр с другим?

3. Сценарный план вы оставили бы таким или изменили бы?

XII. Рефлексия сл.14.

Как вы понимаете крылатые выражения:

А) Леонид Куравлев:  Кино - дело коллективное. Далеко не все зависит от актера.

Б) Гоша Куценко:  Кино - авторское искусство монтажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....