Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (Б.Н.Неменский), ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Числова Галина Нефедовна

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена по разделам и содержанию, соответствующим  ФГОС (5 - 7 класс). УМК: Б.Н.Неменский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rabochaya_programma_po_izo_5-7_klass_fgos.rar150.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                       

                                                                                               «Принято»

                                                                                                                                                                      педагогическим советом

                                                                                                                                                                      протокол №1от 29.08.2016г

                                                                                               Введено приказом № 240 от  29.08.2016 г.                          

                                                                                                                                                                      Директор МБОУ «СОШ №32  

                                                                                                                                                                      с углубленным изучением отдельных

                                                                                                                                                                      предметов»

                                                                                                                                                                      __________   Рагузина В.И.

                                                                                                                                                                                                                                     подпись              Ф.И.О.

Рабочая программа

                                       по предмету изобразительное искусство для 5А,5Б,5В,5Г,5Д класса (1 час в неделю, 34 часа в год)

базовый уровень

Составитель: Числова Галина Нефедовна            

  (учитель изобразительного искусства,  высшая квалификационная категория)

                                                                                                                                                                 «Согласовано»

                                                                                                                                                                 заместитель директора по УР

                                                                                                                                                                 Подпись   ____________/ Степанова Н.В./

                                                                                                                                                                «Рассмотрено»

                                                                                                                                                                на заседании МО, протокол № 1 от 29.08. 2016г.

                                                                                                                                                                Руководитель МО

                                                                                                                                                                Подпись _____________ /Новгородова Е.Я./

г. Набережные Челны

2016 г.

Планируемые результаты изучения предмета    ФГОС

5 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Выпускник научится:

*характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

*раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

*создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

*создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

*определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

*создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

*создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

*умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

*выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

*владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

*распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

*характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

*различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

*различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

*находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

*различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

*создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

*применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

Регулятивные УУД

  1.Обучающийся сможет:

*анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

*идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

*выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

*ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

*формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

*обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  2.Обучающийся сможет:

*определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

*обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

*определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

*выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

*составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

*определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  3.Обучающийся сможет:

*определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

*систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

*оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

*сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  4.Обучающийся сможет:

*определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

*анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

*свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

*фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  5.Обучающийся сможет:

*наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

*самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1.Обучающийся сможет:

*выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

*объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

*выделять явление из общего ряда других явлений;

*строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

*строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

*делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  2.Обучающийся сможет:

*создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  3.Обучающийся сможет:

*находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

*ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

*устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  4.Обучающийся сможет:

*определять свое отношение к природной среде;

*распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

*выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  5.Обучающийся сможет:

*осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

*соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. 

Коммуникативные УУД

  1.Обучающийся сможет:

*определять возможные роли в совместной деятельности;

*играть определенную роль в совместной деятельности;

*принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

*определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

*строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

*корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

*критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

*предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

*организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  2. Обучающийся сможет:

*отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

*представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

*высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  3. Обучающийся сможет:

*целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

   1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 

   2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 

   3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

   4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми.

    5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

   6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к художественно-эстетическому отражению природы).

8. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

   

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

*называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

*классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

*объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

*создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

*простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

*навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

*изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

*строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

*использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

*навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

*различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

*определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

*пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

*активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

*работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

*характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

*объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

*изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

*узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

*перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

*характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

*узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

*характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

*рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

*называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

*творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

*творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

*творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

*представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

*называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

*узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

*характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

*рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

*описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

*творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

*анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

*культуре зрительского восприятия;

*характеризовать временные и пространственные искусства;

*понимать разницу между реальностью и художественным образом;

*представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

*опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

*собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

*представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

*владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

*различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

*активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

*распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

*понимать сочетание различных объемов в здании;

*понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

*иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

*создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

*применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

*использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

*узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

*различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

*различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

*узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

*характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

*раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

*работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

*различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

*создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

*работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

*сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

*владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; узнавать, называть основные художественные стили в русском искусстве и время их развития в истории культуры;

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

*работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

*создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

*характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

*получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

*активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов.


Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Истоки декоративно-прикладного искусства. Народное искусство. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Семантика образа в народном искусстве.  Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Происхождение орнамента. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Городецкая роспись). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома).  Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Жостово, роспись по металлу).  Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных  промыслов (щепа). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных   промыслов (роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Народные промыслы Татарстана. Связь времен в народном искусстве. Народное традиционное искусство как мост между древними  представлениями и современным искусством. Организация и обсуждение выставки работ учащихся. Создание дизайна компьютерной мыши по мотивам народных промыслов.

16

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Художественные материалы. Выразительные возможности изобразительного искусства. Украшения в жизни людей, его функции в  жизни общества. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных народов   в  различные эпохи. Выражение представлений о мире, явлениях жизни и природы в искусстве Древнего Египта. Выполнение эскиза украшения (ожерелья, подвески, пекторали, браслета и  др.) по мотивам древнеегипетских мастеров.

Композиция. Оптический принцип построения пространства (линейная перспектива с одной точкой схода).  Рисование по представлению тематической картины исторического жанра на тему «Рыцарский турнир», «Улицы ремесленников Средних веков».

3

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).)  Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

3

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Рисование по представлению современного деревянного дома с одной точкой схода.  История костюма.

2

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.  Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).                                                                                                                                

8

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

      Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская

      галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея,

      Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина  Художественно-творческие проекты.

2

34 часа

Календарно-тематическое планирование

УМК: Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского, 2014 г.

№п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Кол. часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

План

Факт

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (4 часа)

1.

Истоки декоративно-прикладного искусства. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).

1

5А-07.09

5Б-02.09

5В-06.09

5Г-07.09

5Д-06.09

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства.                                                                              Отмечать их лаконично-выразительную красоту.                                             Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.                                                                 Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов: солярные знаки,  конь, птица, мать-земля, древо жизни.                                                                                              Осваивать навыки процесса фотосъемки при выполнения практической творческой работы.                                                                                                                                   Характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

Нарисовать орнамент для украшения полотенца с использованием солярных знаков.

2.

Древние образы в народном творчестве. Семантика образа в народном искусстве.

1

5А-14.09

5Б-09.09

5В-13.09

5Г-14.09

5Д-13.09

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.  

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.                                                                 Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов: солярные знаки,  конь, птица, мать-земля, древо жизни.                                                                                                                                                                                Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.

Украшение прялки с использованием древних образов.

3.

Русская изба: единство конструкции и декора.

1

5А-21.09

5Б-16.09

5В-20.09

5Г-21.09

5Д-20.09

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.                            

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.                                                                                    Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.  

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.                                                                                                                              Создавать презентации из фотографий декоративного убранства избы.                                                                      Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.                                                                                 Создание эскиза декоративного убранства избы (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник).

4.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

1

5А-28.09

5Б-23.09

5В-27.09

5Г-28.09

5Д-27.09

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.                                                                                            Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.                                              

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов.                                  

Находить в них черты национального своеобразия.                                                         Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.                                                                                                Рисование по представлению интерьера русской избы (и татарской).

Познакомиться с интерьером русской избы, предметами быта, утварью, двумя основными огнями в жизни человека. Вспомнить правила построения фронтальной перспективы Познакомиться с образом жизни народа, предметами обстановки избы, их назначением. Нарисовать в интерьере предметы быта, украсить их.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (2 часа)

5.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

1

5А-05.10

5Б-30.09

5В-04.10

5Г-05.10

5Д-04.10

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения древнерусской культуры и искусства в современных условиях.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по древнерусскому искусству.

Размышлять и вести диалог об особенностях  искусства Древней Руси, Киевской Руси, храмовой живописи и зодчестве.

Использовать в речи новые художественные термины.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Древнерусское искусство», «Искусство Древней Булгарии».

Знакомство с историческим искусством Древней Руси, храмовым зодчеством, особенностями строения храмов, архитектурными памятниками Кижи, Новгород, Владимир). Внутреннее убранство храмов.

6.

Архитектура Киевской Руси.

1

5А-12.10

5Б-07.10

5В-11.10

5Г-12.10

5Д-11.10

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения древнерусской культуры и искусства в современных условиях.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по древнерусскому искусству.

Размышлять и вести диалог об особенностях  искусства Древней Руси, Киевской Руси, храмовой живописи и зодчестве.

Использовать в речи новые художественные термины.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Древнерусское искусство», «Искусство Древней Булгарии».

Знакомство с историей и храмовой архитектурой Киевской Руси. Особенностями построения храмов.

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (5 часов)

7.

Орнамент как основа декоративного украшения

1

5А-19.10

5Б-14.10

5В-18.10

5Г-19.10

5Д-18.10

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.                                                                                 Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.                                                                                   Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.                                                                                                                            Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.                                  

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.                            

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Знакомство с русским народным орнаментом, используемым в вышивке.

Составить орнамент для украшения донца прялки.

8.

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

1

5А-26.10

5Б-21.10

5В-25.10

5Г-26.10

5Д-25.10

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности  декоративной формы.                                      Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки с элементами аппликации (вырезанными из тонкой бумаги кружевами).

Знакомство с татарским народным орнаментом. Анализ и сравнение. Разработка эскиза орнамента доя вышивки тюбетейки или калфака.

9.

Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

История костюма.

1

5А-09.11

5Б-28.10

5В-08.11

5Г-09.11

5Д-08.11

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.                                                                               Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.                                                                                    Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.                                                                                                                     Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.                                                                                   Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов.                                             Выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.                                                                                  Выполнение эскиза народного праздничного костюма своего региона.

Знать произведения выдающихся русских мастеров изобразительного искусства (А.Г.Венецианов («На пашне», «Гумно»), В.М.Васнецов («Богатыри», «Аленушка»,, Б.М.Кустодиев («Ярмарка», «Купчиха», И.Е.Репин («Бурлаки», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»и др.).

Уметь использовать полученные знания для создания народного образа в одежде.

Использование орнамента для украшения одежды

 (народный костюм).

10.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

1

5А-16.11

5Б-11.11

5В-15.11

5Г-16.11

5Д-15.11

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.                                                                                                                            Участвовать в художественной жизни класса, школы.                                                                                  Создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.    Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.                                                                                                                                               Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.                                                                                                                                     Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.                                                                                                                  Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.                                                                                                                               Рисование по памяти на тему «Праздник Масленица в родном городе».

Адекватно оценивать и высказываться о роли народных обрядов и праздников в жизни народа. Уметь, используя различные художественные средства и знания об обрядах, создать многофигурную композицию.

11.

Народные обряды в искусстве и современной жизни.

1

5А-23.11

5Б-18.11

5В-22.11

5Г-23.11

5Д-22.11

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.                                                                                                                            Участвовать в художественной жизни класса, школы.                                                                                  Создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.    Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.                                                                                                                                               Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.                                                                                                                                     Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.                                                                                                                  Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.                                                                                                                               Рисование по памяти на тему «Праздник Масленица в родном городе».

Знать обрядовые праздники, дошедшие до нашего времени (масленица, сабантуй, науруз и т.д.) Создать в группах многофигурную композицию.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (1 час)

12.

Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

1

5А-07.12

5Б-02.12

5В-06.12

5Г-07.12

5Д-06.12

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий.

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.

Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.

Приобретать навыки изображения архитектурной постройки, применяя правила линейной перспективы.                                                                                                                    Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.                                                                     Рисование по представлению современного деревянного дома с одной точкой схода и украшение его.

Познакомиться с архитектурой, многообъёмностью сооружений. Создание своего проекта из бумаги в технике «бумажной пластики» в группах или рисование по представлению современного деревянного дома с одной точкой схода.

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (10 часов)

13.

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

1

5А-07.12

5Б-02.12

5В-06.12

5Г-07.12

5Д-06.12

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.                                                                                                                                                     Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.                                                                                               Распознавать и называть игрушки ведущих   народных   художественных промыслов.                                                                                                                         Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.                                                                                             Овладевать   приемами   создания выразительной формы в опоре на народные традиции.                                                                                                                                                                     Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового                                                                                           Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов. 

Украшение декоративной росписью игрушки из пластилина по мотивам народных промыслов.

Теоретическое знакомство с народными промыслами. Разновидностями народных игрушек, особенностями их формы, орнамента.

14.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели).

1

5А-14.12

5Б-09.12

5В-13.12

5Г-14.12

5Д-13.12

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую   оценку  произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. 

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

Создание эскизов предметов посуды и украшение их гжельской росписью.

Знать историю развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.  Выполнить упражнения в стиле гжельской росписи. Использовать в росписи кумгана..

15.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Городецкая роспись).

1

5А-21.12

5Б-16.12

5В-2012

5Г-21.12

5Д-20.12

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. 

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях.                          Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца.                           Овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Городца) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

Роспись разделочной доски и украшение ее традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Знать приемы традиционного письма (Городец).

Владеть навыками работы в конкретном материале (гуашь). Возможности и использование художественных материалов.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

16.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома).

1

5А-11.01

5Б-23.12

5В-10.01

5Г-11.01

5Д-10.01

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. 

Создавать   композицию   травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.                                                                                        Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией.

17.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Жостово, роспись по металлу).  

1

5А-18.01

5Б-13.01

5В-17.01

5Г-18.01

5Д-17.01

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. 

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать  фрагмент  жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.                                                                 Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Жостова) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

Рисование на  тонированной бумаге подноса по мотивам жостовской росписи.

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. Уметь пользоваться приемами традиционного письма.

18.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (щепа).

1

5А-25.01

5Б-20.01

5В-24.01

5Г-25.01

5Д-24.01

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности   мезенской   деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать  композицию  росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.                      

Изготовление карандашницы из плотной бумаги в технике, имитирующей плетение из бересты.

Познакомиться с историей промысла, его смысловым значением, приёмами работы.

19.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).

1

5А-01.02

5Б-27.01

5В-31.01

5Г-01.02

5Д-31.01

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера, п. Борисоглебский.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности   мезенской   деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать  композицию  росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

Украшение фрагмента изделия  (карандашницы) в традиции мезенской росписи.

Познакомиться с историей появления и развития промыслов, их особенностями, назначением. Уметь анализировать и сравнивать. Выполнить эскиз какого-либо из промыслов.

20.

Связь времен в народном искусстве.

1

5А-08.02

5Б-03.02

5В-07.02

5Г-08.02

5Д-07.02

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Организация и обсуждение выставки работ учащихся, искусствоведческая викторина.                                                                                    

Уметь называть ведущие народные промыслы.

Осваивать художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пластических формах.

Создание дизайна компьютерной мыши по мотивам народных промыслов.

21.

Проектирование  предметной среды. Свой декоративный проект

1

5А-15.02

5Б-10.02

5В-14.02

5Г-15.02

5Д-14.02

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.                                                                              Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений, интерьеров школы.                                                              

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства,

Различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

22.

Народное искусство. Народные промыслы Татарстана.

1

5А-22.02

5Б-17.02

5В-21.02

5Г-22.02

5Д-21.02

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов Татарстана (мастера кожаной мозаики РТ: С.Кузьминых, Н.Кумысникова, А.Замилова, золотая вышивка- А.Липина).

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Народные промыслы родного края».

Организация и обсуждение выставки работ учащихся, искусствоведческая викторина.                                                                                    

Создание дизайна калфака и тюбетейки в стиле художественных промыслов.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (3 часа)

23.

Художественные материалы. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных народов, в различные эпохи (Древний Египет).

1

5А-01.03

5Б-24.02

5В-28.02

5Г-01.03

5Д-28.02

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.

Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.

Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.

Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.                                                                                                              Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.                          

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.                                              

 

Знакомство с многообразием и разнообразием художественных материалов. Их особенностями, придающими художественным произведениям особенную выразительность (графические материалы, краски, скульптурные материалы ит.д.).

Работа графическими материалами.

24.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Выражение представлений о мире, явлениях жизни и природы в искусстве Древнего Китая.

1

5А-15.03

5Б-03.03

5В-07.03

5Г-15.03

5Д-07.03

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Понимать особенности работы в паре.                                                       Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.                                                                    Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.                                                                                          Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.                                                                           Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.                                                                                                                                 Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.                                                                              Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.                                                                                     Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.                                                                                                            Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.                                                      Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».                                                                               

Создание своей работы в парах какими-либо художественными материалами для придания особой выразительности своей композиции.

25.

Композиция.

1

5А-29.03

5Б-10.03

5В-14.03

5Г-29.03

5Д-14.03

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Понимать   смысловое    значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Рисование по представлению тематической картины исторического жанра на тему «Рыцарский турнир», «Улицы ремесленников Средних веков».

Знакомство с различными видами композиции, композиционным размещением предметов на листе.

Создание различных композиций (симметричная, диагональная, центральная) из предметов (натюрморт).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве (3 часа)

26.

Анималистический жанр

1

5А-05.04

5Б-17.03

5В-04.04

5Г-05.04

5Д-04.04

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Различать и называть произведения ведущих художников анималистического жанра.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ; в презентации выставочных работ.                                                                                                                              Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

Знакомство с художниками-анималистами (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Нарисовать картину с животными (в парах).

27.

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства.

Стилизация изображения животных.

1

5А-12.04

5Б-31.03

5В-11.04

5Г-12.04

5Д-11.04

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Различать и называть произведения ведущих художников анималистического жанра.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ; в презентации выставочных работ.                                                                                                                                                   Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.                                                                                           Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.                                                          Создание стилизованных изображений животных.

Знакомство с произведениями анималистического жанра в различных материалах. Стилизация изображений животных. Создание многофигурной скульптурной композиции в группах.

28.

Искусство иллюстрации

1

5А-19.04

5Б-07.04

5В-18.04

5Г-19.04

5Д-18.04

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Анализировать и понимать особенности образного языка иллюстрации.

Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.                                                                                       Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.                                                                                                                     Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами.                                                                                            Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности рисунка.

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

Выполнить свою иллюстрацию графическими материалами.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (4 часа)

29.

Образный мир древнерусской живописи. Мозаика. Многообразие материалов и техник современного ДПИ.

1

5А-26.04

5Б-14.04

5В-25.04

5Г-26.04

5Д-25.04

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения древнерусской культуры и искусства в современных условиях.

Распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения древнерусских мастеров-иконописцев  (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

Систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим признакам;

Приобретать навыки  совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства,

Знакомство с историей появления мозаики, её технологией и материалами. Создание имитации мозаики в технике аппликации.

30.

Соборы Московского Кремля и шатровая архитектура.

1

5А-03.05

5Б-21.04

5В-02.05

5Г-03.05

5Д-02.05

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Объяснять важность сохранения древнерусской культуры и искусства в современных условиях.                                                                                                                               Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.

Приобретать навыки изображения архитектурной постройки, применяя правила линейной перспективы.                                                                                                          Использовать в речи новые термины, связанные с древнерусским искусством.      

Объяснять отличия соборов Московского Кремля от шатровой архитектуры.                                                                                           Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.                                                                     Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.                                                                                              Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Древнерусская архитектура», «Архитектура  Казанского ханства».

Знакомство с архитектурой, основными памятниками Кремля, их архитектурными особенностями, с шатровой архитектурой (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Нарисовать эскиз шатрового храма.

31.

Московское барокко. Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).

1

5А-10.05

5Б-28.04

5В-08.05

5Г-10.05

5Д-08.05

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Участвовать в викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного.

Использовать в речи новые художественные термины.

Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце»

Знакомство с архитектурных стилем. Эскиз проекта в стиле барокко.

32.

Итоговая контрольная работа.

1

5А-17.05

5Б-05.05

5В-16.05

5Г-17.05

5Д-16.05

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

     Взаимосвязь истории искусства и истории человечества  (2 часа)

33.

Крупнейшие художественные музеи мира и российские художественные музеи.

1

5А-24.05

5Б-12.05

5В-23.05

5Г-24.05

5Д-23.05

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

34.

Художественно-творческие проекты. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

1

5А-31.05

5Б-19.05

5В-30.05

5Г-31.05

5Д-30.05

5А-

5Б-

5В-

5Г-

5Д-

Овладевать методом создания творческого индивидуального проекта.                                                                               Понимать особенности работы в творческой группе.                                                       Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.                                                                    Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.                                                                                          Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.                                                                           Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.                                                                                                                                 Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.                                                                              Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.                                                                                         Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.                                                                                                            Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.                                                      Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».                                                                               Создание эскиза витражной композиции для украшения интерьера.                                                                                                  Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыками  работы с бумагой.                                           Коллективный архитектурный  проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)

Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс. (Б. Неменский) ФГОС

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс. (Б. Неменский) ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов составлена на основе примерной программы  начального общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы «Изобрази...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС).Программа разработана учителем изобразительного искусства МАОУ СОШ №30, города Тамбова, Назиной ...