Конспект "Путешествие по европейским городам Средневековья"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Календюк Елена Анатольевна

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_srednevekovyy_gorod.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

Конспект урока по изобразительному искусству

4 класс

Тема урока:« Путешествие по европейским городам средневековья».

Цель урока:Создать условия для ознакомления с архитектурой средневековья.

Задачи урока:

Обучающая - раскрыть образ художественной культуры средневековья, способствовать закреплению полученных знаний, научить изображать средневековый город.

Развивающая – развивать композиционное мышление, умение работать в группах,

Воспитательная – воспитывать толерантность,уважение к традициям народов мира.

Используемое оборудование:  

Для учителя - проектор, презентация к уроку «Средневековые города», бумага, детские работы, музыкальное сопровождение.

Для учеников – подготовленная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, баночка, тряпка, клеенка

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с темой урока. (Актуализация знаний).
  3. Повторение и обобщение материала прошлого урока (Обобщение пройденного)
  4. Изучение нового материала. (Открытие нового знания)
  5.   Постановка художественной задачи.
  6.   Практическое выполнение задания. (Развитие умений, применение нового знания)
  7.   Оценка результата.
  8. Подведение итогов.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – выставка работ по теме «Архитектура городов», цель – выполнение аппликации города).

Регулятивные УУД:

  • Постановка учебной задачи;
  • Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Предполагаемые результаты:

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа.

Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Как вы понимаете слово «архитектура»?

Знакомо ли вам слово «зодчий» или «зодчество»?

Обратите внимание на доску, на изречение, которое вы видите, и ответьте на вопрос. О каких зданиях пойдёт речь на уроке?

- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мы отправимся в средние века на машине времени. Мы познакомимся с архитектурой средневекового города, с жизнью и бытом людей, узнаем, как выглядела одежда в то время.

    Во время нашего путешествия нужно быть очень внимательным, чтобы потом вы могли выполнить задание.

Итак, вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие с гидами-помощниками.

3. Заочное путешествие.

Ребят встречают гиды-экскурсоводы.

- Мы рады приветствовать вас на Земле ваших предков. Прошло много времени, прежде чем люди узнали о том, что жизнь можно как-то изменить.

Наступило время, когда по всей Западной Европе стали вырастать города. Они возникали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там, где было удобно устраивать ярмарки.

- Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архитектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.

Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей. Главным занятием горожан были ремесла, торговля, сфера обслуживания, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством.

Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые тщательно запирались каждую ночь. А днем город был открыт для торговли, гостеприимен и быстро рос. И за его стенами всегда было тесно.  Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переулков-1-2 м.

Никто не делал планы строительства. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли вверх, образуя сплошные стены узких кривых улочек. В тесноте города люди стремились избежать однообразия, каждый старался построить дом по-своему. Дома строили в 2-3 этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак, крендель. Большинство домов были деревянными.

Центром города была небольшая рыночная площадь, куда выходили самые красивые и богатые постройки, куда стекались и все улочки. На этой площади казнили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Здесь в центре возвышался громадный собор, способный вместить сразу всех жителей. Такие городские соборы, построенные в Средние века, принято называть готическими.

Постройка большого собора требовала много времени и больших средств, это было делом чести и славы всех горожан. Поэтому строили долго. Так долго, что сыновья продолжали дело отцов, но и за ними еще трудились несколько поколений

Учитель: Готический собор своей высотой, вместимостью, своим величием поражает даже современного человека. Каково же было впечатление у людей той поры!

В древних народных преданиях жила мечта о счастливом и далеком крае. Средневековые люди называли этот край небесным, высоким – горним. Легенды рассказывали о сказочных дворцах с прозрачными сияющими окнами.

В архитектурном построении собора ожил этот образ блистающего, таинственного и возвышенного мира. Нижняя часть пространства собора погружена в ровный мягкий полумрак. Здесь все соразмерно человеку и напоминает городскую площадь в утренний час рассвета – час ожидания. Плавное, неспешное движение ведет в глубь к алтарю, на восток. Но стоит поднять взор к верху, возникает чувство стремительного порыва, взлета, от которого захватывает дух.

Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас – столбы, опоры и стрельчатые арки. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земную тяжесть, устремилась к небу.

Витраж – это цветные стекла заполнившие пространство окна. Мастера витража, скрепляя стекла металлическими скрепами, умели создавать прекрасные картины священной истории или изображения торжественных событий из жизни людей

Готические витражи горят мерцающим, трепетным светом, пропуская разноцветные лучи и наполняя воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.

Особое значение имеет витраж, который называют розой готического собора. Это большое круглое окно с каменным ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом узор из пламенеющих алым светом лепестков витража похож на небесное светило.

Готический собор строился не на холме и не на утесе и не утопал в зелени. Этот храм был рожден в городской культуре. Он вырастал своими величавыми башнями и шпилем среди суеты тесных, темных, и кривых улочек. И выходя на площадь, он приветлив и обращен лицом к людям. В нижней части его фасада расположены порталы-входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых.

А вокруг кипит жизнь: спешат по делам горожане, прогуливаются дамы, здесь в праздники происходят театральные зрелища и разворачиваются шумные ярмарки.

Рассматривать городскую толпу очень интересно. Здесь можно встретить столько разных образов и костюмов! Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера, люди разных профессий и занятий одевались по-разному. Одежда людей богатых была разноцветной, она украшалась замечательными вышивками. А бедняки даже не имели права одеваться ярко.

По костюму, его цвету, украшениям сразу можно было сказать, кто этот человек, чем он занимается. Но и много общего было в одежде у людей, ведь она выражала их общее представление о мире. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалось устремленность вверх, способность человека жить земной жизнью, но одновременно иметь в душе мир горний. И это придавало виду человека образ волшебной сказки. Не случайно волшебников до сих пор обычно рисуют как персонажей этой эпохи.

Мужчины одевались в Средние века в обтягивающие трико, а женщины облачались в длинные с грандиозным шлейфом юбки. Верхняя часть одежды шилось чрезвычайно узкой. Это удлиняло фигуру, делало ее тоньше. Обувь без каблука с непомерно длинными, остроконечными носами придавала походке характер ломких и как бы взлетающих движений. Острые высокие головные уборы усиливали образ.

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Сейчас наша машина времени вернёт нас в наш век, в наш класс, где нам с вами предстоит потрудиться. Сегодня на уроке мы должны с вами выполнить коллективное панно «Площадь средневекового города». У вас на партах лежат задания, каждой паре – своё. Внимательно прочитайте его!

4. Работа над заданием. Коллективная работа: создание панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации.

Очень важным заданием является конструирование готического собора.

Сконструируем силуэт средневекового собора. Лучше взять бумагу серых или пастельных тонов. Сложим лист расположенный вертикально пополам, а потом еще раз пополам.  Когда развернем, лист окажется поделен на 4 части вертикальными линиями.  Сложите боковые четвертинки еще раз пополам по вертикали.

На месте двух центральных половинок будет располагаться крыша собора.  Она может быть разной формы.

Справа и слева от крыши расположатся башни. Выберете подходящую форму для них.

Осталось вырезать силуэт собора.

Выполним набросок украшений нашего собора. Это обязательно : портал, готическая роза, окна с витражами.  Остальной декор составят линии и арки.  

Конструирование домов выполняется по такому же принципу.

Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли вверх, образуя сплошные стены узких кривых улочек. В тесноте города люди стремились избежать однообразия, каждый старался построить дом по-своему. Дома строили в 2-3 этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак, крендель. Большинство домов были деревянными.  Вот и вы, ребята, придумайте украшения для своих домов.

- Изобразите жителей города красками на листках бумаги, соразмерных величине панно. Потом их можно вырезать и наклеить. Чтобы они получились в движении и легче было исправлять ошибки в пропорциях, эти рисунки можно разрезать на отдельные участки, а затем соединить, усиливая движения персонажей. Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Подумайте, чем они заняты: разговаривают, торгуют, прогуливаются.

Требования к работе:

- соразмерная компоновка;

- хорошее владение ножницами, кистью, клеем;

- аккуратное исполнение;

- интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;

- завершенность;

5. Физкультминутка.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещё раз повторили.

(Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту,

Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа –

Мышцы ног тренировать.

(Приседания)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе  с вами.

Раз – рывок и два – рывок.

(Рывки руками перед грудью.)

Продолжаем наш урок.

6. Самостоятельная работа.

7. Итоги урока. Рефлексия.

–Назовите главные слова урока.

– Все ли задания удалось выполнить?

– Что у вас получилось лучше всего?

– Над чем ещё надо поработать?

– Как бы вы оценили своё настроение после урока?

8. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выборг - "святой город" средневековья

Презентация предназначается для урока краеведения в 6 классе. В ней рассказывается об истории города Выборга, о его гербе, о выборгском замке, одном из самых  неприступных укреплений, о достоприм...

Фридланд, как колониальный город средневековья.

Фридланд тоже делит  судьбу средневековых строений среди большей части восточно - прусских малых городов. И здесь сохранилась почти полностью как одно из почитаемых восточно – прусских реликтовых...

Французский профиль трехсотлетней истории Петербурга. Петербург - самый европейский город России

Рождение Санкт-Петербурга стало символом переломных событий русской истории. Город, основанный Петром Великим 27 мая 1703 года, стал для огромной страны "окном в Европу", а для западных стран - широко...

Презентация к классному часу по теме "Санкт - Петербург - открытый европейский город"

Идея развития Санкт-Петербурга как "открытого европейского города". Многочисленные традиционные международные  культурные мероприятия, которые проводятся в Северной столице....

Выборг - город средневековья.

Красивейший город Выборг с сохранившимися средневековыми зданиями....

«Европейские города средневековья» 4 класс изобразительное искусство

Конспект урока " Европейские города средневековья", презентация , варианты заданий для творческой работы....

Урок ИЗО 4 класс. Европейские города Средневековья

Предлагаемая разработка урока составлена по программе Б.Неменского.  Данный материал содержит подробный конспект для проведения урока в классе и презентацию к нему....