Урок изобразительного искусства в 5 классе "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Шилина Анна Евгеньевна

«Дымковская игрушка» (народные промыслы)

Цель: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Задачи: познакомить с традиционными видами росписи, материалами, научить эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Ф.И.О. учителя   Шилина А.Е.

1.2. Дата:  9 февраля 2017 года

1.3. Продолжительность урока  (в минутах):  45

1.4. Ступень / Класс:  5

1.5. Предмет / Курс: изобразительное искусство        

1.6. Место (а) проведения урока: МАОУ Константиновская СОШ (Московская область,  гор округ Домодедово)

1 Обычная классная комната    Классный кабинет

2 Компьютерная лаборатория       нет

3 Специально оборудованный кабинет по предмету       нет

4 Другое (уточните):

1.7. Количество уч-ся:  – 29

1.9. Количество мальчиков: –  17

1.10. Количество девочек:  –  16

1.8. Тема / цели / задачи урока:    «Дымковская игрушка» (народные промыслы)

Цель: способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Задачи: познакомить с традиционными видами росписи, материалами, научить эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА УРОКА

2.1. Организация рабочего пространства

 

2.1 Организация рабочего пространства

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3. Учащиеся занимают рабочие места по двое за парту

2.2. Организация учебной деятельности на уроке

Этап урока

Учебная деятельность уч-ся (УД)

Учебно-познавательные

и учебно-практические задачи

Деятельность

 учителя (роль)

Организационный момент

Прослушивание песни «Дымковская карусель». Драматургическая завязка. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и  созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».

Проблематизация, актуализация, мотивация учебной деятельности.

Вид работы:

«включение» в учебную деятельность

– Ребята! Посмотрите,  кто  к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)

Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково.

Виды УД: Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

освоение знаний

+

приобретение знаний

разрешение проблем

сотрудничество

коммуникация

+

самоорганизация и саморегуляция

+

навык рефлексии

ценностно-смысловые установки

ИКТ-компетентность

+

консультант

Первичное ознакомление / освоение / изучение материала

Работа: инсценировка сказки

«Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров  и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету».

освоение знаний

+

приобретение знаний

разрешение проблем

сотрудничество

+

коммуникация

+

самоорганизация и саморегуляция

навык рефлексии

ценностно-смысловые установки

+

ИКТ-компетентность

режиссер-постановщик

Освоение, отработка, закрепление материала

Обратная связь

 

– Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
  • Какие цвета брали для росписи игрушек?
  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.
  • Обратите внимание на точки:
  • Между  кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец.
  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

Дети садятся за столы. 

Виды УД:

Коммуникативные: планирование сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение строить речевое высказывание.

освоение знаний

+

приобретение знаний

разрешение проблем

+

сотрудничество

+

коммуникация

самоорганизация и саморегуляция

навык рефлексии

+

ценностно-смысловые установки

ИКТ-компетентность

консультант,

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Применение изученного, систематизация, обобщение 

Подведение итогов

Обратная связь

Вид работы:

для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

 – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

 Самостоятельная творческая работа учащихся

 Вид работы:

 для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; 

для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.

  1. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».  

 Вид работы:

для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование  экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;

для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

Виды УД:

Регулятивные: Целепологание; Коммуникативные: постановка вопросов  Познавательные: самостоятельное формирование познавательных  целей.

освоение знаний

приобретение знаний

разрешение проблем

+

сотрудничество

+

коммуникация

самоорганизация и саморегуляция

навык рефлексии

ценностно-смысловые установки

+

ИКТ-компетентность

во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вид работы:

Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.

Виды УД:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование.

Организует рефлексию:

-у меня получилось,

- я сделал.

-я хотел сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Дымковская игрушка"

Родиной дымковской игрушки является Дымковская слобода, которая находится неподалеку от города Вятка. Форма игрушек. Декор игрушки. Материал....

Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.

Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Дымковская игрушка"

Роспись дымковских игрушек в графическом редакторе PAINT...

Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора

Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...