Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Клинова Ирина Александровна

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" 1 класс по программе Б.М. Неменского. 

учебник Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011

Скачать:


Предварительный просмотр:

-Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Мамадыш

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

«РАССМОТРЕНО»                                                     Руководитель МО                                                

_______ / Т.И.Якимова/                                      

Протокол №1  

от «27»  августа 2016 г.                                                                                                                                                                                                  

«СОГЛАСОВАНО»        

Зам. директора по УР    

  __________ /Р.А. Аглямова/        

      «29» августа 2016 г.                                                                                                                        

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ №4  г. Мамадыш»                       ___________/И.М. Ханафеев/

Приказ №  91 от «31» августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «СОШ №4  г. Мамадыш»

по изобразительному искусству в 1А, В классе

учителя первой квалификационной категории

Клиновой Ирины Александровны

Рассмотрено на заседании                                                                                 педагогического совета                    

 протокол №1 от «29» августа 2016 г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Изобразитеное искусство » составлена на основе следующих нормативных документов

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
  3. Основная  образовательная программа начального общего образования
  4. Учебный план МБОУ «СОШ  № 4 г. Мамадыш» (утверждён приказом директора от 31.08.2016 № 93 )
  5. Календарный учебный график МБОУ «СОШ  № 4 г. Мамадыш»    (утверждён приказом директора от 31.08.2016 № 94 )
  1. 6.        Примерной программой начального общего образования и авторской программой (Примерная программа по  изобразительному искусству Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, М.: Просвещение, 2011 г.)

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Б.Н. Неменского

Состав УМК:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011

2.  Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.                  /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011

3.  Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011

Цель и задачи обучения «Изобразительного искусства» в 1 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.5 рабочей программы.

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

   

Основными задачами обучения предмету изобразительного искусства в 1 классе  являются:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Данная программа рассчитана на 33 часов, по 1 уроку в неделю.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2016/2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьная

Учителя

«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях внедрения государственных образовательных стандартов»

«Формирование УУД  в рамках реализации ФГОС.»

Содержание учебного предмета.

                Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

                Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов.

Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. 

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе на:

Сроки прохождения

экскурсии

по плану

по факту

1

Ты учишься изображать

9

-

2

Ты украшаешь

8

-

3

Ты строишь

11

1

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

1

Итого

33

2

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

(33 ч)

Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас.
  • Мастер Изображения учит видеть.
  • Изображать можно пятном.
  • Изображать можно в объеме.
  • Изображать можно линией.
  • Разноцветные краски.
  • Изображать можно и то, что невидимо.
  • Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений.
  • Цветы.
  • Красоту надо уметь замечать.
  • Узоры на крыльях. Ритм пятен.
  • Красивые рыбы. Монотипия.
  • Украшения птиц. Объёмная аппликация.
  • Узоры, которые создали люди.
  • Как украшает себя человек.
  • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни.
  • Дома бывают разными.
  • Домики, которые построила природа.
  • Дом снаружи и внутри.
  • Строим город.
  • Все имеет свое строение.
  • Строим вещи.
  • Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  • Праздник весны.
  • Сказочная страна.
  • Времена года (экскурсия)
  • Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Основные виды  учебной деятельности

дата

примечание

план

факт

Ты учишься изображать. (9 ч)

1

Введение в предмет.

Предмет «Изобразительное искусство». Рисунок солнца.

6.09

2

Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения.

Изображения в жизни человека.

Знакомство с Мастером Изображения.

Рисунок по замыслу.

13.09

3

Мастер Изображения учит видеть.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

20.09

4

Изображать можно пятном.

Пятно как способ изображения на плоскости.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, хвост, уши, усы и т.д.)

27.09

5

Изображать можно в объеме.

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.

Целостность формы.

Приемы работы с пластилином.

Лепка животного.

4.10

6

Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе»

11.10

7

Разноцветные краски.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проба красок.

Создание разноцветного коврика.

18.10

8

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение).

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Изображение настроения.

25.10

9

Художники и зрители

(обобщение темы).

Рассматривание художественных

произведений.

Художники и зрители..

Знакомство с понятием «произведение искусства».

Картина.

Скульптура.

Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

8.11

Ты украшаешь. (8 ч)

10

Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения. Изображение сказочного цветка.

15.11

11

Цветы — украшение Земли.

Красоту нужно уметь замечать.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа).

22.11

12

Узоры на крыльях.

Ритм пятен.

Украшение крыльев бабочки.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

29.11

13

Красивые рыбы.

Монотипия.

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Выразительность фактуры.

рыбок узорами чешуи.

6.12

14

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Изображение нарядной птицы в технике  объёмной аппликации.

13.12

15

Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Рисование орнамента.

20.12

16

Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Какие украшения бывают у разных людей.

Когда и зачем украшают себя люди.

Рисование сказочных героев и их украшений.

10.01

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Без праздничных украшений нет праздника.

Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Изготовление украшений к празднику.

17.01

Ты строишь. (11ч)

18

Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Рисование домиков для сказочных героев

24.01

19

Дома бывают разными.

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Построение на бумаге дома с помощью печаток.

31.01

20

Домики, которые построила природа.

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов.

7.02

21

Дом снаружи и внутри.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Рисование дома в виде буквы алфавита.

21.02

22

Строим город.

Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

 Складывание домика из бумаги,

постройка города из бумажных домиков.

28.02

7.03

23

Строим город.

24

Всё имеет своё строение.

Конструкция предмета.

Выполнение изображения животного

из различных геометрических фигур

в технике аппликации.

14.03

25

Строим вещи.

Конструирование и украшение упаковок.

Конструирование предметов быта.

Знакомство с работой дизайнера

4.04

11.04

26

Строим вещи.

27

Город, в котором мы живём.

Разнообразие городских построек.

Малые архитектурные формы, деревья в городе.

 Экскурсия.

18.04

28

Город, в котором мы живём.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию).

Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа).

25.04

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе?

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Рассматривание работ художников и детских работ.

2.04

30

Праздник весны.

Праздник птиц.

Разноцветные жуки.

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков.

9.05

31

Сказочная страна.

Изображение сказочного мира. Выразительность размещения элементов коллективного панно. Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).

16.05

32

Времена года.

Красота природы.

Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Экскурсия.

23.05

33

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Композиция на тему «Здравствуй, лето!

30.05

Планируемые результаты обучения  «Изобразительное искусство» в 1 классе.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности

  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Программно-методическое обеспечение:

1. Учебно-методическое обеспечение:

Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/

Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011

Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.                  /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011

Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011

2. Интернет-ресурсы.

Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

http://perspektiva.ru/ http://www.it-n.ru/http://festival.1september.ru/

http://www.nachalka.com/http://www.4stupeni.ru/http://www.uroki.net/docnach.h


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...