Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Чудиновских Валентина Александровна

Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы ГОУ РК «РЦО».

Структура курса выстроена в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Изобразительное искусство» - 7 класс, Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_7_klass.docx85.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Республиканский центр образования»

Структурное подразделение

«Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми»

Рекомендовано Утверждено

методическим советом приказом ЦДОДИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

__________«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПРАКТИКУМ.»________

(наименование учебного предмета)

___________________________Основное общее____________________________

(уровень образования)

__________________3 года___________________

(срок реализации программы)

Составитель: учитель начальных классов Чудиновских Валентина Александровна

г.Сыктывкар

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы ГОУ РК «РЦО».

Структура курса выстроена в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Изобразительное искусство» - 7 класс, Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.

Обучение учащихся по программе «Изобразительное искусство. Практикум.» осуществляется индивидуально и позволяет обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной общеобразовательной программы по изобразительному искусству.

Содержание данной рабочей программы обеспечивает более качественное освоение программы по изобразительному искусству обязательной части учебного плана основных образовательных программ.

Актуальность программы

Данная программа ориентирована на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.

Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по изобразительному искусству в начальной школе. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

  • развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, выставок рисунков, презентаций. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на занятиях знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Формы и методы организации процесса обучения:

При работе используются формы работы, основанные на общении, диалоге педагога и обучающегося, творческих способностей:

  • самостоятельная работа,
  • творческое задание,
  • упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения,
  • проблемные ситуации,
  • занятие-эксперимент,
  • нестандартное занятие с использованием компьютерных технологий,
  • творческое проектирование.

В основу программы легли методы:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • объяснительный, иллюстративный, проблемный, наглядный;
  • словесные: беседы, объяснения, анализ, совет;
  • информационно-рецептивный (т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения);
  • лично-ориентированный;
  • практико-ориентированный.

Для достижения целей и задач индивидуальной учебной программы используются цифровые образовательные ресурсы, ежегодно рассматриваемые на педагогическом совете и утвержденные приказом ЦДОДИ.

Система контроля: программа завершается творческой работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Практикум» разработана с учетом категорий детей-инвалидов, находящихся на обучении в ЦДОДИ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а также особенностей процесса обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

На обучении в ЦДОДИ находятся следующие категории детей-инвалидов:

- слабослышащие;

- слепые и слабовидящие;

- дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети-инвалиды с соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы.

В процессе обучения детей-инвалидов педагогами используются специальные приёмы, формы и методы работы, которые обеспечивают усвоение рабочей программы учебного предмета в полном объёме.

1. Для слабослышащих учащихся:

  • наличие визуального контакта, позволяющего детям-инвалидам держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух,  видеть фон за педагогом;
  • продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры;
  • регулирование уровня шума в помещении;
  • наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях;
  • увеличение времени на выполнение самостоятельных работ.

2. Для слепых и слабовидящих учащихся:

  • использование приемов алгоритмизации деятельности учащихся;
  • использование приемов сочетания зрительной и слуховой информации;
  • использование приемов сочетания письменной и устной работы;
  • использование приемов снятия зрительной и тактильной утомляемости;
  • использование приемов, позволяющих выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;
  • замена демонстрационных показов самостоятельными работами;
  • использование приемов конкретизации речи педагога;
  • соблюдение регламента зрительных (для слепых учащихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок;
  • использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения;
  • рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным (для слепых учащихся с остаточным зрением) восприятием учебного материала;
  • соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
  • обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания);
  • увеличение времени на выполнение самостоятельных работ (в 2 раза) и адаптация (в соответствии с особыми образовательными потребностями детей-инвалидов) текстового и иллюстративного материала;
  • доступность образовательной среды посредством использования учебников, дидактического материала и средств наглядности с увеличенным шрифтом;
  • использование персональных компьютеров или ноутбуков, оснащенных необходимым для данной категории учащихся специальным программным обеспечением;
  • использование специальных тифлотехнических устройств, позволяющих преобразовывать визуальную информацию в речь и в рельефно-точечный шрифт.

- визуальную информацию в речь и в рельефно-точечный шрифт.

3. Для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • использование наглядных (наблюдение, иллюстрация, демонстрация), практических (упражнение, лабораторная работа, практическая работа), словесных (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой) и двигательно-кинестетических методов;
  • тщательный отбор материала (небольшой по объему, содержащий ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты);
  • использование оптимального количества заданий с учетом возможностей и потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • постановка четких целей выполняемого задания;
  • анализ результатов каждого задания, осмысление причин ошибок и путей их устранения;
  • использование персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты), выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура»;
  • увеличение времени на выполнение самостоятельных работ.

При работе с детьми-инвалидами с соматическими заболеваниями используются традиционные приёмы, методы и формы обучения.

Планируемые результаты обучения

7 класс

Предметными результатами изучения факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» в 7-м классе являются формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

• использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель: графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.

Личностные:

- уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Основные виды деятельности учащихся:

- изображение на плоскости, в объеме, с натуры, по памяти, воображению;

- декоративная и конструктивная работа, лепка, аппликация, объемно-пространственное моделирование;

- проектно-конструктивная деятельность, художественное фотографирование и видеосъемка; - восприятие явлений действительности и произведений искусств;

- обсуждения работ товарищей и результатов коллективного творчества;

- обсуждение художественного наследия, подбор иллюстраций, прослушивание литературных и музыкальных произведений, народных, классических и современных.

Содержание учебного предмета:

  • Дизайн и архитектура -конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (8 часов)
  • Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. (8 часов)
  • Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (12 часов)
  • Человек в зеркале дизайна и архитектуры. (7 часов)

В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе материала, уметь вовремя направить творческий замысел в нужное русло.

Тематическое планирование

Тематическое планирование занятий разработано на 3 года (105 часов) средней школы. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1 час в неделю: в пятом классе 35 часов, во шестом классе - 35 часов и в 7-м классе — 35 часов. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.

Раздел

Кроличество часов

Тема урока

Дизайн и архитектура -конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

(8 часов)

1

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

2

2

Прямые линии и организация пространства.

3

3

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

4

4

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

5

5

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

6

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

7

7

Многообразие форм полиграфического дизайна.

8

8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

(8 часов)

9

1

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

10

2

Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

11

3

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.

12

4

Важнейшие архитектурные элементы здания.

13

5

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

14

6

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

15

7

Роль и значение материала в конструкции.

16

8

Цвет в архитектуре и дизайне.

17

1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

18

2

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

19

3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

20

4

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

21

5

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

22

6

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

23

7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

24

8

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

25

9

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

26

10

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

27

11

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

28

12

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

 Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

 (7 часов)

29

1

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

30

2

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

31

3

Творческая работа в рамках промежуточной годовой аттестации.

32

4

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

33

5

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

34

6

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

35

7

Имидж; лик или личина? Сфера им ид ж- дизайна. Моделируешь себя - моделируешь мир. Выставка творческих работ.

Итого: 35 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Питерских, А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
  • Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских : под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Методические пособия для учителя:

  • Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2007.
  • Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт. -сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 171 с.
  • Изобразительное искусство. 5-7 классы : проверочные и контрольные тесты / авт. - сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с. 
  • Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение. 2011.

Информационно-коммуникативные средства:

Перечень цифровых образовательных ресурсов

1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;

2. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. -www.festival.1september.ru.

3. http://school-russia.prosv.ru/ Официальный сайт «Школа России»;

4. http://www.uroki.ru Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологи;

5. Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru;

6. Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org;

7. Государственный Русский музей www.rusmuseum.ru;

8. Программные ресурсы: компьютер Mac OCX, графический редактор ArtRage, QuickTime Player, iMovie, NeoOffice, PowerPoint, ПервоЛого.

Обучающие сайты по рисованию:

http://aleksandrfesenko.ru/category/zhanry/naturmort  - презентации

https://yandex.ru/video/search?filmId=9374256127075658199&text=рисуем%20зиму%20гуашью&noreask=1&path=wizard видеоуроки

Список используемого программного обеспечения:

1. компьютер Mac OCX;

2. Программные ресурсы: Skype, QuickTime Player, NeoOffice, PowerPoint, ПервоЛого;

3. Twiddla.com; iMovie; ArtRage; образовательная среда, созданная на платформе MOODLE.

4. Демонстрационный материал: электронные презентации, выполненные в программе ПервоЛого, индивидуальные карточки, выполненные в NeoOffice и QuickTime Player, интерактивные задания в LearningApps/org, видеоролики с нестандартными заданиями, записанные в QuickTime, электронная доска Twiddla.com.

Технические пособия:

Специализированный программно-технический комплекс для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья:

  • Компьютер Mac mini
  • Монитор
  • Клавиатура
  • Наушники
  • Микрофон
  • Колонки
  • Веб-камера
  • Сканер
  • Черно-белый лазерный принтер
  • Графический планшет
  • Микроскоп
  • Цифровая фотокамера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

рабочая программа для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по английскому языку к УМК Spotlight 4 разработана с учетом обновленных ФГОС ООО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по биологии» для 10-11 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка Элективный курс включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по химии» для 10-11 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена  на основе:Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. г. № 273-ФЗ (новая редакция)Требованиями  ФК ГОС нача...