«Реализация задач этнокультурного воспитания в образовательных организациях»
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Гусева Надежда Александровна

этнокультурное воспитание это процесс, в котором цели, задачи, содержание,технологии воспитания ориентированы на развитие и социаализацию личности  как  субъекта этноса а как гражданина многонационального Российского государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие в работе республиканского круглого стола в рамках стажировки на тему: «Реализация задач этнокультурного воспитания в образовательных организациях» на базе СОШ №14 г. Казани.

 «Из опыта работы «Воспитательный потенциал дисциплин художественно-эстетического цикла. Этнокультурное воспитание», учителя ИЗО, МБОУ «СОШ №11 ЗМР РТ» Гусевой Надежды Александровны.

Воспитательный ресурс предметов общеобразовательной школы: ИЗО, музыка, литература, искусство, определяется гуманитарной направленностью их содержания. Кроме первостепенных воспитательных задач, определенных спецификой данных предметов, направленных на художественное воспитание, воспитание эстетической культуры личности, духовно-нравственное воспитание и развитие, воспитание потребности творчества и творческого саморазвития, предметы предоставляют возможности воспитания толерантной культуры и этнокультурного воспитания.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. 

Система этнокультурного образования призвана содействовать решению задач воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции.

Этнокультурное воспитания я осуществляю как на уроках, так и во внеурочной деятельности: на занятиях кружка, в организации работы творческой группы “Оформитель”, в организации проектной деятельности учащихся, при этом используя разные формы проведения занятий и разнообразные технологии.  

Например,. Программа по ИЗО 5 класса, тема первой четверти «Древние корни народного искусства».  Учащиеся знакомятся с истоками декоративного искусства русского народа, с народными промыслами, следующая тема «Связь времен в народном искусстве», где рассматривается искусство татарского народа.

Программа по ИЗО 6 класс: «Пейзаж – большой мир.», «Образ человека – главная тема искусства» ( Великие      художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,       В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин, Б.И. Урманче , Р.М.Якупов)

Программа 7класса: «Изображение фигуры человека в истории искусства» (Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека), «Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Татарстана.»

Организуя проектную деятельность учащихся старших классов, готовим проекты на НПК темы, которых связаны с изучением истории искусств татарского народа «Особенности формирования и развития татарской национальной вышивки», «Национальный татарский костюм в экспозициях
школьных музеев».
 У татарской народной вышивки есть не только славное прошлое, но и настоящее. Она и сегодня является самым массовым видом художественного творчества народа. Вышивание как вид женского рукоделия особенно популярно в сельской местности, где вышитые изделия (в отличие от города) еще не полностью утратили вековые связи с некоторыми народными обрядами, семейными и общественными праздниками (свадьба, сабантуй), представляя своеобразные элементы национального быта.

Участвуя в конкурсах рисунка этнокультурной направленности формирую ценностные характеристики личности, отражающие в отношение к своей Родине, своему народу.  Например, участие в международном конкурсе профессионального художественного творчества «Мое детство – моя страна», республиканском конкурсе «Сохраним природу Татарстана!» .

Современное общество строится на общечеловеческих, культурно-этнических, художественно-эстетических, духовных ценностях. Обращение к этим ценностям предполагает включение человека в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Культурное наследие всегда служило фундаментом духовного развития поколений. В нем сосредоточены те гуманистические ценности, которые не подвержены старению. Мировое культурное богатство, созданное в течение тысячелетий трудом различных народов, имеет непреходящее культурно-этническое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с деятельностью образовательной организации.

В данном разделе представлены документы, подтверждающие участие и реализацию значимых для организации  инициатив....

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с деятельностью образовательной организации.

В разделе представлены направления деятельности педагога по проектированию и реализации инициатив,  направленных на повышение эффективности деятельности образовательной организации....

"Разработка и реализация модели здоровьесберегающего воспитания в образовательном учреждении"

quot;Разработка и реализация модели здоровьесберегающего воспитания в образовательном учреждении"...

Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях

В статье рассматривается вопрос о том, что такое наставничество, какова роль наставника в образовательном процессе....