Рабочая программа курса внеурочной деятельности (4-6 классы) "Картинная галерея"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) на тему

Рыжова Наталия Александровна

 "Картинная галерея" (4-6 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinnaya_galereya_programma.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

307170, Курская обл., г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д. 6

Принята

Педагогическим советом

МОУ «СОШ №13»

Протокол №1 от 30 августа 2017г

Утверждена

Приказ №1-346 от 01.09.2017г.

Директор МОУ «СОШ №13»

_____________В.И.Якунин

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

"Картинная галерея"

(4-6 классы)

Основное общее образование

Срок реализации – 2017-2018 учебный год

Автор-составитель: учитель

изобразительного искусства

Рыжова Н. А.

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся начальной школы предполагает не только овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном  искусстве, но так же  ознакомление с творческим  наследием  известных  художников прошлого и настоящего, воспитание  художественных интересов и потребностей, восприятие зрительных образов прекрасного чему способствуют организация и проведение различных выставок.

Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения, который предусматривает введение в учебный план образовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». Одним из направлений данного раздела является: художественно-творческое развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

    Художественное творчество способствует  развитию у детей творческой активности, эмоциональной раскрепощенности, ассоциативной вариативности.
  Образовательная программа кружка «Картинная галерея» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Закон российской Федерации «Об образовании».

  • Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».

  • Инструкции по технике безопасности.

Программа «Картинная галерея» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности , формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Ученики могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе оформлением выставок , а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика , полученная на уроках и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Картинная галерея» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в школе , программа курса рассчитана на 34 часа в год, 1 часа в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и внеурочного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

  1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления выставок.
  2. Развитие стремления к углублению знаний.
  3. Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
  4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
  5. Формирование чувства коллективизма.
  6. Развитие чувства прекрасного через созерцание выставочных экспонатов.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 9-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных
принципов:
1. Многообразия.

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Формы занятий:

  • монтирование выставок;
  • практические оформление работ;
  • создание проектов;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • коллективная работа;
  • экскурсии.

В результате работы по программе «Картинная галерея» обучающиеся должны знать:

  • понимать графику, живопись как вид искусства, средства выразительности в графике., живописи;
  • Разбираться и различать виды и жанры искусства, владеть навыками словесного рисования;
  • уметь смотреть и анализировать произведения живописи, выражать своё мнение;
  • и изучать  литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира, знать музеи ;

должны уметь:

  • умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
  • воплощать свои идеи, как и умение выражать свои мысли;
  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
  • навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
  • навыки в оформительской деятельности;
  • первичные навыки работы пером и маркером;

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение восхищаться  произведениями искусства.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.

 

Учебно-тематический план

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

Теорет.

Практ.

1.

Подготовка документов, организация хранения работ

1.оформление папки и файлов, организация хранения творческих работ учащихся

1

1

 

2.

Вводный этап

1.Организация  рабочего места .2. 3.  Выставка художественной фотографии и работ учащихся к 60-летнему юбилею  Железногорска — к дню города. (Региональный компонент)

3

2

1

3.

Оформительская деятельность

1. Разновидности декоративно-оформительских работ.

2. Материалы, инструменты, приспособления.

3. 4. Поздравление, открытка, стенгазета к празднику

«День учителя».

5. 6. Практические указания и советы по технике оформления творческих работ . (изготовление паспарту, бирок для работ, стенды)

7.8. Выставка альбомов русских художников первой половины XIX века ( кабинет ИЗО)

8

 7

 1

4.

Выставки

1. Правила, приемы и средства композиции оформления выставок.

2.3. Тематические выставки  лучших работ выполненных на уроках  ИЗО.

4. Персональные выставки одарённых учащихся .

 4

 3

1

5.

Художественное конструирование

1. Из истории открытки (от ретро до современности).каб. ИЗО
2. Выставка «Встречаем Новый год и Рождество».
3. Коллективная работа «Ёлочка».
4. Рождественские елочные игрушки.

 4

 3

 1

6.

 

 

 

Шрифт

1. Краткий очерк истории развития и виды шрифта.
2.  Шрифты в оформлении заголовка выставок

 2

1

 1

7.

Полиграфический дизайн.

1. Многообразие видов дизайна и полиграфии.

2. Применение полиграфии в оформлении выставок. Тематическая выставка книжных альбомов музеев мира (Эрмитаж, Третьяковка, Лувр и т.д.)

 2

 1

 1

8.

Плакат.

1. Виды плакатов и афиш.
2. Выставка ретро открыток к дню 8-е марта (каб. ИЗО)
3.4.Выставка  композиции к празднику 23 февраля и 8-е марта, выполненных на уроках ИЗО.

 4

 3

 1

9.

Орнамент.

1. Краткие исторические сведения об орнаменте.
2. Построение орнамента в оформлении выставок.

 2

 1

 1

10.

Итоговая выставка в конце учебного года.

1. Декоративно-оформительская работа в школе.

2.Выставка лучших работ учащихся по итогам года.

3. Работа с архивным материалом работ учащихся.

4. Пополнение и систематизация  фонда лучших работ и художественных фото.

 4

 3

 1

 

 

Итого:

34 ч.

 38ч.

98 ч.

Краткое содержание учебных тем

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

1.

Организация

Подготовка документов

 

2.

Вводный этап

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

3.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

4.

Выставки

Беседа. Персональные выставки. Композиция выставок. Выразительные свойства в оформлении экспозиций.

Паспарту — индивидуальное оформление работ, монтирование выставок.

5.

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.
2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.
3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

6.

 

 

 

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

1. Создание композиции из произвольного количества букв.
2. Создание композиции из линии строкового текста.
3. Нарисовать название выставки.

7.

Полиграфичес-кий дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Буквицы».
2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

8.

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1.Выполнение эскизов плакатов.  «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов.
Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов в оформлении заголовка выставок.

10.

Итоговая выставка в конце учебного года.

Традиции организации и оформления праздничной выставки: заготовка листьев, цветов, буквиц.

Коллективная работа по итогам года. Выполнение проектов оформление итоговой выставки. Экскурсия на городскую выставку «Жемчужина КМА»

Литература.

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
  11. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
  12. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...