Урок изобразительного искусства по теме "Древние соборы" , 4 класс, по программе Б. Неменского
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Черновалова  Елена Александровна

Урок ИЗО для 4 класса по теме "Древние соборы" по программе Б. Неменского. План конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izo_4_kl_drevnie_sobory.zip1.19 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока изобразительного искусства, 4 класс.

Тема: «Древние соборы»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование к уроку:

Для учителя: компьютер, проектор, презентации по теме, доска, мел, наглядные пособия.

Для учеников:  картон, гуашь, карандаш, резинка, кисти, баночки с водой

           

           План урока:

  1. Орг.момент 3 мин.
  2. Вступление.
  3. Объяснение новой темы.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

Цель урока: формирование у учащихся представление о конструкции здания древнерусского древнего каменного храма.

Задачи. Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к мировой истории, уважение к  своей культуре.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Межпредметные: расширение знаний по истории, литературе.

1. Вступление

Актуализация знаний прошлого урока: гуашь- акварель; линия горизонта, план на картине, больше- меньше.

Беседа: Сегодня мы совершим  путешествие в прошлое.

Колокол дремавший разбудил поля

Улыбнулась солнцу сонная земля. (Есенин)

 Звонят колокола, читаю стих:

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

(М. Просянников)

Итак, ребята, как вы думаете, что сегодня мы будем изучать и изображать (Называют)

Итак, урок начнём,

И разговор наш поведём

О соборах Древней Руси –

Гордости нашей страны.

Итак тема сегодняшнего урока : -«Древние соборы»

На Руси храмы стали строить  с принятием христианства. Собор святой Софии в Киеве. .Храм для  людей  - Дом Божий.  Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.  Итак что такое храм? Собор,

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. ? Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.

Что же представляет собой храм, как архитектурное сооружение. Из каких частей состоит Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

Завершением храмов служат купола.

 Существуют основные формы куполов : овальная, похожая на яйцо. шатровая

Шлемовидная похожая на шлем богатыря, Сравнение с богатырем

луковичная, символизирующая пламя свечи.

Купола  бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Закрепление: 1) Понятия Слайд. 2) Архитектурные Элементы (слайд)

3. Самостоятельная творческая работа детей.

Задание: Изобразите на картоне, гуашью русский храм без предварительного рисунка (сразу кистью)

4. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ.

Рефлексия: Что сегодня на уроке вы узнали такое, чего не знали раньше? Что было самым трудным?

        Краткий словарь архитектурных терминов

Апсида — алтарный выступ в храме, полукруглый или многоугольный в плане, где размещается алтарь.

Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, на которой сооружен купол.

Барокко — архитектурный стиль XVII-XVIII веков, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью.

Бочка — форма покрытия в виде двух округлых скатов, сходящихся вверху под конек.

Восьмерик — восьмигранное в плане сооружение.

Глава — купол с барабаном, увенчивающий здание храма.

Закомара — свод, полукруглые завершения верхних наружных стен церкви, обычно соответствующие форме сводов

Иконостас — алтарная преграда в храме, отделяющая алтарь от основной части храма, имеющая несколько ярусов с иконами.

Интерьер — внутреннее пространство здания.

Карниз — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания.

Классицизм — архитектурный стиль XVIII- начала XIX вв.; отмечен обращением и подражанием античному наследию. Классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанность в декоре.

Кокошник — декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна — архитектурно обработанный обычно круглый столб.

Композиция — построение (структура) здания, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Конек — стык двух скатов кровли.

Контрфорс — вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.

Куб — основной объем храма.

Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка — плоский вертикальный уступ в стене.

Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Наличник — обрамление оконного проема.

Неф — (дословно "корабль") продольная часть храма, отделенная от соседнего аркадой или лопаткой на поверхности стены.

Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм.

Пилястра — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Подклет — нижний этаж здания.

Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Престол — высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря.

Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор — помещение в виде прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция — перестройка, модернизация, обновление здания.

Реставрация — восстановление здания в первоначальном (или близком к первоначальному) виде.

Ротонда — круглая постройка, перекрытая куполом.

Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Свод — 'пространственная конструкция, перекрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности. Различают крестовые, сомкнутые (коробовые) и др. своды.

Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фасад — одна из сторон здания.

Четверик — четырехгранное в плане сооружение.

Шатер — высокое четырех-шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни.

Ширинка — прямоугольная впадина в стене.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе....

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Развернутое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов общеобразовательных школ по программе Б.М. Неменского может быть полезным для учителей изобразительного искусства, а также дл...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.

5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...