Рабочая программа по черчению для 8-9 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8, 9 класс) на тему

Маливенко Евгения Викторовна

Рабочая программа по черчению составлена на основе:

1. Федерального государственного стандарта общего образования , приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. № 1897

2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии 2004 г.

3. Обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.).

4. Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

5. Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Черчение 8-9 классы авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2006.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Рабочая программа по черчению ориентирована на обучающихся 8-9 классов. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации учебником для общеобразовательных учреждений:

Черчение / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. 4-е издание – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.

Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.

Способствовать развитию графической культуры и графической грамотности поможет школьный курс «Черчение».

Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Черчению»:

· развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач;

· овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;

· овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

· формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач;

· формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда;

· приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.

Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.

Школьный курс черчения:

· помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;

· имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;

· приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;

· содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.

При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.

В основу курса черчения для 8-9 классов положены такие принципы, как:

· научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;

· систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;

· развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;

· связь с жизнью в преподавании черчения- необходимость при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;

· ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.

С целью формирования у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, способностей к познанию техники с помощью графических изображений, а также для углубления и расширения знаний в области графических дисциплин и лучшей адаптации в системе высшего образования и современного производства, быстрого и качественного освоения более сложной вузовской программы в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 8-9 классах предмета «Черчение».

В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения практических и графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе, что составляет 35 часов в год в 8 классе и 34 часа в год в 9 классе. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов по курсу «Черчение» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 89_cherchenie.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Пятигорска

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Черникова Е.В.

Протокол № ____ от

«_____»_______2013 г.

                «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 ____________ Аршинова М.А.

«_____»_______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №2

_______________ Мичева И.С.

Приказ № ____ от

«__» ____________2013г.

Рабочая программа  по черчению 

для 8 и 9 классов

                                                                                                   Составитель: учитель черчения

                                                                                                            МКОУ СОШ №2 г. Пятигорска

                                                                          Маливенко Е.В.

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Черчение» в 8 и 9 классах изучается согласно учебному плану МКОУ СОШ №2 г. Пятигорска на 2012-2013 уч. год рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М.Селиверстов).

Цели и задачи изучения курса черчения в 8-9 классах является

  • обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
  • всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
  • развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
  • развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • научить пользоваться учебными и справочными материалами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

8 класс

Введение в предмет (1 час):

  • значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
  • инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Правила оформления чертежей (5 часов):

  • понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
  • линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
  • сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
  • применение и обозначение масштаба;
  • некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
  • понятие о симметрии. Виды симметрии.

Геометрические построения (4 часа):

  • деление углов на равные части;
  • деление отрезков на равные части;
  • сопряжение;
  • выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

Способы проецирования (17 часов):

  • проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
  • прямоугольные проекции;
  • выполнение   изображений   предметов   на   одной,   двух   и   трех   взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;    _
  • расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

•        косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
.   проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

•        аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;


•        понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения;

Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):

  • анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
  • нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
  • нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
  • анализ графического состава изображений;
  • чтение чертежей детали;
  • решение графических задач, в том числе творческих.

9 класс

Обобщение сведений о способах проецирования (1 час).

Сечения и разрезы (14 часов):

  • сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
  • разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
  • применение разрезов в аксонометрических проекциях;
  • определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;
  • чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
  • решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи (14 часов):

•        общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии.   Обозначение   метрической  резьбы.   Упрощенное  изображение резьбовых соединений;

  • работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
  • выполнение чертежей резьбовых соединений; ,


  • обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения;
  • изображения на сборочных чертежах;
  • некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
  • чтение сборочных чертежей. Деталирование;
  • выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

Строительные чертежи (3 часа):

  • понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
  • условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
  • чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

Контрольная работа (2 часа)

ОСНОВНЫЕ    ТРЕБОВАНИЯ    К     ЗНАНИЯМ    И    УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа;
  • приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • последовательность построения чертежа;

•        основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

9        КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
  • типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
  • условности изображения и обозначения резьбы;
  • правила оформления сборочного чертежа;
  • некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Учащиеся должны уметь:
  • выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
  • правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
  • выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
  • читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
  • анализировать форму детали по сборочному чертежу;
  • -читать несложные строительные чертежи;
  • пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;
  • применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.

Тематическое планирование учебного материала за курс 8 класса

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Домашнее задание

1

Введение. Чёртёжные инструменты и приёмы работы с ними.

1

Введение, §1

2

Государственные стандарты. Шрифт. Прописные буквы, строчные буквы.

1

§2,п.2.1,г/р1

3

Оформление основной надписи. Формат А4

1

§2,п.2.2,зд.1,2(с.24)

4

Линии чертежа

1

§2,п.2.3,г/р2

5

Чертёж плоской детали. Формат А4

1

§2,п.2.4

6

Правила нанесения размеров

1

§2,п.2.5

7

Проецирование. Прямоугольное проецирование

1

§3,п.3.1

8

Проецирование на 2 плоскости проекций

1

§3,п.3.2

9

Проецирование на 3 плоскости проекций. Расположение видов на чертежах.

1

§3,п.3.3

10

Выполнение чертежей

1

§3,п.3.4,п/р2

11

Моделирование по чертежу.

1

§3,п.3.5

12

Аксонометрические проецирование плоскогранных предметов

1

§3,п.3.6

13

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов

1

§3,п.3.7

14

Аксонометрическое проецирование предметов, имеющих круглые проекции

1

§3,п.3.8,п/р3

15

Технический рисунок.

1

§4,п.4.1

16

Анализ геометрической формы предмета.

1

§4,п.4.2

17

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

1

§4,п.4.3

18

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

1

§4,п.4.3

19

Чертёж группы геометрических тел

1

§4,п.4.4

20

Последовательность построения видов

1

§4,п.4.5

21

Проекции вершин, рёбер и граней предмета

1

§4,п.4.6

22

Построение проекций точек на поверхности предмета

1

§4,п.4.7,п/р4

23

Построение 3-го вида. Анализ графического изображения

1

§4 – повт.

24

Построение 3-го вида. Анализ графического изображения

1

§4 – повт.,г/р5

25

Нанесение размеров с учётом формы предмета

1

§4,п.4.8

26

Деление окружности на равные части. Сопряжения

1

§5,п.5.1

27

Выполнение чертежа с элементами сопряжений

1

§6,п.6.1

28

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел

1

§6,п.6.2

29

Порядок чтения чертежей деталей. Устное чтение чертежей

1

§6,п.6.3

30

Творческие задачи

1

§6,п.6.4,п/р9

31

Эскизы, порядок выполнения. Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования

1

§6,п.6.5

32

Выполнение чертежей деталей с элементами конструирования

1

§6,п.6.6

33

Выполнение чертежа предмета в 3 видах с преобразованием его формы (приём удаления части предмета)

1

§6,п.6.7,п/р10

34

Повторение

1

§7

Тематическое планирование учебного материала за курс 9 класса

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Домашнее задание

1

Обобщение сведений о способах проецирования

1

§19 вопросы, рис. 161 (44)

2

Сечения. Правила выполнения

1

§20,21,22

3

Графическая работа №1 «Эскиз детали с выполнением сечений».

1

Повторить § 20,21,22

рис. 177

4

Чертежи деталей с выполнением сечений. Работа по карточкам

1

Завершить работу

5

Простые разрезы

1

§23,24 (1,2,3) вопр 48 (рис.180)

6

Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

1

Повторить § 23,24(1,2,3)

рис. 200

7

Простые разрезы. Работа по карточкам

1

Повторить § 23,24(1,2,3)

8

Соединение части вида с частью разреза. Местные разрезы

1

§24.4,25 рис 194(56)

9

Графическая работа № 3 «Чертёж детали с применением разреза»

1

Повторить §24,25

10

Особые случаи построения разрезов

1

§26,27.1 рис.195(57)

11

Применение разрезов в аксонометрических проекциях

1

§27.2

12

Определение необходимого и достаточного числа изображения на чертежах

1

§28,29 рис 186(52)

13

Графическая работа № 4 «Чтение чертежей».

1

рис 206,207

14

Графическая работа № 5 «Эскиз с натуры».

1

Повт.

15

Контрольный тест по теме разрезы

1

Повторить §23,24,25

рис. 187(53)

16

Закрепление знаний о разрезах

1

Повторить §23,24,25

рис.188(54)

17

Общие сведения о соединениях деталей

1

§30 рис 209

18

Изображение и обозначение резьбы

1

§31 рис.211-215(58)

19

Изображение болтовых и шпилечных соединений

1

§32

рис.217(59)-219

20

Графическая работа № 6 «Чертёж резьбового соединения».

1

Карточки задания,

стр.173

21

Шпоночные и штифтовые соединения

1

§33, ответы на вопросы- устно/рис.224,228

22

Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей

1

Повторить §31-33

23

Обобщение и систематизация сведений о сборочных чертежах

1

§34

рис.233

24

Разрезы на сборочных чертежах

Размеры на сборочных чертежах

1

§34

рис. 235-237

25

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах

1

§35,36

рис.240

26

Чтение сборочных чертежей.

Графическая работа № 7

1

Стр.193

рис.244

27

Понятие о деталировании

1

§37

стр.202 рис.251

28

Графическая работа № 8 «Деталирование»

1

§37 стр.208,

рис.258

29

Графическая работа № 9 «Решение творческих задач с элементами конструирования».

1

стр.209

рис.259

30

Архитектурно- строительные чертежи и их особенности

1

§38

стр.212 рис.260

31

Условности изображения на строительных чертежах

1

§39 стр.216

рис. 264-265

32

Графическая работа. № 10 «Чтение строительных чертежей».

1

§40

33

Итоговая контрольная работа.

Графическая работа № 11

1

стр.218

34

Обзор разновидностей графических изображений

1

Приложение 1,2

Список учебно-методической литературы

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
  2. В.И.Вынепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д.Ботвинникова,В.И.Виноградова, И.С.Вышнепольского. АСТ.Астрель Москва.
  3. Программа общеобразовательных учреждений. Черчение.7-11 классы.Москва.Просвещение.2010.
  4. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  6. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.
  8. Поурочные разработки по черчению. Г.Г.Ерохина. 9 класс.-М.-ВАКО,2011.
  9. Домашняя работа по черчению за 7-8 классы к учебнику «Черчение»/А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский.-4-е изд., дораб.- М.:АСТ: Астрель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов к учебнику А.Д. Ботвинникова...

Рабочая программа по черчению для 8-9 класса

   Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 8-9 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003;обязатель...

Рабочая программа по черчению в 8-9 классах

Рабочая программа по черчению  для 8-9-го классов составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный  компонент государственного стандарта основного общег...