ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 5 КЛАССЕ ВЫШИТЫЙ РУШНИК.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей и культурой. Расширение кругозора и словарного запаса.

Знакомство с народной вышивкой, со знаками и символами, изображенными на рушниках. Развитие навыков рисования орнамента, аккуратности, терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izo_v_5_kl._vyshityy_rushnik.docx945.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 5 КЛАССЕ

 ВЫШИТЫЙ РУШНИК.

Преподаватель Позднякова Т.В.

Конспект

Тема урока:

Вышивка на рушниках

Тип урока:

Практическая работа.

Цель урока:

Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей и культурой. Расширение кругозора и словарного запаса.

Задача урока:

Знакомство с народной вышивкой, со знаками и символами, изображенными на рушниках. Развитие навыков рисования орнамента, аккуратности, терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики.  

Оборудование для учителя:

Фото, образцы вышивок, образец вышитого полотенца, учебники,  методические пособия и таблицы.

Оборудование для учащихся:

Альбомы, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаши, фломастеры, краски, баночки для воды, тряпочка, ластик

Зрительный ряд:

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята, хорошо ли вы меня слышите? У всех ли есть слуховые аппараты? Сегодня мы начинаем  большую тему о том, как люди с как каждый народ украшает и строит жилища.

 В начале урока учитель пишет на доске новые слова, которые будут использованы на уроке. К незнакомым словам пишутся пояснения.

II. Вводная беседа 

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.

Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.

Что означал рушник в жизни человека? Рушники дарили на свадьбу, на рушнике подавали хлеб – соль, рушниками украшали красный угол в избе. Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем  на радость.  Девочки приобщались к рукоделию с 8-9лет, готовили себе приданное под руководством матери. Узоры начинали вышивать с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда еще оставалось время до начала полевых работ. Вышивает под благотворящими лучами вешнего солнца.    «Узор» звучит как «заря», « зарево»,  «зарница». Узор рдеет на белом фоне рушника, как заря. Белый цвет – это свет, чистота, благо. На Севере мастерицы называли его «земля» . Он олицетворял женское начало. Красный- цвет Солнца, огня, жизни, красоты – олицетворял мужское начало.  Красные узоры вышивки – Земля, получившая энергию от Солнца и способная дать жизнь всему живому. Узоры на рушник выбирались неслучайно. Птицы- весна, радость. Круги – солярные знаки. Растения – Древо Жизни. Женская фигура –символ плодородия.

 (Учитель показывает рисунки и фото)

III. Самостоятельная работа.

Учитель раздает детям трафареты узоров вышивки: женские фигуры, птицы, растения. Он предлагает ученикам взять красную цветную бумагу, обвести фигурки по контору, вырезать и наклеить фигурки на белый лист бумаги. предлагает каждому ученику  нарисовать свою русскую  избу и говорит, что потом из этих изб мы создадим образ русской деревни.

Следующий этап – придумать орнамент в полосе - кружочки, ромбы, треугольники и т.д. и дополнить узорами фигуры. Рисовать надо фломастерами – черным, красным, желтым, зеленым.

Последний этап –нарисовать кружево ( гуашь и черный фломастер). Кружево наклеить ниже полосы узора, чтобы рушник смотрелся как настоящий.

Учитель раздает детям вырезанные из картона шаблоны русской избы. Детям надо обвести их по контуру и нарисовать детали.

Дети начинают работать, учитель ходит по классу, помогая и подсказывая. Задача учителя – ободрить и помочь каждому найти свой вариант выполнения задания.

В конце урока проводится выставка и анализ детских работ. Ребята рассказывают о своих работах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...