Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6, 7 класс) на тему

Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass.docx166.73 КБ
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Учитель изобразительного искусства Степченко Наталья Александровна

МБОУ «СШ №3» города Смоленска

 Цели:

  • познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
  • развивать навыки овладения техникой рисования;
  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  • учить выполнять рисунок карандашом.
  • научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело» 3)схема1, схема2

План урока.

  1. Беседа рисунке, о канонах изображения человека.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I.         Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

II.         Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.

 III.         Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

 Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

 Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У  человека высокого роста обычно нижняя часть тела равна верхней , у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

  IV.         Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные схемы  рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 V.                Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

Схема1                                                                Схема2

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\цветы\proporcii1.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\цветы\proporcii3.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе

учитель изобразительного искусства Степченко Наталья Александровна

МБОУ «СШ №3» города Смоленска

Учебник: Неменская Л.А.,  Изобразительное искусство, 6 класс.

Тема четверти: Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Цели урока.

Образовательные:

  1. Расширение знаний о различных видах изобразительного искусства.
  2. Знакомство учащихся с пространственными видами искусства и художественными материалами.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса, межпредметные связи.
  2. Развитие творческой фантазии, умений и навыков владения живописными и графическими приемами изобразительного искусства.

Воспитательная:

  1. Приобщение детей к культурному наследию человечества.
  2. Формирование умений использовать и различать разнообразные средства в образных языках искусств.

Основные практические задачи:

  • Научить сочетать разные возможности красок при создании выразительной композиции.

Оборудование урока: интерактивная доска с презентацией, гуашь, акварель,  кисти, ветошь, баночка для воды, бумага акварельная.

Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.


Технологическая карта урока

Методическая составляющая урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

Описание инструментария работы на интерактивной доске

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места.

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: «Что такое искусство? Зачем оно людям? Когда оно возникло и с чего все началось?»

Входят в класс и рассаживаются по местам

демонстрация слайда в полноэкранном режиме (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст).

Сообщение новых знаний.

Постановка учебной задачи.

Изобразительное искусство Как часто мы встречаемся с ним и какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь рисовать, что значит понимать искусство и почему этому надо учиться? Давайте об этом прочитаем в учебнике.

(пояснения учителя по тексту)

Играя, можно рисовать палкой на песке и лепить фигуры из снега. Можно воспользоваться любым подручным материалом и сделать прекрасные изображения, но их трудно сохранить надолго.

Для изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы: живописные, графические и скульптурные. (Часть материалов учитель демонстрирует на экране доски, часть показывает в натуральном виде, о каждом рассказывая).

слушание

чтение (учебник, стр.8-9)

чтение (учебник, стр.10-12)

демонстрация слайда в полноэкранном режиме

(для создания слайда использовались панель захвата изображения, текст).

Физминутка

А теперь отдохнем!

Просмотр видеофильма и выполнение простейших физических упражнений

Практическая работа. Знакомство с новыми техническими приемами работы с акварелью и гуашью. Индивидуальная работа с учащимися.

Посмотри, какие выразительны композиции красками получились у ребят. Попробуй и ты.  На листе бумаги испробуй самые разные возможности красок. Не старайся при этом рисовать что-либо конкретное, просто стремись к тому, чтобы краска красиво растекалась, а соседние пятна смешивались между собой.

Работают с акварелью и гуашью.

Конструкционная карта практической части урока подготовлена благодаря сканированию изображений, и текста.

Подведение итогов урока. Домашнее  задание.

Д.З.: Попробуйте на бумаге различные графические материалы и инструменты - карандаши, уголь, пастель, тушь и перо, тушь и кисть, фломастеры. Не надо рисовать сразу какое-либо конкретное изображение, сделайте штрихи и линии разной толщины и длины. Постарайся, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво.

Литература:

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс, Москва, Просвещение, 2009 г.
  2. Уотт Ф., Милборн А., Диккинс Р., Маккафферти Я. Большой самоучитель рисования, Москва, ЗАО «Росмэн-пресс», 2010.

Использованные ресурсы:

  1.  Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, АО Коминфо.
  2. Фильм «Buddha-bar»,  Allain Bougrain Dubourg.