Развитие креативного мышления детей
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Федорова Наталья Юрьевна

Креативность, одарённость.  Способы развития ккреативности. Креативность - возможность полной реализации возможностей ребёнка и достижение результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya_u_mladshih_shkolnikov.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

                            Развитие креативного мышления детей.

  В переводе с английского креативность –творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределённости, направленная на получение результатов, обладающих объективной и субъективной новизной. Оно обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой» как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуации неопределённости, отсутствия чётких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения   встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность - это система творческих способностей.

  Творчество, креативность, одарённость дают человеку широкие возможности самореализации в обществе, поэтому необходимо как можно раньше их развивать и формировать в детях.

  В словарях С. И. Ожегова и словаре терминов и понятий В. М. Полонского, творчество – создание продукта искусства (творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком – либо сценарии или предмете).

  Креативность – это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей (креативное мышление – способность к изобретательству и научным открытиям).

  Одарённость (то же, что и талантливость) - наличие у человека специфических качеств, отражающих его дарование, выдающиеся природные способности. Креативность и одарённость эффективны в разных условиях.

  Тесты психологов подтверждают, что все дети креативны, но с взрослением вырабатывается стереотипность мышления, которая ликвидирует способности нестандартного поведения. При развитии креативного мышления задача -  уход от привычного поведения, способность мыслить вне рамок. Для развития креативности полезно отходить от привычного стиля жизни, отходить от привычек, перемены в рационе питания, придумать новое меню.

  Другой способ развития креативности - увлечение искусством. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Поэтому было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это и у тех, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера. Танцы, спортивные нагрузки, прогулки на воздухе способствуют развитию творческого воображения. Если рисовать желаемые образы, визуализировать свои мечты, это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления.

  За креативное мышление отвечает правое полушарие нашего головного мозга и именно оно видит картинку в целом, а левое полушарие отвечает за аналитические способности и детали целого.

            Условия развития креативного мышления.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Можно шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей, креативного мышления.

  1. Раннее физическое развитие ребёнка: ранние плавание, гимнастика, ползание, хождение, чтение, счёт, раннее знакомство с различными инструментами, материалами.
  2. Создание обстановки, опережающей развитие детей, стимулирование разнообразной творческой деятельности, например, задолго до обучения чтению годовалому ребёнку давать кубик с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребёнку буквы. Это способствует раннему началу чтения, раннему развитию ребёнка.
  3. Создание условий максимального напряжения сил. Способности развиваться у ребёнка тем успешнее, чем чаще он в своей деятельности «достижения делает» в своих возможностях и часто достигает высот. Ребёнок должен иметь возможность в своей деятельности решать совершенно новые для него задачи   самостоятельно и без предварительного обучения. Давать возможность обдумать и сделать самому, принять решение и действие выполнить, которое приведёт к успеху.
  4. Предоставление ребёнку большой свободы и выбора вида деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, пойдёт ребенку на пользу.
  5. Сопровождение творческой деятельности ребёнка, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. А подсказка – распространённый способ помощи, который только вредит.  Не делать то, что ребёнок может сделать сам.
  6. Создание комфортной психологический обстановки: тёплой, дружелюбной атмосферы в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям неосуществимым в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

Педагогическая мастерская: «Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...

Использование игровых приёмов ТРИЗ для развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста

Формирование компетентности педагогов по использованию игровых приемов ТРИЗ, направленных на развитие креативного  мышления старших дошкольников....

Открытое групповое занятие учителя логопеда-дефектолога по теме: "Кинезиология, как один из методов развития креативного мышления у детей с ОВЗ"

В последнее время много внимания уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Единственная категория детей с ОВЗ, не имеющая возможности обучаться в общеобразователь...