Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Матурина Г.Р.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_izo_2019.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для обучающихся 5 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.

 М.: Просвещение, 2016 г.

УМК:

Учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017 г.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, 34 недели (основание ГКУГ на 2018-2019 уч. год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

1.ответственное отношение к учению,

2. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3.мировоззрение, учитывающее культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4.уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

1.морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

2. коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные

 Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

1.проговаривать последовательность действий на уроке;

2. учиться работать по предложенному учителем плану;

3.выполнять по заданному алгоритму собственные эскизы.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.отличать правильно выполненное задание;

2.совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

1.пользоваться языком изобразительного искусства (терминология);

2.слушать и понимать высказывания собеседников;

3. договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

1. воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

2.согласованно работать в группе: планировать, распределять, понимать общую цель работы и выполнять свою роль в группе. 

Познавательные УУД

 Обучающийся научится:

 1.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

2.делать предварительный отбор источников информации;

 3.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

4.перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Обучающийся получит возможность научиться:

1. формировать способности к целостному художественному восприятию мира; 2. развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;

3.сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.

Предметные

Обучающийся научится:

1.основам художественной культуры как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитию эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитию наблюдательности, способности к сопереживанию, творческому воображению;

2. освоению художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).

Обучающийся получит возможность научиться:

 1.уважать историю культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

2. опыту создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне.

                                                           

Содержание программы

Раздел 1 Древние корни народного искусства (8 часов)

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Раздел 2 Связь времён в народном искусстве (8 ч)

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Раздел 3 Декор-человек, общество, время (10ч)

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Раздел 4 Декоративное искусство в современном мире (8 ч)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

                                              Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времён в народном искусстве

8

3

Декор- человек, общество, время

10

4

Декоративное искусство в современном мире

8

34

                                             

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Плановые сроки проведения

Фактические сроки

Плановые сроки проведения

Фактические сроки

1

Древние образы в народном искусстве

2

Декор русской избы

3

Внутренний мир русской избы

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

7

Народный праздничный костюм

8

Народные праздничные обряды

9,

10

Древние образы в современных народных игрушках

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

12,

13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

14,

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

17

Зачем людям украшения?

18

Декор и положение человека в обществе

19

Декор и положение человека в обществе

20

Одежда говорит о человеке

21

Одежда говорит о человеке

22

Одежда говорит о человеке

23

Одежда говорит о человеке

24

О чем рассказывают гербы и эмблемы

25

О чем рассказывают гербы и эмблемы

26

О чем рассказывают гербы и эмблемы

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

28

Современное выставочное искусство

29

Ты сам — мастер

30

Ты сам — мастер

31

Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме

32

Витраж в оформлении интерьера школы

33

Декоративные игрушки.

34

Декоративные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...