Программа учебного курса «Основы декоративно – прикладного искусства» 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Лахина Наталья Андреевна

Программа учебного курса рассчитана на создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общекультурных ценностей, социально – духовного опыта поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

 «Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2018г.

«Утверждаю»

Директор школы

«___» __________2018 г.

Программа  учебного курса

«Основы декоративно – прикладного искусства»

для 5 «а» класса

2018-2019 учебный год

Разработчик Лахина Наталья Андреевна

Учитель изобразительного искусства ВКК

П.1 отд. с-за Масловский - 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для обучающихся 5 «а» класса.

Тип программы - общеобразовательный.

Курс «Основы декоративно – прикладного искусства» относится к образовательной области – Искусство.

Программа учебного курса  соответствует ФГОС ООО.

Цель курса: создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общекультурных ценностей, социально – духовного опыта поколений.

 Задачи:

  • Формирование эстетических потребностей и художественного вкуса обучающихся;
  • Понимание особенностей декоративно – прикладного искусства;
  • Осмысление места декоративно – прикладного искусства в жизни общества;
  • Осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.

Программа учебного курса рассчитана на реализацию в 1 год.

Количество часов в неделю - 0,5ч. по каждому классу.

Количество часов в год - 17ч. по каждому классу.

Формы текущего контроля знаний

1. Устный опрос

2. Викторины

3. Кроссворды

4. Художественно-практические задания

5. Защита проектов

Учебно - методический комплект

Учебник 5класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год.

Обучающийся научится:

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

Содержание тем учебного курса

  1. Беседа об изобразительном искусстве: Роспись как русская народная живопись.

Аграрно – магическая символика. Солярные знаки.

  1. Декоративное рисование: Языческие мотивы и символы в народных росписях

Рассмотрение произведений декоративно-прикладного искусства. Составление композиции, с использованием солярных знаков.

  1. Беседа об изобразительном искусстве: Азбука народной росписи

Приобщение к народному искусству. Простота выполнения. Зашифрованные рисунки. Поклонение божествам.

  1. Декоративное рисование: Основные элементы народной росписи. . Капелька, листок, дуга, спираль, усик, штрих, точка, тычок.
  2. Беседа об изобразительном искусстве: Основы композиции

Гармония. Чувство меры. Зависимость всех частей композиции. Понятие «декоративная композиция». Равновесие. Виды равновесия. Правильная организация декоративной композиции. Понятие ритма в декоративно композиции

  1. Декоративное рисование: Орнамент. Композиция в прямоугольнике.

Орнамент основан на повторе элементов рисунка. Составление композиции в широкой рамке. Применение диагонали.

  1. Декоративное рисование: Орнамент. Композиция  в круге.

Орнамент основан на повторе элементов рисунка. Составление композиции в круге. Применение диагонали, вертикальных и горизонтальных линий

  1. Декоративное рисование: Орнамент. Фризовая композиция.

Орнамент основан на повторе элементов рисунка. Составление композиции в полосе. Применение вертикальных и горизонтальных линий

  1. Декоративное рисование: Мезенская роспись.

Традиции мезенской росписи. Элементы мезенской росписи: уточка, олень, лошадка, журавль, цветок, холмик, росток. Орнамент – завершение мезенской росписи. Выполнение эскиза композиции

  1.  Рисование с натуры: Городецкая роспись.

Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи: цветы – розетки, листья, бутоны с ягодами, купавка, розан, птицы, , лошадки. Жанровая композиция.

  1. Декоративное рисование: Городецкая роспись.

Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи: цветы – розетки, листья, бутоны с ягодами, купавка, розан, птицы, , лошадки. Жанровая композиция. Выполнение эскиза композиции

  1. Рисование с натуры: Хохломская роспись

Традиции хохломской росписи. Верховое и фоновое письмо. Основные элементы хохломской росписи: ягоды, трехлистники, завитки.

  1. Декоративное рисование: Хохломская роспись

Традиции хохломской росписи. Верховое и фоновое письмо. Основные элементы хохломской росписи: ягоды, трехлистники, завитки.  Выполнение эскиза посуды

  1. Рисование с натуры: Декоративное искусство Воронежской области

Традиции воронежских мастеров. Деревянные  игрушки. Воронежская матрешка.

  1. Декоративное рисование: Декоративное искусство Воронежской области 

Традиции воронежских мастеров. Деревянные  игрушки. Воронежская матрешка. Выполнение эскиза игрушки

  1. Декоративное рисование: Выполнение авторской композиции

Составление эскиза и его роспись. Авторское решение. Новаторство

  1. Беседа: Повторение изученного материала.  Подведение итогов года

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Роспись как русская народная живопись.

1

Языческие мотивы и символы в народных росписях

1

Азбука народной росписи

1

Основные элементы народной росписи

1

Основы композиции

1

Орнамент. Композиция в прямоугольнике

1

Орнамент. Композиция  в круге

1

Орнамент. Фризовая композиция

1

Мезенская роспись

1

Городецкая роспись.

2

Хохломская роспись

2

Декоративное искусство Воронежской области

2

Выполнение авторской композиции

1

Повторение изученного материала

1

Всего

17 ч.

Дополнительная литература для учителя

1.     Губанова, Е.Н. Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучения в школе. – В.:Центр духовного возрождения Черноземного края,2003

2.     Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.

3.     Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.

4.    Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. - М.: просвещение, 1979.-183с: ил.

5.  Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.

6.     Тимченко С.  Славянка: православный журнал , М.:  Издательский Дом Славянка,2006.

7.   Краснов Н.В. Беседы по изоискусству в начальной школе.- М.: Искусство, 1965

8.    Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи- Л.,1972

9. Попова О.С. Русские художественные промыслы- М,, 1984

10. Жегалова С.К. Русская народная роспись – М., -1984

11. Величко Н.А. Роспись – М., - 1999

.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Попова О.С. Русские художественные промыслы- М,, 1984
  2. Жегалова С.К. Русская народная роспись – М., -1984
  3. Величко Н.А. Роспись – М., - 1999

Интернет ресурсы

  1. http://pedsovet.su/load/218-1-0-33324
  2. https://pedportal.net/starshie-klassy/izobrazitelnoe-iskusstvo/elektivnyy-kurs-izo-5-klass-333244

«Согласовано»

Зам. директора по УВР Е.Н. Акимова

«___»__________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор          М.Г. Фурсова

«___» __________2018г.

Календарно – тематическое планирование

учебного курса

«Основы декоративно – прикладного искусства»

для 5 «а» класса

2018-2019 учебный год

 

Разработчик: Лахина Наталья Андреевна

учитель изобразительного искусства ВКК

.

        

Поселок 1 отделения с-за  «Масловский»  - 2018 год

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Приме

чание

1

Т.Б.№ 46 Роспись как русская народная живопись.

17.1

2

Языческие мотивы и символы в народных росписях

24.1

3

Азбука народной росписи

31.1

4

Основные элементы народной росписи

7.2

5

Основы композиции

14.2

6

Орнамент. Композиция в прямоугольнике

21.2

7

Орнамент. Композиция  в круге

28.2

8

Орнамент. Фризовая композиция

7.3

9

Мезенская роспись

14.3

10

Городецкая роспись.

21.3

11

Городецкая роспись.

4.4

12

Хохломская роспись

11.4

13

Хохломская роспись

18.4

14

Декоративное искусство Воронежской области

25.4

15

Декоративное искусство Воронежской области

16.5

16

Выполнение авторской композиции

23.5

17

Повторение изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...