Фестиваль открытых уроков по ИЗО на тему: "Народные праздники. Святки"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Лукьянова Светлана Николаевна

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках изобразительного искусства, знакомство с народным праздником «Святки» Развитие творческих способностей, умения работать с различной информацией. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству в 5 классе

(программа Л. Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской)

Учитель: Лукьянова Светлана Николаевна

Тема урока: «Народные праздники. Святки.»

Цель урока: 
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках изобразительного искусства, знакомство с народным праздником «Святки» Развитие творческих способностей, умения работать с различной информацией. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям. 
Задачи: 
Познавательные УУД: 
1. Определение проблемы, темы и целей работы во время совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе изучения праздника «Святки»; 
2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации; 
3. Анализ и синтез полученных данных, формулирование выводов на высоком уровне самостоятельности; 
4. Совместное установление способов действия, критериев оценки результатов.

5. Ознакомление с русским праздником «Святки», его историческими корнями, обрядами и традициями. 
Коммуникативные УУД: 
1. Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся; 
2. Развитие самокритичности, ответственности, уважения к труду товарищей и учителя; 
Регулятивные УУД: 
1. Овладение приёмами планирования и прогнозирования результатов; 
2. Овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; 
3. Развитие саморегуляции (мобилизация сил и преодоление препятствий).

Личностные УУД: 
1. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; 
2. Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора. 
  Оборудование: 
1. Для учителя: компьютер, проектор, презентация, свеча, конфеты
2.Для детей: бумага формат А-4, графические и живописные материалы, кисти, палитра, баночка. 
 
          План урока:

1.       Организационный момент.

2.       Введение в тему.

3.       Беседа по теме.

4.       Физкультминутка.

5.       Продолжение беседы.

6.       Практическая работа.

7.       Анализ работ.

8.       Итог урока.

9.       Оценки за урок

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Тихо девочки за парту сели, 
Тихо мальчики за парту сели, 
На меня все посмотрели. 

 Я желаю вам плодотворной работы.

Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку?

- Удобно и правильно ли разложены принадлежности

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- Когда у вас бывает хорошее настроение? Когда получаем хорошие отметки, когда праздник, концерты)

Настрой учащихся

Формулирование темы урока постановка цели.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

- Что бы узнать , когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус.

(приложение , на доске)

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом  праздник? (заслушиваем)

- Вы сидите парами и работать будем в паре.

- Какие правила вы знаете при работе в паре?

- Запишите на листочках , какие праздники вы знаете

- А ребята, которые в группе, будут  работать со словарем  В.Даля, и найдут значение слова праздник 

В. Даль писал в «Толковом словаре»: «Праздничный день или праздник вообще, день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, праздничный по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю».

Заслушиваем ответы ребят, какие праздники вы знаете? На какие группы можно разделить все названные праздники ?( семейные, народные, государственные)

-Давайте послушаем ребят, которые работали в группе, что же такое праздник?

Возникали праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой, с высшими силами  Умели русские люди работать умели и отдыхать следуя принципу «Делу время, потехе час». Как вы пронимаете  смысл этих слов?

_ А что это такое, что за жанр?(пословица)

-Кто нибудь знает пословицы о труде или об отдыхе?

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ слайд

Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

А вот о каком русском народном празднике сегодня пойдёт речь, вы узнаете из таких строк:

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость…

А.С.Пушкин.

- Какая же тема нашего урока ?


Презентация  (1,2,3,4,5,6 слайд)

Ребята, сегодняшний урок посвящён Святкам. Мы уже говорили о традиционных русских обрядах и праздниках – Масленице, Пасхе. Как ни старались у нас в стране сделать так, чтобы народ забыл об этих обрядах, ничего не получилось. Правда, народные традиции почти полвека были несколько приглушены, но сейчас вновь возрождается интерес к ним.

Чтобы познакомиться с традициями этого праздника давайте послушаем ребят, которым дана была домашняя работа, найти информацию о народном празднике святки

  1. Святки, святые вечера – так называли в России дни празднества и веселья, дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (25 декабря – по старому стилю) и оканчивавшиеся в канун Крещения (19 января, по ст. – 6 января). Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обрядов, примет, как Святки.

2. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

3. ЗВЕЗДА - предмет ритуала славления Христа. Деревенские ребята ходили из дома в дом, поздравляя всех с Рождеством, один из них нес в руках звезду. Обход дворов со звездой осмыслялся как приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа. Обсыпание же зерном воспринималось как пожелание богатства дому в наступающем новом году.

4.По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен.  

- Посмотрите отрывок из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», как это всё происходило.

5.Ряженые - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей.

- Посмотрите, ещё один отрывок из этого фильма и отметьте, какие маски использовали ряженые?

- Вот и мы сегодня будем рисовать маски. Но перед началом работы чуть-чуть отдохнем.

Физминутка

Праздник

Ответы детей

Работа в паре

Народные праздники. Святки

 Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическая  работа.

-ребята , вы будете работать в паре. У вас на столах лежат маски ряженых, подумайте , посовещайтесь как вы хотите их раскрасить, с помощью какой технике?(техника)

- Что бы нам было удобнее работать, проверьте всё ли у вас в порядке на рабочем месте?

-Приступайте к работе?

- А ребята, учащиеся 7 класса, сделают панно «Гадание в крещенский вечерок», сначала прочитав отрывок  из произведения В.А.Жуковского «Светлана», гости помогают

- Не забывайте  о правилах работы в паре, в группе?

- Кто напомнит?

( Во время выполнения  звучит народная музыка, песни, колокольный звон)

- У кого есть вопросы?

Желаю вам успехов

Физминутка для рук

На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы

-Какие работы выполнены хорошо? Почему?

- Какие работ не получились ?Почему?

- Какое панно получилось у девочек? Расскажите, что вы изобразили?

-В крещенский вечерок, очень часто гадали на свече загадывали желание, и я вам предлагаю встать в кружок загадать желание и дотронуться до волшебной свечи и ваше желание обязательно сбудется.

Рефлексия

Какую задачу ставили на уроке? Удалось  решить задачу?

- ребята, во время Святок, обязательно колядующим  подавалось печенье, которое выпекалось  в виде различных животных: коровок, лошадок, овечек и называлось козульками.

У вас на столе лежат такие печенки из бумаги трех цветов зеленого, желтого и красного цветов

Выберите одно из них:

 Зеленое, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось

Желтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно

Красное, если вам на уроке было трудно.

Д.з найти пословицы про труд и отдых.

Оценки

Используемые ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/26/prezentatsiya-k-uroku-russkie-narodnye-prazdniki-svyatki

https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-klass-programma-l-g-savenkovoy-e-a-ermolinchkoy-tema-narodnie-prazdniki-svyatki-2088721.html

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/11/01/russkie-narodnye-prazdniki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Конспект урока "Путешествие капитана Дрейка" на фестиваль "открытый урок".

Лингофонный кабинет на базе компьютерного класса дает неограниченные возможности для преподавания английского языка. Вот небольшой пример....

статья на фестивале "открытый урок"

Статья посвящена празднику в Великобритании "Рождество", представлена пьеса, подготовленная учащимися 11 класса...

Фестиваль открытых уроков и внеклассных мероприятий

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию 2 брошюры с материалами Фестиваля открытых уроков и внеклассных мероприятий, который уже стал традиционным в нашем РМО учителей биологии и химии....

Справка о публикации от оргкомитета фестиваля "Открытый урок"

Справка подтверждает, что Мельникова К.В. представила на фестиваль статью "Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке", которая опубликована в интернете на сайте фес...

Диплом и сертификат участника Всероссийского конкурса "Фестиваль Открытый урок"

Участие во Всероссийском конкурсе "Фестиваль Открытый урок дает возможность публикации педагогического опыта в электронном и в печатном виде. Материалы конкурса высылаются каждому участнику как с...

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля  открытых уроков на тему "Площади фигур"...