Рабочая программа учебного курса 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

"Мир искусства", рабочая программа 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_8_klass.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО на ШМО.                                                                         УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г.                                                      Директор школы

                                                                                             _______________

  СОГЛАСОВАНО.                                                                             М.В. Колпачкова

Зам. директора по УР                                                                    «___» ___ 20 ___ г.

__________________

   Г.А. Козловская

«___» ___ 20 ___ г.

Рабочая программа

                                               учебного курса

                                               «Мир искусства»

                                            8 класс

                                                     2018 - 2019 учебный год

Составитель: Гвозденкова Н.А.

учитель изобразительного искусства,

первая кв. категория

Перенка, 2018

Рабочая программа по учебному курсу «Мир искусства» разработана на основе:

1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. с изменениями;

2) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями;

3) Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2018-2019 учебный год;

4) Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2018-2019 учебный год;

5) Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии ФГОС;

6) Рабочей программы по учебному курсу «Искусство» для 8 класса («Музыка. 5-7 классы.  Искусство.8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критская: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова - М.: Просвещение, 2014)

Программа по учебному курсу «Мир искусства» в 8 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа предусматривает изменения количества часов, отведенных автором на изучение отдельных тем.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на изучение учебного курса «Мир искусства» в 8 классе отводится 1 час в неделю в 1 и 2 четверти (1 полугодие), всего в год 17 часов.

        В связи с уменьшением количества часов, в рабочей программе предусмотрено перераспределение часов:

Распределение часов по темам

Тема

Количество часов по программе

Количество  часов с изменениями

Искусство в жизни современного человека

3

2

Искусство открывает новые грани мира

8

4

Искусство как универсальный способ общения

11

5

Красота в искусстве и жизни

10

4

Прекрасное пробуждает доброе

2

2

                                                          Итого

34

17

Из резервного времени 1 час добавлен на проведение промежуточной аттестации за курс 8 класса в форме итогового проекта.

Учебно-методический комплект

  1.   Искусство.8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/Г.П. Сергеева,               И.Э. Кашенкова, Е.Д. Критская.- И. Просвещение, 2015.
  2.  Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.:Просвещение,2014.
  3. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. Искусство. 8 класс          Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Издательство «Просвещение», 2011.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Изучение учебного курса «Мир искусства» в основной школе обеспечивает определённые результаты:

        Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

-сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

- степень усвоения художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, который способствует обогащению   собственного духовного мира;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в процессе творческой деятельности;

- ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию,      осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-  наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

-освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

- навыки проектирования индивидуальной художественно творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

- самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; определять и классифицировать понятия, обобщать, устанавливать ассоциации, аналогии;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, моно-

логической контекстной речью;

- пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);

- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры, роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

- эстетически воспринимать окружающий мир (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

        Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

-присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во

всём их многообразии;

- общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей

отечественного и зарубежного искусства;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

-участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

- умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

-осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

-  формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

        Выпускник научится:

- понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру других народов;

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать место в ней отечественного искусства;

- интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

- воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах     произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;

-осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

-структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе из Интернета;

-применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

-ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства.

Выпускник получит возможность научиться:

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием.

II. Содержание учебного курса  

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Искусство в жизни современного человека

2

2

Искусство открывает новые грани мира

4

3

Искусство как универсальный способ общения

5

4

Красота в искусстве и жизни

4

5

Прекрасное пробуждает доброе

2

                                                                                                            Итого

17

Искусство в жизни современного человека (2 ч)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Искусство открывает новые грани мира (4ч)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Искусство как универсальный способ общения  (5 ч)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Красота в искусстве и жизни (4 ч)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Примерный художественный материал:

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Прекрасное пробуждает доброе (2 ч)

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр). Проект «Полна чудес могучая природа» .

III. Календарно-тематическое планирование учебного курса

«Мир искусства», 8 класс

№  

п/п

Программный материал

Количество часов

Дата

план

факт

Искусство в жизни современного человека

2

1

 Искусство вокруг нас. Художественный образ – стиль – язык.

1

01.09

2

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1

08.09

Искусство открывает новые грани мира

4

3

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись

1

15.09

4

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России

1

22.09

5

Портрет композитора в литературе и кино.

1

29.09

6

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

06.10

 Искусство как универсальный способ общения

5

7

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.

1

13.10

8

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Искусство -  проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1

20.10

9

Знаки и символы искусства. Художественные послания предков.

1

27.10

10

Разговор с современником. Звучащий цвет и зримый звук.

1

17.11

11

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

24.11

 Красота в искусстве и жизни

4

12

Что есть красота. Откровенье вечной красоты. Есть ли у красоты свои законы.    

1

01.12

13

Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Как соотноситься красота и польза. Застывшая музыка.

1

08.12

14

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

15.12

15

Итоговый проект (промежуточная аттестация)

1

22.12

Прекрасное пробуждает доброе

2 (1)

16-17

Преобразующая сила искусства.

Проект  «Полна чудес могучая природа».

1

29.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...