Тема урока: «Интерьер и вещь в доме», 7 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Складанная Дина Алексеевна

Знакомство детей на уроке с новыми понятиями "Архитектура", "Дизайн", "Стили в архитектуре", "Интерьер" и мн. другое. Актуальность урока в том, что как важно создать гармонию и красоту в доме, где ты живешь, используя знания полученные на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokinterer_i_veshchdoma18g.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство, 7 класс

Тема урока: «Интерьер и вещь в доме».

Тип урока

Урок комбинированный

Структура урока

Пояснительно-иллюстративная

Цели деятельности учителя

 Показать роль предметной среды в интерьере жилища, отражающего образ жизни семьи.

Изучить дизайн жилой комнаты на примере гостиной с расстановкой мебели, предметов обихода, вещей в интерьере жилой зоны, учитывая интересы вкусы и увлечения людей, проживающих в этой квартире.

Развить кругозор учащихся по изучению профессии дизайнера в области оформления интерьера квартиры и дома в целом.

Воспитать и привить вкус у учащихся к культуре рационального и гармоничного оформления интерьера комнат, учитывая функциональность жилого помещения и современные тенденции, предъявляемые к дизайну современного жилья.

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общей (гостинной) комнаты;

• иметь представления о единстве и гармонии образа в дизайне интерьера до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера;

• выполнять творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть определенными художественными материалами;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности 

Познавательные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности.

Регулятивные:

• планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

• работать по плану, сверяясь с целью;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

• активно участвовать в диалоге; выстраивать доказательные примеры своих представлений и пониманий данной темы.

• понимать значение знаний о дизайне пространственно-вещной среды для человека; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам;

• вырабатывать свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности:

• пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном  понимании.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: белый лист для рисования формата А-4, простые карандаши марки М2, ТМ, М, ластик, пастель или акварельные карандаши, салфетки бумажные, баночки с чистой водой. Раздаточный материал в файлах, состоящий из графических схем мебели для гостиной.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации на тему: «Дизайн интерьера современной квартиры»,

наглядные пособия и раздаточный материал, состоящие из эскизов и рисунков, где изображены в аксонометрии разной планировки квартиры, фотографии и ксерокопии различных вещей и предметов, а так же варианты дизайна гостиной мебели предназначенных для жилых комнат.

Основные понятия и термины

 Дизайн интерьера. Мебельный гарнитур. Интерьер. Экстерьер. Стиль.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость рабочих ученических столов раздаточным материалом и материалом, необходимым для выполнения практического задания. На доске прописывает дату, тему урока, цели урока.



 Учащиеся наполняют свой стол: Альбомный лист для рисования формата А-4, простые карандаши марки М2, ТМ, М, ластик, пастель или акварельные карандаши, салфетки бумажные, баночки с чистой водой. Раздаточный материал в файлах, состоящий из графических схем мебели для гостиной и вариативного набора различной планировки комнат в аксонометрии.

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и учебные цели

Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым  материалом согласно  списка

II. Изучение нового материала

Беседа.

Введение в содержание урока, знакомство детей с пошаговым планом урока.

Дизайнер — художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер и т.д.). Эту профессию можно представить и по-другому. (Ученики дают свои формулировки и делают выводы по определению данной профессии).

Что такое «Дизайн», а можно ли представить его так? Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, вещей в строительстве и архитектуре; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством.

Интерьер - синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует своё понимание красоты и устройства интерьера. Стиль в интерьере от эпохи к эпохе менялся, оставляя свой след.

В интерьере существует огромное разнообразие самых разных стилей, благодаря которым любое жилище может стать уютным и комфортным.

Учитель сообщает и поясняет зрительный ряд, подобранный в презентации «Дизайн интерьера современной квартиры»,  информируя детей о дизайнерской профессии на примере оформленных комнат в различных стилях и направлениях, имеющихся на слайдах.

Классический стиль немного аскетичный, ничего лишнего. Ему свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы: натуральное дерево, камень, шелк. Часто встречаются украшения: скульптура и лепнина.

 Минимализм - наиболее популярное в современном дизайне интерьеров направление. Его отличает предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки.

В таком интерьере используются самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили. Это стиль современного человека - много воздуха и пространства, минимум мебели.

 Стиль кантри приближен к деревенскому дизайну.

В мебели и отделке используются натуральные материалы: дерево, камень. Светлые цвета, деревянный шкаф, бежевые шторы придают интерьеру немного простоты, домашнего уюта. Взглянув на эту комнату, мы сразу представляем за окном огород, свиней, домик в деревне. Обилие полочек, выставленная на них посуда.

Стиль модерн ввел в дизайн принципиально новые декоративные элементы, отдавая предпочтение стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Насыщенные контрастные цвета, открытые стеллажи характерны для стиля модерн.

Основные идеи, которые воплощаются в японском стиле - это идеи гармонии с природой и созерцания ее красоты, уход от повседневной суеты.

Стилю конструктивизм характерны компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Мебель отличается мобильностью и функциональностью. Чёткие линии, идеально-ровные поверхности, конкретные цвета - всё это признаки конструктивизма.

Стиль техно родился в 80-х годах ХХ века. В дизайне жилых помещений используется редко, но очень популярен в развлекательных центрах и офисах. В отделке обязательно присутствуют металл и стекло.

Удивительное явление в дизайне - эклектика. Это механическое соединение разнородных стилей, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов даже в пределах одного и того же изделия.

В наше время чаще всего встречается смешение стилей, поэтому такой стиль, как эклектика, включающий в себя многие черты разных стилей, является одним из самых распространённых в современном мире.

Воспринимают материал, просматривая презентацию и слушая учителя, поясняющего новый материал. Вступают в беседу и анализируют изученный материал.

Рассматривают интерьеры, анализируют их.



Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: новые знания в профессии дизайнера; изучают разнообразие стилей в оформлении интерьера помещений; Коммуникативные: обмениваются мнениями; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют и аргументируют свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.

Личностные: понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности

Выполняют задание, где на карточках в таблице указают стили по словесному описанию.

III. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания

Для дизайнера важно изучение всех зон в комнате (в данном случае гостиной), функциональная связка предметов и вещей в квартире, с учетом интересов всех проживающих в ней. Для каждого человека должна быть своя зона, свое место и свое удобное пространство. В то же самое время, все предметы и вещи в комнате должны сочетаться друг с другом и создавать единство целостность композиции в таких понятиях как подчинение горизонтальности, вертикальности, симметричности, асимметричности предметов. Единство может быть достигнуто в какой-то форме, может в цвете, а может в совокупности одного понятия и другого. Надо знать характер квартиры - светлая она или темная, размеры и планировку, высотность помещения, наличие и места расположения окон, дверей, выступов, ниш, балок перекрытия и мн. другое. Дизайнеру надо знать, как работают цвета и как они влияют на психику на эмоциональное состояние проживающих людей. Как можно уменьшить высоту помещения, как зрительно удлинить стены, или потолку придать более высокое его положение. Цвета в отделке, фактура современных материалов дают возможность создать нужный объем комнаты, а уже потом и повлиять на определенный стиль мебели, всевозможных вещей и предметов, необходимых для наполнения интерьера комнаты.

Учащиеся работают с карточками. Задания содержат зрительную информацию, в которой ряд комнат состоят из различной планировки - узкие, длинные, высокие, низкие. Ученики предлагают для комнат из низких потолков выполнить натяжные белые потолки с глянцевым покрытием. В них будет отражаться пол, который придаст дополнительный объем. Для узких комнат надо использовать светлые обои на длинных стенах, темные- на узких, за счет чего расширится зрительно объем комнаты. Высокие потолки, нарушающие пропорциональность комнаты, из-за чего комната может казаться колодцем. В таком случае предлагают подшить потолки на привычной высоте.

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: получают представления от унификации (единых представлений) образа до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера; Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

Личностные: понимают 'Значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. Ученики дают свои предложения по цветовой гамме тех помещений, которые имеются у них на карточках. 

При устных ответах и в рассуждениях уч-ся оценить степень их осведомленности в понятии профессии «дизайнер»,

IV.  Практи-ческая часть работы.

Творческий проект

 Сейчас приступим к выполнению творческого задания. Предстоит выполнить рисунок мебельной стенки, которая размещается вдоль глухой длинной стены. Можно изобразить секционную мебель, можно изобразить подвижную стенку из отдельных блоков или наборную мебель с предметами и вещами, необходимыми для функционала и дизайна комнаты.

 Какая же мебель подойдет для комнат для стандартных квартир?  Конечно, мебель, состоящая из прямоугольных форм. Модные тенденции на сегодняшний день – внимание дизайнеров обращено к встроенной мебели, которую можно использовать в интерьер в виде пристенных шкафов, выполняющих роль декоративных стен. Образ стильной комнаты может вызывать не только мебель, но и отдельные вещи: торшер, журнальный столик, декоративная ваза, настольная лампа, бра, диванные подушки, картина,  шторы, люстры, мозаика в дверном или оконном проеме, декоративная перегородка, барная стойка, светоотражающие бабочка, цветы  и мн. др.

Начало рисунка выполняется с помощью следующей схемы.На чистом листе формата А-4 простым карандашом надо найти центр и провести вертикальную прямую линию на всю высоту. Альбомный лист при этом должен быть в горизонтальном положении. От центра влево и вправо отложить равные расстояния для секций по 2 или 3 в каждую сторону. Затем определить высоту этой мебели, если будет с антресолями, то мебельную стенку надо выполнять повыше, без антресолей – пониже.

Разбить каждую секцию на равные части под закрытые участки и остекленные.

Добавить на свой вкус формы и фурнитуру на секциях, добиваясь единства и целостности в оформлении мебели.

После поиска простым карандашом желательных форм, элементов, фрагментов декора на мебели, можно приступать к цветовому оформлению мебели.

Акварельными карандашами заштриховываем в вертикальном положении готовую композицию. Цветовая палитра на мебели должна быть почти в унисон со стенами, поэтому цвет стен надо подобрать заранее. Лучше, если все цвета будут светлые нюансные.

Готовятся создать мебельный гарнитур для интерьера.

Знакомятся с дизайном интерьера. Выбирают понравившийся стиль.

Принимают конструктивное решение для мелкого украшения мебели, создают вещь и заполняют пространство «комнаты».

Индивиду-альная и групповая.

Познавательные: понимают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства индивидуальных помещений; выполняют практическое творческое задание на закрепление понимания роли вещи в образно-стилевом решении интерьера; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также умеют владеть различными художественными материалами

Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов. Проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели.

Рисование современных штор на окнах с лабрекенами.

V. Итог урока. Рефлек-сия 

Обсуждение творческой деятельности и урока в целом.

Организует обсуждение.

Из готовых работ делается мини-выставка на доске. Магнитами крепится каждая работа. Выставляются оценки с общим обсуждением. Ведется параллельно опрос по обобщению темы.

- Из чего состоит профессия дизайнера?

- Известно, что дизайнеры занимаются не только оформлением интерьеров, а работают и в других направлениях?

- Какие предметы, вещи, обстановка формируют образ жилой комнаты?

- Можно ли сказать, что этот урок был уроком-образом? Если «да», то относится ли это так же к профессии «Дизайнера», к жилищу, которое мы рассматривали, к мебели, которую мы проектировали. Были ли здесь затронуты понятия образа пространственно-вещевой среды?

- Какие новые знания вы получили на уроке?

Учащиеся рассматривают выполненные работы, обмениваются впечатлениями

и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока.

Фронталь-ная, индивидуа-льная 

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; адекватно оценивать и контролировать свои эмоции, знания. Анализируют действия на уроке. Закрепляют полученные знания и навыки.

Рисунки готовы и выполняется выставка всех работ на доске в классе, оцениваются работы и часть откладывается в архир, а вторая часть отдается детям.

Примечание по характеристике цветовой гаммы, используемой в интерьере жилого помещения.

Каждый цвет имеет своё значение в интерьере. Некоторые цвета успокаивают: такие лучше использовать в спальне, личном кабинете. Есть «благородные» цвета, лучше их употреблять в зале или на кухне. Розовый - романтичный цвет: изящные изгибы потолка.. Зеленый является цветом природы. Вы найдете его повсюду: зеленые деревья, листья и даже некоторые фрукты. Он, например, расслабляет и вдохновляет. В старые времена зеленый был цветом славы и победы. Посмотрите, как зелёные шторы придали комнате величавость и спокойствие. Коричневый - цвет земли, надёжность.. Синий - самый распространенный цвет, используемый в декоре интерьера, он расслабляет и освежает, дает ощущение безопасности. Традиционно синий цвет является цветом для мальчиков.. Желтый и оранжевый - очень горячие цвета. Они обычно ассоциируются с солнцем и тропическими фруктами Оба имеют позитивное влияние. Используют желтый и оранжевый в интерьере с осторожностью: они оба имеют тенденцию выделяться больше положенного и начинать доминировать в комнате. Персиковый цвет - вариант тёплого оранжевого цвета, но в спокойной гамме создаёт мягкость и теплоту интерьера. Он очень хорош для комнаты, где человек проводит большую часть своего времени. Три основных цвета (чёрный, белый и красный) в интерьере говорят о строгости и безупречном вкусе хозяев этого интерьера. Эти цвета зрительно увеличивают пространство. Чёрная мебель на фоне кипельно-белых стен смотрится изысканно и богато.

Много света, светлые тона стен, мебели, длинные шторы, равномерно много светильников придают помещению простор и обширность. Натуральные цвета, натуральная мебель, немного зелени придают комнате завершённость и гармоничность. От изящности и привлекательности дизайна, гармоничности и уюта в комнате зависит не только правильная композиция в интерьере' или правильно подобранная цветовая гамма, зависит ещё форма, размеры и цвет потолка. Потолки бывают очень разной формы, окраски и высоты. В обстановку интерьера входит множество элементов дизайна, вещей, которые отвечают пристрастиям владельца, его пониманию красоты и удобства, поэтому они столь различны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Конспект урока составлен  для учащихся 6 класса по теме "Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера. "...

презентация к уроку ИЗО "Интерьер и вещь в доме" 7 класс

Понятие - интерьер.  Помещения разного исторического периода, их сравнение. Оформление интерьера определяется назначением комнат. Дизайн помещения. Стилевое единство вещей. Задание сделать разраб...

Технология. Тема урока: "Интерьер жилого дома". 6 класс

Изучение материала по теме: Интерьер жилого дома" включает понятия "интерьер", "дизайн" Выделена главная задача в дизайне интерьера. "Планирование и проектирование с...

Интерьер и вещь в доме

Презентация предназначена для урока по изобразительному искусству в 7 классе...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе Тема урока: «Интерьер и планировка кухни - столовой. Бытовые электроприборы на кухне»

Цель урока - организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике.Задачи:Раскрыть понятия интерьер, планировка, фун...