РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Изобразительное искусство для 8 класса 35 часов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Мальченко Мария Леонидовна

  Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам  («Изобразительного искусство 5-8 классы) с учетом авторской программы 

  Б.М. Неменского Изобразительное искусство: Программа 5-8 классы М: Просвещение, 2015год. Реализуется на основе УМК, созданного под руководством  Б.М. Неменского  «Изобразительного искусство. Изобразительного искусство в театре, кино, на телевидении" 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений М:Просвещение, 2017 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8klass.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету Изобразительное искусство

для 8 класса

35 часов

                                                                                                                                         Учитель

                                                                                                                                                             Мальченко Мария Леонидовна

2018-2019 учебный год

                                                                           Пояснительная записка 8класс

  Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам  («Изобразительного искусство 5-8 классы) с учетом авторской программы  

  Б.М. Неменского Изобразительное искусство: Программа 5-8 классы М: Просвещение, 2015год. Реализуется на основе УМК, созданного под руководством  Б.М. Неменского  «Изобразительного искусство. Изобразительного искусство в театре, кино, на телевидении" 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений М:Просвещение, 2017 год.

                                        Планируемые результаты изучения учебного предмета

  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями; формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

 Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности.

 Главный смысловой стержень программы- связь искусства с жизнью человека. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

  В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

  Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

-  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-  формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-   развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 -  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 - овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

-  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальныхобразах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-   осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

 - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

     

    По окончании основной школы учащиеся 8 класса должны:

  - освоить азбуку фотографирования;

 - анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

-  усвоить принципы построения изображения и пространственно временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

-  усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;

-  быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

                                                                  Содержание учебного предмета, курса  

              «Изобразительного искусство. Изобразительного искусство в театре, кино, на телевидении" (35часов)

  Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)

         1.   Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.1

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль художника в содружестве драматурга, режиссёра и актёра в спектакле. Коллективность творчества— основа синтетических искусств.

         2.  Театральное искусство и художник. Правда и магия театра1

Изменения театрального здания и сцены вследствие эволюции художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального макетирования

Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент  единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы  театрального макетирования.

         3.   Сценография  - особый вид художественного творчества. Безграничное  пространство сцены.1

         Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актёра (т. е. создание образа места действия и костюма). Типы декорационного оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства. Анализ драматургического материала — основа режиссёрского и сценографического решения спектакля. Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене. Основы режиссёрско-сценографической и актёрской грамоты.

           4.   Сценография искусство и производство 1

Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения.

Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. Цвето- световая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и шоу. Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных технологий, требующие новые специальности дизайна сцены.

Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.

         5. Костюм, грим и маска , или магическое « если бы».Тайны актерского перевоплощения1

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического.

   Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценических. Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях. Внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актёрского перевоплощения.

6. Художник в театре кукол1. Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актёра в создании образа персонажа.

Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей.

Творческие упражнения и этюды — эффективная форма развития театрального сознания учащихся.

 7.  Привет от Карабаса – Барабаса1. Виды театра кукол и способы работы с ними.Технологии создания простейших кукол на уроке. Игра с куклой — форма актёрского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге.

Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих особо значительную роль художника в кукольном спектакле; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание куклы и игры с нею в сценически-импровизационном диалоге).

Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

   8.  Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.1 

Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры. Важнейшая роль зрителя как участника спектакля. Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная значимость.

Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность  современных сценических зрелищ.

 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.(8 часов)

        1.   Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография  - новое изображение реальности.1

Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность , а новая художественная условность.

        2.   Грамота фито композиции и съемки. Основа операторского фото мастерства: умение видеть и выбирать.1

Опыт изобразительного искусства -  фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно -  выразительные средства в фотографии.

        3.   Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура.1

Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фото натюрморта.

        4.   «На фоне Пушкина снимается  семейство». Искусство фото пейзажа и фотоинтерьера.1

Образные возможности  цветной и черно -  белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фото пейзаж – хранилище  визуально – эмоциональной памяти  об увиденном.

        5.   Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.1

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.

        6.    Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.1

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.

        7.   Фотография и компьютер 1.

        8.    Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.1

Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.

     Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11часов)

1.    Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.3ч

Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение -  эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность      

 2.   Пространства и времени в  фильме 1ч.

 3.   Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме 1.

Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

  4.  От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка 1.

.5.   От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка 1.

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции.

 6.   Воплощение замысла 1ч.

 7.   Чудо движения: увидеть и снять 1ч.

 Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.

 8.   Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше, чем 1

 9.   Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ 1.

 10.  История и специфика рисовального  фильма1.

11.  Живые рисунки на твоём компьютере1.

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (8 часов)

1.    Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.1

 Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное  средство. Актуальность и необходимость зрительской  творческой телеграмоты.

 2.   Телевидение и документальное кино. Телевизионная  документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.1

Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

3.    Киноглаз, или Жизнь в врасплох.1 Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества.

Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

4.    Видео этюд в пейзаже.1

5.    Видео этюд в репортаже, очерке, интервью.

6.    Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.1

Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

7.     В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.1

8.     Искусство- зритель- современность.

                                                                                 Тематическое планирование

№ п\п

Дата

Количество часов

Раздел, тема урока

план

факт

                  Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8часов)

1.

1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

2.

1

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

3.

1

Сценография  - особый вид художественного творчества. Безграничное  пространство сцены.

4.

1

Сценография как искусство и производство.

5.

1

Костюм, грим и маска, или магическое  «если бы». Тайны актерского перевоплощения

6

1

Художник в театре кукол.

7.

1

Привет от Карабаса – Барабаса.

8.

1.

Спектакль- от замысла к воплощению. Третий звонок.

Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция  изобразительных   искусств и технологий.(8 часов)

9.

1

 Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография  - новое изображение реальности.

10.

1

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

11.

        1

Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

12.

1

« На фоне Пушкина снимается  семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

13.

1

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора

14.

1

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

15.

1

Фотография и компьютер.

16.

1

Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка

   

Раздел 3.Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11часов)

17.

1

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж

18.

1

Пространство и время в кино.

19.

1

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

20.

1

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

21.

1

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

22.

1

 Воплощение замысла.

23.

1

Чудо движения: увидеть и снять

24.

1

Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник.

25.

1.

Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ.

26.

1

История и специфика рисовального  фильма

27.

1

 Живые рисунки на твоём компьютере

           Раздел 4.Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (8 часов)

    28.

1.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

29.

1

Телевизионная  документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

30.

1

  Киноглаз, или Жизнь враспло.  Кинонаблюдение -основа документального видеотворчества.

31.

1

Видеоэтюд в пейзаже и портрете, в репортаже, очерке, интервью.

32.

1

Видеоэтюд в репортаже, очерке, интервью.

33.

1

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

34.

1

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

35.

1

Искусство- зритель- современность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровень Основного общего образования

Программа разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы.» – М.: Просвещение, 2014.»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...