ЭССЕ на тему "Одаренные дети. Как с ними работать?"
статья по изобразительному искусству (изо)

Быкова Вера Владимировна

ЭССЕ на тему "Одаренные дети. Как с ними работать?" - это статья о преподавании предмета изобразительное искусство для детей с особыми образовательными потребностями, детей одаренных и талантливых. Здесь собран и обобщен материал из личного опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_temu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ на тему  «Одаренные дети. Как с ними работать?»

Быкова В.В.. учитель изобразительного искусства и черчения

МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»

Работая в школе, мы часто сталкиваемся с различными проблемами и трудностями. И, на мой взгляд, для начинающего педагога, да и для стажиста, это, прежде всего, работа с учащимися, которым необходимы особые образовательные потребности. Здесь можно рассмотреть и процесс обучения детей с ОВЗ, ну и, конечно же, одаренных, талантливых детей. Многие ученые-психологи, известные педагоги утверждают, что каждый человек талантлив от природы. А что такое талант? Какого ученика считать одаренным? Как разглядеть талант и помочь ребенку его развивать?

Отвечая на эти вопросы, я сделала для себя вывод о том, что неталантливых детей нет. Природой заложено в нас много способностей, склонностей к той или иной сфере деятельности, которые в умелых руках учителя дадут новые возможности для развития и проявления своей творческой индивидуальности. Это особенно хорошо проявляется на уроках образовательной области искусства.

В отличие от таланта, одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Мой учебный предмет – изобразительное искусство, обладает довольно большим потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде реализуются межпредметные связи. Я считаю, что одарённый ученик одарён очень во многом, он обладает не только талантами, но и имеет особое мышление, которое помогает ему мыслить креативно, творить неординарно. Это в свою очередь помогает ему глубже понять и раскрыть свои увлечения, определиться с будущей профессией, быть эрудитом и интересной личностью.

Проанализировав свою работу с одаренными детьми, я могу сказать, что такие дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают дополнительные вопросы, на которые необходим немедленный и подробный ответ (учитель должен обладать обширными знаниями по своему предмету!), они склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Выстраивая индивидуальную программу обучения для талантливых ребят, я самообразовываюсь и повышаю уровень своего саморазвития. В процессе уроков мне необходимо постоянно находить дополнительные повышенного уровня сложности задания, чтобы ребенок не скучал от простых, для него даже очень примитивных заданий: нужно постоянно заинтересовывать сложностью, индивидуальностью работы. Кроме этого, важно давать возможность проявить себя как знатока своего дела, то есть давать роль помощника учителя на уроке. Это придаст учащимся новой уверенности и покажет, что им еще нужно многому учиться самим. Этот вариант работы поможет разнообразить деятельность детей на уроке. Мне как учителю очень важно дать возможность каждому развивать свой творческий потенциал.

Конечно же, при обучении и воспитании одаренных, сверхталантливых детей, нужно использовать не только урочную, но и внеурочную работу. И тут, прежде всего, индивидуальные занятия по рисованию и декоративно-прикладному искусству. Здесь я стараюсь оценивать на каждом этапе творческие, креативные проявления ребенка. Но прежде все речь идет не об отметке, а об аргументированной похвале. Зачастую, каждый хороший неповторимый рисунок, в которой ученики смогли проявить свои способности и раскрыть внутренний мир, через который они видят все вокруг, становится конкурсной работой. Участие в конкурсах, выставках в работе с одаренными учащимися становится очень эффективной формой обучения. А победы на таких соревнованиях являются для них большим стимулом, а я чувствую удовлетворение от хорошо выполненной работы.

В индивидуальном плане обучения также мне помогает использование заданий трех типов: альтернативные, т.е. выборочные; для добровольного выполнения; задания, темы которых формулируют сами ученики.

В последнее время выясняется, что особое повышение интереса к изучаемому материалу вызывает использование выборочных заданий. Психологически это объясняется тем, что дети при выборе исходят из своих интересов, симпатий, кругозора. Все это повышает мотивацию выполнения задания. Самое важное, что ребенок может познать и почувствовать свободу выбора.

Также одной из наиболее приемлемых форм работы на моих уроках и во внеурочной деятельности, являются творческие задания, в которых совмещаются и литература, и музыка, история или даже технология. В итоге у нас получаются очень интересные и неповторимые рисунки, подделки.

Конечно, я понимаю, что дети талантливые и одаренные имеют лучшие предпосылки к выполнению заданий почти по всем предметам, т.к. они обладают разносторонними интересами и у них есть разнообразные способности для этого. Поэтому многие учителя стараются «загрузить» интересными и сложными дополнительными заданиями. Вот именно в этой ситуации важно не перегрузить ребенка, тем самым отбив у него желание заниматься, и дать выбор, что ему делать первостепенно.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Работа с одаренными учащимися предусматривает целенаправленную деятельность, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. Для себя как молодого педагога, я сделала вывод: работать с одаренными детьми необходимо каждому, так как это позволяет двигаться вперед и расти профессионально. Обучение одаренных и талантливых детей можно сравнить с глотком чистого воздуха в серой массе школьных будней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Сердце отдаю детям

Эссе к конкурсу Учитель года....

Эссе "Я учу детей нового поколения" (Учитель Года 2016 г.)

Данное эссе является авторской разработкой и может быть использовано только с разрешения автора!...

Эссе "Я учу детей нового поколения"

Данное эссе - попытка раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразитьсобственные педагогические принципы и подходы к образованию, своепонимание миссии педагога в современном мире, необходимость...

Эссе "Я учу детей нового поколения"

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ti...

Эссе "Я учу детей нового поколения"

Эссе «Я учу детей нового поколения»«Я люблю то, что делаю,И делаю то, что люблю …»    Я, Головко Елизавета Николаевна, работаю в МКОУ Смаглеевская СОШ  учителем математики с 2009 г...

Неуспевающие дети. Как с ними работать?

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Актуальность объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и...