Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"
статья по изобразительному искусству (изо)

Остова Тамара Анатольевна

Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике;  в статье рассказывается об основах графической грамоты, которая способствует развитию творческих способностей на уроах изобразительного искусства. Средства композиции, приемы декоративной графики (оверлиппинг).; стилизация природных и растительных форм. Даны примеры работ творческого характера, используемые при обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ostova_t.a.docx420.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Приемы  обучения декоративной композиции

на уроках изобразительного искусства в школе

учитель изобразительного искусства

 Санкт-Петербурга:

Остова Т.А.

На сегодняшний день обществу особенно нужны творческие люди с развитыми творческими умениями и навыками, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Актуальной становится проблема формирования творческих способностей и мыслительной деятельности учеников.

В книге «Основы композиции» Н.М. Сокольникова пишет: «композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением»

Логвиненко Г.М. в книге «Декоративная композиция» пишет: «в процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит в определенной схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованны, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль»

Уроки изобразительного искусства   не только дают учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей познакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического  сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования учащиеся  учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского и других народов.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования;   узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт. Возрастающий художественный вкус народа диктует производству новые, повышенные эстетические нормы. В содружестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы. Появились новые термины: "промышленная эстетика", "производственная эстетика", "дизайн".

 Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цветистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.

Первым и основным приемом ознакомления учащихся с новым материалом является устное изложение,  рассказ о новых фактах, явлениях, процессах окружающего мира; объяснение  основных композиционных понятий и показ примеров  композиционных схем, иллюстрируется  наглядными пособиями. Учебный материал должен быть изложен последовательно, доступно, чтобы обеспечить активное восприятие материала учащимися.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в декоративном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности. Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Декоративная выразительность достигается за счет приемов, таких как штрих, четкая линия, точка, различные виды декора.

Можно выделить композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость,  целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Основным в технологии обучения декоративной композиции является система упражнений, заданий, позволяющих более полно осваивать композиционные приемы. Эти задания не только позволят исследовать приемы декоративной подачи композиции, но помогут освоить основные композиционные понятия.

Существует ряд приемов, использование которых усиливает впечатление декоративности композиции:

  1. оверлиппинг -  частичное совпадение или наложение одной формы на другую;

                             https://i.pinimg.com/736x/f9/29/27/f92927d2710578185f797eaadc337c18.jpg

  1. членение плоскости на части;

https://myslide.ru/documents_3/da80ddebeb95825dd8a362b327111ec0/img35.jpg

  1. насыщение орнаментом;

http://2.bp.blogspot.com/-gepFSJcOBGI/URTxqzteoKI/AAAAAAAAAMc/CQU5XUGZ2cA/s1600/%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258E%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582.jpg

  1. дробление изображением;

https://i.gyazo.com/00157536be34250afe1d0a9303a1305b.png

  1. введение постоянного модуля и фиксация его цветом

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Для формирования знаний, умений и навыков в обучении декоративной композиции, а также при закреплении материала, возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера.  Примеры работ воспроизводящего и творческого характера, используемых при обучении умениям и навыкам:

1. Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания.

2. Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения и формирования навыка.

3. Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности.

       В блок заданий по декоративной  композиции входит:

а) основы стилизации растительных мотивов служат для формирования  представлений о декоре и цвете; развивают образное мышление и интерес к окружающему миру, воспитывают  наблюдательность и уважительное отношение к окружающему миру.

 б)  основы стилизации животных служат для  овладения новыми знаниями в изображении стилизованных животных, развивают образное видение и наблюдательность

 в) стилизация пейзажа служит для знакомства детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показывает роль искусства в понимании красоты природы; учит рисовать стилизованный пейзаж; рисовать, думать, анализировать;  развивает  чувство воображения, творческую фантазию.

Предусматривается выполнение значительного числа разнообразных заданий – как краткосрочных, так и длительных, преследующих разные учебные задачи. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства.

Список использованной литературы:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы композиции» учебник для 5-8 кл., 1996
  2. Логвиненко Г.М.  «Декоративная композиция» серия «Изобразительное искусство» 2012. Изд-во Владос
  3. Юный художник № 8, 2000. Декоративная композиция.
  4. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А.. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
  5. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека/Под ред. Неменского Б.М..- Москва: Просвещение, 2007г.
  6. Интернет-ресурсы:

http:/svr.su content/item/233/

http:/egypt.gimna1.ru/p7aa1.html/

http:/www.erlib.com/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.

Статья  может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным т...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...