Конспект урока по теме «Интерьер. Внутренний мир русской избы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Конспект урока по ИЗО в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

по теме

«Интерьер. Внутренний мир русской избы»

 (предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, 5-8 классы).

Автор-составитель:

Дажинова Валентина Юрьевна,

учитель ИЗО

МБОУ Мухтоловская ОШ

2019 г.

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о внутреннем убранстве русской избы и пропорциях фигуры человека; развивать творческую активность.

Задачи урока

Образовательная:  познакомить с понятиями «интерьер», «красный угол», «духовный центр дома», «женская половина», «мужская половина», «пропорции», «фас», «профиль»; познакомить с жизненно важными центрами и символикой внутреннего пространства; научить работать с учебником и Интернет-ресурсом, добывать информацию, воспринимать и  анализировать новый материал, обобщать знания; ознакомить с основными приёмами изображения интерьера избы,  образа человека, предметов домашней утвари; научить осваивать новые социальные роли, проводить самоанализ, анализ и оценку работы на уроке и продукта творчества.

Развивающая: развивать исследовательские умения, творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; формировать навыки совместной работы в паре и коллективе, регулятивные навыки; формировать умение передавать единство формы и интерьера русской избы, конструкцию фигуры человека в фас и профиль в различных позах в национальной крестьянской одежде.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, истории развития портретного рисунка; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам и педагогу, их мнению, мировоззрению, культуре; осознанную готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания, оказания взаимопомощи и поддержки; желание радоваться успехам товарищей; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; понимание значения знаний для человека; умение трудиться, добиваться результата.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные: учащиеся  научатся работать с учебником и Интернет-ресурсом, классифицировать по заданным основаниям; самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальность и изменчивостью; познакомятся с центрами избы, получат возможность научиться различать центры русской избы; познакомятся с пропорциями фигуры человека, их индивидуальной изменчивостью, получат возможность самостоятельно выполнить конструкцию тела человека (дифференцированно).

Личностные: учащиеся проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в паре и коллективе; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (добиваться поставленной цели); осваивают новые социальные роли (критически осмысливают);
понимают значение знаний для человека.

Метапредметные: 1) принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 2) проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают своё мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей); организуют работу в паре; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество; 3) ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном); работают по плану, сверяясь с целью (передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение коллективной схемы людей (фас/профиль с движением рук); самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель.

УУД

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач (излагают своё мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей); организуют работу в паре; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество.

Познавательные УУД: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии; работают по плану,

сверяясь с целью; планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека в интерьере русской избы).

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте наличие альбома  и необходимых материалов.

(Обучающиеся занимают свои места. Проверяют готовность к уроку.)

- Начинаем наш урок. Предлагаю послушать стихотворение «В низенькой светёлке» Л.Мея.

Подготовка учащихся к основной учебно-познавательной деятельности. 

- Какое у вас настроение? Расскажите, что каждый из вас представлял, когда его слушали.

                                                                              (Ответ)

(Учитель на центральной части доски вывешивает наглядные пособия с изображением фасада и интерьера избы; включает слайд №1 презентации)

- Ребята, о чём, на ваш взгляд мы будем сегодня говорить? Для чего прочитано мной стихотворение и демонстрируются эти изображения?

(На прошлом уроке мы изображали фасад избы,

а сегодня, возможно, будем рисовать её внутреннее убранство.)

(Учитель на центральной части доски вывешивает изображения мужской и женской фигур в русской одежде в разных позах)

- Ребята, для чего  демонстрирую вам эти изображения?

(Мы, возможно, будем рисовать человека в русской национальной одежде.)

- Да. Почему, на ваш взгляд, здесь несколько изображений людей?                   (Ответ)

- Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока – «Интерьер. Внутренний мир русской избы» (пишет на центральной части доски). Мы узнаем о внутренней конструкции избы, т.е. «интерьере», предметах быта, занятиях людей в избе. Нарисуем людей в народной одежде.

Изучение нового материала.

- Настало время познакомиться с термином «интерьер». Найдите толкование термина на сайте в Интернет-ресурсе, либо в Толковом словаре.

- Озвучьте ответ.                                                                                                        (Ответ)

- Ребята, запомните, передний чистый угол избы с божницей и столом считается на Руси духовным центром. Это красный угол. Печной угол осмысливался как место нечистое. Передний угол считался мужской половиной, печной - женской.

- Вспомните стихотворение. Какой угол, на ваш взгляд, описан в стихотворении?

 (Женская половина)

- Что же располагалось на мужской и женской половинах избы? Чтобы ответить, вам необходимо самим изучить материал и иллюстрации учебника (с.30-34).

(Чтение текста учебника)

- Назовите центры избы. Перечислите предметы быта, располагавшиеся на них. (Ответ)

- Давайте поиграем. Посмотрите на слайд №2. Вы видите 3 столбика со словами. Давайте отнесём каждый столбик к определённой половине избы. Свой ответ аргументируйте.

(Ответ)

- Ребята, каждый из вас любит читать сказки. Вспомните, как на иллюстрациях изображают крестьян и крестьянок? Во что они одеты?                                      (Ответы).

- Предлагаю поработать с картиной.

 (Учитель вывешивает картину «Деревенский сапожник» И.А.Соколова).

- Посмотрите на доску. Расскажите о впечатлениях от картины, её сюжете, композиции...

(Ответ)

- Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Русская изба».

(Организация просмотра видеофильма учителем)

- Понравился фильм? Чем?                                                                                      (Ответ)

(Учитель вывешивает изображения интерьера избы в перспективе; включает слайд №3).

- Посмотрите на доску и на слайд. Как называют такие разновидности?           (Ответ)

- Посмотрите поэтапное изображение избы.

(Учитель изображает рисунки в разной перспективе)

- Для того, чтобы изобразить людей правильно, нам также надо изучить пропорции фигуры человека. Найдите толкование термина на сайте в Интернет-ресурсе, либо в Толковом словаре.

- Озвучьте ответ.                                                                                                        (Ответ)

(Учитель вывешивает изображение картины

«Витрувианский человек»; слайд №4)

- Посмотрите на доску. Л. да Винчи, художник 15-16 вв., изучая анатомию человека, сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до пяти лет, далее её изменения незначительны. Поэтому за отправную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека  (голова в теле ребёнка помещается пять раз, подростка – 6–7 раз, взрослого человека – 7–8 раз; ноги ребёнка к голове – 1:2, подростка – 1:3, взрослого – 1:4.) Мужская фигура отличается от женской в ширине плеч (2 : 1 ½), талии (больше 1 : меньше 1), таза (1 ½ : больше 1 ½). Прежде чем рисовать людей, предлагаю изучить «Памятку» (слайд №5).

(Организация изучения новой информации)

- Теперь предлагаю выполнить наброски людей в динамике.

(Учитель рисует на доске, учащиеся – в альбоме).

- Понравилось рисовать или нет?                                                                            (Ответ)

- Помогли ли мои рисунки понять новый материал?                                            (Ответ)

- Назови, что у тебя получились хорошо в процессе рисунка, а что – не очень?  (Ответ)

- Что необходимо делать, чтобы не ошибаться в дальнейшем?                            (Ответ)

- Какое у вас настроение?                                                                                          (Ответ)

«Физкультминутка».

- Отдохнул?

- Какое у вас настроение?

 «Закрепление знаний и умений»

- Понравилось наблюдать поэтапное изображение избы в разной перспективе и выполнять наброски людей в динамике?                                                                                   (Ответ)

- Помогла работа выявить пробелы в умениях?                                                     (Ответ)

- Что же надо знать и уметь, чтобы рисунок был достоин пятёрки?                    (Ответ)

 (Организация работы учителем по обобщению новой информации

из таблиц, со слайдов)

- Какое у вас настроение?                                                                                          (Ответ)

Творческая практическая деятельность.

- Ребята, сейчас каждому из вас предстоит выполнить задание по изображению подмалёвка любой части дома с деталями интерьера. Учащиеся 4 группы включают в него изображение предмета быта, учащиеся 3 группы - образ человека, учащиеся 1,2 групп - образ человека, занятого работой. Сначала наметьте границы пола, стен, потолка. Используйте наглядность с доски, иллюстрации из учебника.

(Учитель включает мелодию песни «В низенькой светёлке»;

организует индивидуальную помощь обучающимся)

Рефлексия.

- Понравилась творить?                                                                                             (Ответ)

- Какое у вас настроение?                                                                                          (Ответ)

Итоги урока. Рефлексия.

(Мелодия песни выключается)

- Ребята, давайте оценим работы по 5-ти балльной системе. Выбор оценки поясните.

(Организация работы учителем)

- Ребята, давайте проанализируем урок в целом, дайте оценку своим действиям, тем, кто работал с вами в паре, а также всему коллективу в целом:

- Что нового мы узнали на уроке?

- С какими новыми терминами мы познакомились?

- Чему научились?

- Назовите то, что у вас получились сегодня, на ваш взгляд, хорошо.

- Понравился урок или нет?

- Какое у вас настроение?

Домашнее задание.

- с.30-34 (читать; термины учить); материалы и инструменты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В русской избе. Выполнила: Дажинова Валентина Юрьевна, учитель ИЗО МБОУ Мухтоловская ОШ

Слайд 2

Духовный центр избы. Мужская и женская половины избы. 1. Шкафчик с инструментами. 2. Починка утвари. 3. Плетение или шитьё обуви. 4. Коник. 1.Печь. 2.Ухват. 3.Кочерга. 4.Голбец. 1.Стол. 2.Скамья. 3.Образа. 4.Лавка.

Слайд 3

Перспектива

Слайд 4

Мужская и женская фигура. Пропорции. Мужская фигура отличается от женской в ширине плеч (2М : 1 ½М ), талии (больше 1М : меньше 1М) таза ( 1 ½М : больше 1 ½М )

Слайд 5

1.Проводим вертикальную линию. Откладываем 8 равных отрезков. Отмечаем линии плеч и лодыжек. 2. Откладываем величины ширины фигуры: длина 1 плеча - 3/4 М; ширина талии - М; ширина таза - 1,5 М; ширина шеи - 1/2 длины плеча; ширина сдвинутых колен равна длине плеча; ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи; ширина стопы равна ширине колена. 3. Локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки -на середине бедра, длина кисти - 3/4 М. 4. Проводим линию наклона плеча. 5. Плавными линиями очерчиваем фигуру. При этом учитываем наличие просветов между бёдрами, коленями и лодыжками во внутренней поверхности ног. 7. Уточняем пропорции, характер движения и индивидуальные особенности фигуры. Памятка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

План -конспект урока ИЗО составлен  на основе Программы "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека", автора Б.М.Неменского. Урок составлен в соответствии с новыми положениями и требования...

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Конспект открытого урока в 5 класса "Внутренний мир русской избы"

Что такое открытый урок? Свмо слово "открытый" подразумевает, что присутствие на нём должно быть доступно для всех окружающих....

конспект урока в 5 классе "Внутренний мир русской избы""

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?...