"Древние образы в народном искусстве"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Огородникова Мария Игоревна

Урок изобразтельного искусства по теме "Древние образы в народном искусстве" является вводный темой в блоке " Русская народная культура культура"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние образы в народном искусстве

Слайд 2

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Слайд 3

Солярные знаки -знаки, схематично изображающие солнце, оберег от злых чар, источник тепла, света, жизни и добра.

Слайд 4

Следующий образ, это образ Матери-Земли Женская фигура-это божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай, о женщине-продолжительнице рода.

Слайд 5

Образ коня Конь- один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Слайд 6

Оберег от нечести , священное животное, защищал дом от злых духов.

Слайд 7

Образ птицы В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили весну.

Слайд 8

Древо жизни Центром мира для Древних Славян было мировое дерево. Оно соединяет Мир Людей с Миром Богов и Подземным Миром.



Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства по теме

«Древние образы в народном искусстве»

Цели:

  • рассмотреть содержание понятия «традиция», «символика», «условность», «оберег»;
  • обосновать значение символов в русском народном орнаменте.

Задачи урока:

  • образовательные: рассмотреть содержание понятия «традиция», «символика», «условность», «оберег»; подвести учащихся к осознанию важности чтить традиции своего народа; выяснить сходство и отличие условного изображения от реалистичного.
  • развивающие: развивать свои умения анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, выполнять задания, ориентируясь на образец.
  • воспитывающие: воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к культурному наследию.

Основные понятия:

«традиция», «символика», «условность», «оберег», «схематичность», «узор», «орнамент».

Оборудование: доска, учебник «Изобразительное Искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»( под ред. Б.М.Неменского),видеопроектор.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Урок  лекция-беседа, практическое занятие.

Ход урока

1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Итак, сегодня у нас весьма интересная тема: «Древние образы в народном искусстве»

. - Откройте альбомы, запишите сверху тему урока «Древние образы в народном искусстве»

 (Записывают тему урока в альбоме)

3. Новая тема.

Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о том, что такое Декоративно-прикладное искусство. Кто мне сейчас может ответить на вопрос: «Что такое декоративно-прикладное искусство?»

-дети отвечают (художественное оформление предметов)

-Правильно. А какие примеры вы можете привести?

-дети отвечают (роспись посуды, батик, вышивка, ювелирные украшения..)

-Верно. А что обычно лежит в основе декорирования предметов?

-дети отвечают (орнамент)

-Правильно. Сегодня мы с вами подробно разберём Русский народный орнамент.

Часто элементы ДПИ носят символичный характер. И сейчас мы познакомимся с символикой наших предков-древних славян.

Ещё наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор. Например (рисую на доске и объясняю): знак земли, знак воды, знак дождя, знак засеянного поля.

 Одно из главных мест в украшении жилища занимает знак солнца. Знаков солнца существует довольно много, называются они Солярные знаки (рисую на доске) 

-Ребята, скажите, вам ничего не напоминают эти знаки?

-дети отвечают (колёса)

-А между прочим, слово «колесо» тоже имеет древнеславянские корни, ведь слово «коло» обозначает «круг». Вспомните сказку «Колобок»,или колокол, который имеет в основании круг, или праздник Коляда, который символизирует поворот солнца в сторону весны.

                                               Мать-Земля

Следующий  образ, который мы с вами разберём, это образ Матери-Земли (Мать Сыра Земля, Макошь, Мать хорошего урожая). В русском народном орнаменте женская фигура-это божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай, и о женщине-продолжительнице рода.  Вместо головы у неё изображение ромба-плодовитости.

                                               Образ коня

Конь-один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим, чтобы выращивать хлеб. Оберег от нечестии, священное  животное, защищал дом от злых духов. Вспомните деревянного коня на крыше избы.

                                              Образ птицы

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц- жаворонков.

                                             Древо жизни

Центром мира для Древних Славян было мировое дерево. Оно соединяет Мир Людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона достигает Мира Богов (Ирий), корни уходят под землю в подземный мир (Мир Мёртвых). Находится это дерево на острове Буяне. Его образ дошёл до нас из сказок, былин, песен, узоров.

4.Практическое задание.

Придумать орнамент на основе русской народной символики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние образы в народном искусств

План урока ИЗО и презентация.  5 класс "Древние образы в народном искусстве"...

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Методическая разработка плюс презентация к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Неменского "Древние корни народного искусства" (1 урок I четверти)Цели: 1. П...

Древние образы в народном искусстве

В презентации рассматривается символика формы в декоративно-прикладном искусстве...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...