Открытый урок и презентация ИЗО 5 класс "Древнегреческая керамика" ФГОС
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Биковец Светлана Владимировна

Открытый урок по теме "Древнегреческая керамика" 5 класс по программе Б.М.Неменского по ФГОС, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ИЗО для 5 класса

Урок № 16 «Древнегреческая керамика»

Учитель: Биковец Светлана Владимировна МБОУ «СОШ№ 9» г. Инта

Цели:

Обучающая:

- организовать деятельность учащихся по изучению древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества,

- обеспечить закрепление понятий по стилистическим особенностям краснофигурной  и чернофигурной вазописи, по типам  древнегреческих сосудов, по видам греческого орнамента;

-  создать условия для познавательной деятельности  к истории Древней Греции,  

Развивающая: обеспечить развитие у школьников умений ставить цель и планировать свою деятельность,

обеспечить развитие творческой  активности и  гуманитарной  культуры школьников;

Воспитательная: воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

Тип урока:  

урок усвоения новых знаний.

Форма урока:

практическое занятие.

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины:

вазопись, керамика, чернофигурная, краснофигурная, тулово, орнамент, амфора, килик, кратер, гидрия, скифос.

Демонстрационный материал:

таблицы, мультимедийная презентация по теме, учебник.

Оборудование:

учебник, цветной картон, карандаш, кисти, черный фломастер, ножницы, клей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – научить принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания;

Познавательные – научить находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.

Коммуникативные – рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные – иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности, научить объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Создание условий для развития устойчивых эстетических предпочтений; ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

5

1.Мотивационно - организационный этап

1 мин.

Проверка готовности класса к уроку. Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Мир искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают восхищение, где мы ощущаем величие древней культуры.

Мы продолжаем с вами путешествовать по странам и их культурам.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

II. Введение темы, постановка целей урока.

8 мин.

Посмотрите на экран. Подумайте и разгадайте ребус.

(слайд 1)

 О какой стране пойдет речь?

О Древней Греции. (слайд 2)

-А что вы знаете об этой стране?  (предполагаемые ответы учащихся: существуют древнегреческие мифы, эта страна – родина олимпийских игр)

ЗАДАНИЕ 1:   На доске вывешены различные предметы.

Археологи раскопали различные  предметы. Они перед вами (туесок, ложка, деревянная шкатулка, амулет, ожерелье Египта, вазы).

Какие предметы мы можем объединить, и по какому признаку?

 Что объединяет эти древние экспонаты? (показ ваз)

Предметы, сделанные из глины.

Как называются предметы из глины?

Керамика (от греческого «керамос» - глина). – это изделия из обожжённой глины. (слайд 3)

- Давайте подумаем, как будет звучать тема нашего урока?

(Учитель открывает  тему урока).  (Слайд 4)

Подумайте, как будет звучать цель нашего урока? (учитель записывает цели детей на доске)

Какое практическое задание на уроке мы должны выполнить?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Анализируют информацию.

Дети объединяют предметы по трем группам.  Показ 3 группы предметов.

Находят вазы из глины.

Керамика.

 

Называют тему урока.

Древнегреческая керамика.

Ставят самостоятельно цели урока. Цель нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи.

Задание урока - выполните  росписи вазы.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.

III. Изучение нового материала.

10 мин.

IV. физкультминутка

1 мин.

V. Практическая работа

20 мин.

VI. Итоги урока. Актуализация знаний: Рефлексия

5 мин.

Познаватель

но-информаци

онная беседа «Древнегре

ческая вазопись». Просмотр презентации.

Динамическая пауза

Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

- Ребята, мы с вами выяснили, что

Керамика (от греческого «керамос» - глина). – это изделия из обожжённой глины. (вывешивает термин на доску)  

А откуда появилось это название давай выясним.

В Афинах был квартал – Керамикс, где работали гончары

(5 слайд).

Древние греки были прекрасными гончарами и изготавливали большое количество красивой керамической посуды. Название района, в котором жили ремесленники, дало название изделиям их искусства – керамика.

Керамические вазы имели разнообразные формы и у каждой было свое предназначение. (показ ваз на доске)

А вот какая ваза для чего предназначалась, это вам и надо выяснить? (проблема)  (слайд 6 )

ЗАДАНИЕ 2.

Перед вами силуэты ваз и рядом описание. Распределите рисунок и описание вазы стрелками.

Кто выйдет к доске и распределит названия ваз.

1.амфора  - Изящный сосуд с узким горлышком. Предназначался для хранения оливкового масла и вина

2.кратер – Название ваза получила от названия изверженного вулкана. Большой сосуд для смешивания вина с водой

3.килик – Вазы на высокой ножке для питья

4.гидрия – Ваза получила название благодаря трехголовой змеи из мифов. Предназначалась  для наливания воды

5. скифос – Очень похожа на большую кружку с горизонтальными ручками, служащий для питья вина

Но мало было слепить красивый по форме сосуд.

-Что еще  нужно было с ним сделать?

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда.

Вазопись – роспись керамических сосудов.  (7слайд).

Рисунки на вазах исполняли в 2 техниках: чернофигурной и краснофигурной.

- Как вы думаете, почему было такое название техники?

- Обратитесь к составу слова. Черные фигуры – у нас изображались на вазе

Красные фигуры изображались на вазе.  

А что изображали на древнегреческих вазах? Ответить вам на этот вопрос поможет стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже». (слайд 8)

То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком рассказом!

…Герой в колеснице идёт на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- Итак, что  изображалось на вазах? (слайд 9-10)

Посмотрите на нашу вазу (показ на доске вазы)

Где будет располагаться  основной сюжет?

Кто покажет?

Средняя часть вазы называлась – тулово – земля, там и были люди.

Горлышко у вазы это небо, а низ – хаос.

А что изображалось  вверху и внизу?

Вспомните, как называется  узор, которым украшают предметы?

 Самый распространённый орнамент – меандр, пальмета.

Данными узорами украшали вверх и них вазы. (слайд 11)

Чтобы вазы получались красивыми, греческие гончары просили помощи у богини Афины. Давайте и мы попросим.

Встали  из-за парт (слайд 12)

Услышь молитвы, Афина, (подняли руки вверх)

Очами  печь охраняя. (водим руками)

Дай, чтобы вышли на славу

Горшки и бутылки и миски! (крутим и лепим кувшин)

Чтоб обожглись хорошенько (работаем пальцами)

И прибыли дали довольно.

А теперь представьте себя в роли древнегреческих художников и на практике попробуем применить свои знания

У вас на столах – трафареты  различных ваз, таблица с видами орнамента, изображение греческих людей и богов.

Перед тем как мы приступим к работе

давайте составим план нашей творческой работы? (слайд 13)

  • Выбрать форму для вазы, обводим.
  • Выбрать технику исполнения росписи (краснофигурный или чернофигурный стиль)
  • Выбрать сюжет для своей вазы.
  • Дополняем вазу греческим орнаментом.
  • Вырезаем вазу.

 для работы используем цв. картон, черный фломастер.

Ребята, посмотрите на наши вазы (обращает внимание на доску с работами)

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись...

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

Назовите, на ваш взгляд, самую выразительную работу.

Давайте вернемся к нашим целям.

- Достигли мы наших целей?

АКТУАЛИЗАЦИЯ  (слайд 14)

  • Что такое керамика?
  •  Вазопись – это…..?
  • С какими греческими вазами мы познакомились?
  • Какие типы росписи мы изучили?

РЕФЛЕКСИЯ  (Слайд 15)

  • Кто справился с заданием?
  • У кого не получилось выполнить задание? Почему? Что было самым сложным в вашей работе?
  • Над чем нужно еще поработать?

XXI век – век металла и стекла, полимеров и синтетических материалов. Нужна ли нам керамика?

- Всем спасибо за урок.

Прослушивают  новый материал.

Решают проблему

1 мин.

Работа индивидуальная по карточкам – заданиям.

Ответы учеников и расположение названий ваз с рисунком на доске.

Ответ – украсить.

Смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Учащиеся слушают стихотворение:

Ответы учащихся:

образы мифологии, сцены поединков, древнегреческие боги, спортивные состязания.

Ученик выходит и располагает сюжет на вазе.

Ответ ученика – узоры.

Ответ ученика – орнамент.

Дети совершают различные движения.

Формулируют самостоятельно план практической работы.

Работают над украшением  своей вазы.

Работы вывешиваются на доску.

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Возвращаются к целям, которые самостоятельно поставили и анализируют их.

Закрепляют новые знания путем повторения.

Оценивают свои работы

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: научатся выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы

Регулятивные:

планируют и ор-

ганизуют свою деятельность по плану.

Личностные:

понимают значение знаний для человека. Познавательные: научатся наблюдать, сравнивать

Личностные: обладают умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые уроки и презентации к урокам

Здесь размещены открытые уроки и презентации к ним...

Открытый урок и презентация "Опорно-двигательная система"

Я всегда думала над тем, как наладить более тесную связь между средним звеном и начальной школой и, таким образом, проложить тропинку в мир науки.С 2008 г. являюсь председателем МО естественных ...

Открытый урок и презентация урока ИЗО в 5 классе по теме: "Герб моей семьи

Данный урок  является последним этапом работы над проектом "Герб моей семьи"....

Открытый урок и презентация "The country and the city" Enjoy English 4 garde

Тема: The country and the cityТип урока: комбинированный (тип урока, характеризующийся сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении(проверка знаний, работа над пройденным матер...

Графический материал для Открытого урока 2012_Презентация

В презентации сожержится графический материал по теме Открытого урока 2012...

План-конспект открытого урока "Машиноведение". Презентация к уроку.

История создания швейных машин. Классификация машин. Виды приводов швейных машин. Устройство швейных машин. Техника безопасности....