08.05.2020 Тема Натюрморт группа 305-по/17 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Ушакова Ольга Александровна

практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Виды смешения цвета. Техника работы акварелью и гуашью

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

для студентов группы 305-пв/17  «Повар, кондитер»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

Дата учебного занятия:08.05.2020

Пояснительная записка к электронному практикуму

08.05.2020 года, группа 305-пв/17

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Срок сдачи задания до 11.05.2020 включительно.

Все задания выполняются в отдельной новой тетради. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются преподавателю в тетради.

В период дистанционного обучения все задания (фото тетради и альбомов с рисунками),  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий или в беседу «Дистанционное обучение» в контакте https://vk.com/im?sel=c36.  

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/im?sel=c36  и в Студенческом клубе  https://vk.com/topic-163534796_40138802. Отчет  о выполнении студентами  всех заданий отправляется куратору и в беседу «Дистанционное обучение». По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Для выполнения практических заданий необходимо иметь альбом и карандаш.

Задание электронного практикума:

  1. Изучить  теоретический материал для выполнения заданий следующей темы  и ответить на вопросы. Вопрос №5 Выполнить практическое упражнени. Вопрос №6  выполнять не нужно, это задание на перспективу

2. Выполнить практическую работу в альбоме карандашами, гуашью или акварелью  (на выбор)

НАРИСОВАТЬ:

НАТЮРМОРТ ИЗ ОВОЩЕЙ

(примеры в приложении)

или НАТЮРМОРТ ИЗ ФРУКТОВ (НА ВЫБОР)

(примеры в приложении)

Приложение

Тема: Виды смешения цвета. Техника работы акварелью и гуашью

Смешение цветов является одной из главных проблем теории и практики начального этапа постижения искусства рисования цветом. Цвета, которые мы наблюдаем в естественных условиях,  являются результатом смешения спектральных цветов.

Принято различать три основных способа смешения цветов: механическое, пространственное и оптическое.

Механическое смешение цвета происходит, когда мы смешиваем краски на бумаге или палитре. В данном случае, важно понимать, что цвет и краска  - это не одно и то же. Краска – это химическое вещество, а цвет, как вы уже знаете,  имеет оптическую (физическую) природу. Естественно, цветов в природе гораздо больше, чем красок в любом наборе, поэтому художникам очень трудно передать всю оттеночную красоту мира. Однако они успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению.

В области кулинарного искусства также успешно решается проблема механического смешения цвета при получении ярких и устойчивых цветов пищевых красителей. Современные технологии значительно расширили цветовую гамму синтетических пищевых  красителей. При этом изменение цвета идентично смешению красок на палитре. Например, зеленые оттенки можно получить смешивая синие цвета с желтыми, фиолетовые – красные с синими, оранжевые – желтые с красными и т д.  Однако, необходимо учитывать, что светлота и насыщенность цвета красителей будут зависеть не от содержания в них черного или белого (как в красках), а от концентрации и пропорций соединительных смесей.

Пространственное смешение цвета мы можем наблюдать, когда смотрим на картину на некотором расстоянии. При этом цветовые пятна, находящиеся рядом, сливаются в одно сплошное пятно, которое приобретает новый оттенок. Таким образом, каждый художник, создавая картину, учитывает, что смотреть ее будут с некоторого расстояния.  

Оптическое смешение цвета основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в известные цвета спектра. При таком вращении все цвета спектра сливаются в белый цвет.

Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от их механического смешения. В оптическом смешении основные цвета – красный, синий, зеленый, а в механическом смешении – красный, синий, желтый. Дополнительные цвета  при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Способы различного смешения цветов влияют на технику работы акварельными и гуашевыми красками.

Работая акварельными красками, необходимо помнить  их главные свойства: легкость, прозрачность, чистота и интенсивность цвета. Акварель всегда наносится на бумагу тонкими слоями, которые просвечивают друг через друга, создавая своеобразные эффекты.

Существует два основных метода работы акварельными красками: метод лессировки и  метод «алла прима».

Лессировка (от нем. Lasserung – нанесение тонкого, прозрачного слоя красок). Применяется как метод многослойной живописи, который широко использовался художниками XIX – XX вв. Метод лессировки предполагает нанесение одного прозрачного цветового слоя на другой. Этот способ основан на законах оптического смешения цвета. Выполняя «заливку» поверхности одним цветовым тоном, ее можно постепенно усиливать путем ступенчатого наложения данного тона краски. При этом важно давать просыхать каждому новому цветовому слою перед последующим (цв. вкл., рис.XIII.). Данное упражнение выполняется по этапам:

  1. Начертите карандашом три прямоугольника.
  2. Разведите прозрачный раствор любой краски (коллер) в отдельной емкости.
  3. Покройте раствором все прямоугольники поочередно, сверху вниз, ведя кисть слева направо.
  4. Покройте вторично этим же составом второй и третий прямоугольники после высыхания первого слоя.
  5. Покройте составом третий прямоугольник, дав просохнуть.

В результате упражнения получится три прямоугольника одного цвета, но разной  светлоты и насыщенности. Для того, чтобы цветовое покрытие было ровным в ходе работы кистью вдоль красочной линии должна оставаться водяная дорожка. Так краска будет плавно перетекать из одной красочной линии в другую.

 «Размывая» цвет водой, можно развить один цветовой тон от слабо- насыщенного к более насыщенному или получить иной красочный оттенок, перекрывая его другим цветовым тоном.

Метод лессировки позволяет изменить глубину и насыщенность цветового тона и применяется при выполнении длительных живописных работ, а также в художественной графике и орнаментальных композициях.

Метод « алла прима»  (от итал. alla prima – нанесение краски в первый момент, за один прием). Эта работа цветом предполагает технику «по сырому». В ходе этой техники все цвета сразу берутся нужной светлоты и насыщенности, так чтобы письмо не требовало последующих серьезных изменений.

Данный метод широко применяется при работе с натуры, когда быстро меняется ее состояние. Например, в рисовании пейзажных этюдов или движущихся объектов.  

Метод «алла прима» основан на приемах механического смешения цвета. Причем соединять краски можно по предварительно смоченному листу, добиваясь неожиданных и мягких цветовых переходов.

 Выполняя работу акварелью, необходимо учитывать,  что при высыхании красочного слоя исправить ошибки практически невозможно. Кроме того, краски немного теряют свою яркость, поэтому лучше брать цвет более насыщенным.

В учебных рисунках важно пробовать оба метода работы. Акварельные краски могут давать неожиданные эффекты размывок и переливов, «вхождения» одного цвета в другой.

Гуашевые краски, также как и акварельные разводятся водой, но гуашь в отличие от акварели, не прозрачная (цв. вкл., рис.XIV.).  Непрозрачность гуаши происходит из-за содержания в ней белил. Гуашь наносится на картон или бумагу густо, создавая матовую, бархатистую поверхность. К достоинствам гуаши относится способность свободно перекрывать цветовые слои. Однако количество таких слоев ограничено, так как возможно растрескивание краски и отслаивание от бумаги. Еще один недостаток – в процессе высыхания гуашь сильно светлеет, что необходимо учитывать при подборе более насыщенных тонов.

Работать гуашью лучше с применением палитры. Технику работы гуашевыми красками хорошо использовать в декоративных работах, орнаментальных композициях, эскизах тортов и пирожных.

Контрольные вопросы

  1. Какие способы смешения цвета вы знаете?
  2. Как способы смешения цвета применяются в кондитерском производстве?
  3. В чем заключаются методы лессировки и «алла прима»?
  4. В чем сходство и отличие техники работы акварелью и гуашью?

ПРАКТИКУМ

  1. Выполните упражнения по изменению насыщенности и светлоты цвета, по организации цветовой гармонии.
  2. Выполните упражнения акварелью способами лессировки и «алла прима» (ДВА ПОСЛЕДУЮЩИХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯ)

Практическая работа

Тема:  Рисование натюрморта из овощей, фруктов и растений

Цель: Выполнить натюрморт из  овощей, фруктов и растений.

Задачи:

1. Обучение принципам выполнения натюрморта.

2. Формирование умений работать с натуры.

3. Развитие глазомера, чувства пропорций, композиции, перспективы.

Продолжительность работы – 2 час.

Вид работы – рисование с натуры, рисование по памяти.

Формат – А-4.     Материалы для работы – графитный карандаш.

Техническое и методическое обеспечение:

  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для рисования.
  • Учебник «Рисование и лепка».

Требования к компетенциям:

Знать понятие о рисунке с натуры, правила перспективы, композиции и пропорций, способы выполнения линейного и светотеневого рисунка, метод «сквозного» рисования.

Уметь выполнять натюрморт, анализировать форму предметов.

Порядок выполнения работы:

1. Организация рабочего места.

2. Определение композиции рисунка.

3. Линейный набросок предметов с учетом правил перспективы и пропорций.

4. Уточнение и прорисовка формы предметов методом «сквозного» рисования.

5. Светотеневая моделировка формы.

6.  Самоанализ выполненной работы.

7. Исправление ошибок.

8. Обобщение работы.

Завершение занятия:

1. Проверка выполненных работ.

2. Обсуждение работ с учащимися.

3. Оценивание и комментарии оценок.

Список литературы

1 . Н.Н. Иванова, Учебник  «Рисование и лепка», издан издательским центром «Академия» г. Москва в 2011г, переиздан в 2012, 2013, 2014 гг.  Рекомендован  ФГУ «ФИРО»  в качестве учебника для использования  в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего  профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Электронный ресурс -/ https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/10/27/avtorskiy-uchebnik-risovanie-i-lepka (дата обращения 06.04.2020).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты