Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Татьяна Кирилловна

Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способствует достижению личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации ФГОС ОО, а именно: критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Сухая Вязовка им. Г. В. Жукова                             м. р. Волжский Самарской области

Итоговая работа по теме:

«Образовательная технология

развития критического мышления

как компонента функциональной грамотности школьников»

Автор - составитель: учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории  Митрофанова Татьяна Кирилловна

2019-2020 уч. год

Технологическая карта урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Золотая Хохлома»

Стадии (фазы)

ТРКМ

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Приёмы и методы

  1. Вызов

Вызов -пробуждение имеющихся знаний, интереса к информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению» уже имеющихся первоначальных знаний по изучаемому вопросу.

Приветствует детей, психологически  настраивает учащихся на урок,  организует внимание учащихся. 

Организует погружение в проблему через работу с таблицей «ЗХУ». Задаёт вопросы.

Что вы знаете  по теме урока?  Что предстоит узнать?

Способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

 -Не критикует  ответы, даже если они неточны или неправильны

 -На данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

Слушают учителя, настраиваются на успех учебной деятельности.

Создают группы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Определяют границы знаний.  Оформляют  мысли в устной и письменной речи, аргументируют свое мнение и позицию.   Отличают  новое от уже известного.

Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, свободно, без боязни ошибиться.

Учитель использует:- Перепутанные логические цепочки. - Составление списка “известной информации”. - Рассказ-предположение по ключевым словам. -Систематизация материала: кластеры, карты познания, таблицы, опорные конспекты -Верные и неверные утверждения;

 - таблицу «ЗХУ»

  1. Осмысление

содержания

-получение новой информации; -осмысление новой информации -сопоставление её с уже имеющимися знаниями

Организует работу с текстом. Сохраняет интерес к теме, постепенно продвигает от знания “старого” к “новому”

Осуществляет непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах. Чтобы сохранить интерес к теме использует приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии.

Является непосредственным источником новой информации. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

-Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения.

В процессе чтения  перечитает непонятное, отметит наиболее важные фрагменты, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации,

обратится к дополнительным источникам.

Обучающиеся участвуют в диалоге, воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации, анализируют новые сведения о хохломской росписи. Рассуждают о назначении изделий, их конструкции и декоре, выявляют особенные отличия росписи.

Используют полученную информацию для выполнения практической работы — изобразить предмет посуды или украшения расписанный в стиле «Золотая Хохлома».

Методы активного чтения

Маркировка:

«v»  - если считают, что это им известно  (уже знал, знакомо)

«+» - если то, что прочитали, является новым;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; (думал иначе или не согласен)                                                                                                                          «?» - отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее  ( не понял, есть вопросы).

 Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции, презентация учителя. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.

Рефлексия-

целостное осмысление и обобщение полученной информации -выработка собственного отношения к изученному материалу и новый «вызов» -анализ всего процесса изучения материала

Возвращает  обучающихся к первоначальным записям, организует работу по изучению, дополнению изученного, даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

 Обучающиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

 Производят  отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее цели.

Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Вносят корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Заполнение таблицы,

составление схемы, установление причинно - следственной связи между блоками информации, - Разработка мини-проекта,  взаимный опрос и контроль, рисунок и др. -Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,

«ЗХУ».

 -Ответы на поставленные вопросы. -Организация дискуссий, обсуждений. -Исследования по отдельным вопросам темы.

-Написание эссе, творческих работ.

-Обсуждение, дискуссия, краткое сочинение.

-Прием «Общее - уникальное»

- приём «Сиквейн»

Приёмы, используемые на уроке ИЗО по теме «Золотая Хохлома»

 Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Стадия «Вызов»

Описание приема (в ходе урока)

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Знаю

З

Хочу знать

Х

Узнал

У

историю

легенду

Заполняется в

течение урока

основные цвета

основные приёмы и элементы  росписи

растительные узоры

Почему хохломские изделия называются золотыми?

изделия

виды росписи

узоры из животного мира

Какие породы деревьев используют для хохломских изделий?

 Приём «Пометки на полях» (Инсерт).

Стадия «Осмысление содержания»

Описание

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«v»  - если считают, что это им известно  (уже знал, знакомо)

«+» - если то, что прочитали, является новым;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; (думал иначе или не согласен)                                                                                                                          «?» - отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее  ( не понял, есть вопросы).

 

Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

- Учитель предлагает каждому ученику прочитать статью на странице учебника и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее учитель предлагает продолжить работу с маркировочной таблицей и индивидуально.

Затем предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? (учащиеся предлагают свои варианты).

 

Текст «Золотая Хохлома»

История возникновения промысла

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны.

       Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных.

   Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости.  Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали.

     Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки.

   В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком».

    Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.  Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец Андрей Лоскута.  Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.                                                                        Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
      Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

     Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой". И известен этот промысел сейчас не только в России, но и во всем мире.

Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде, сделанной из липы.

  • Деревянную посуду натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет.
  • Для изделий Хохломы характерное сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главным мотивом хохломской росписи является – травка. Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод.
  • Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.
  • В хохломской росписи используют такие цвета как: золотой, красный, черный.

 

Этапы хохломской росписи:

  • Заготовка изделия.
  • Грунтовка полуфабриката.
  • Роспись.
  • Покрытие лаком.
  • Закалка в печи                

В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись.

В хохломской росписи «травкой» называют орнамент, выполненный отдельными, ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

«Осочки» - самый простой элемент, он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

«Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге.

«Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняют, как «усики», только с лёгким нажимом в середине элемента.

«Кустик» - это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных, более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков», «завитков».

Все элементы травного орнамента выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого её основания тремя пальцами и ставить вертикально к плоскости рисунка.

Дополнить травную роспись могут ягодки. Для ягод бруснички, смородинки, рябинки используют печатку - тычок, скрученную из плотной ткани. Красную и жёлтую краски смешивают на палитре, а тычок обмакивают таким образом, чтобы оба цвета присутствовали одновременно в каждом отпечатке. А вот крыжовник и клубничку рисуют сразу кистью, начиная с пятна. После высыхания красной краски ягоды «разживляют» жёлтым цветом.

Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна.

«v»  уже знал, знакомо

«+» является новым

«-» думал иначе или не согласен

«?»  не понял, есть вопросы

В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали.

 Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец Андрей Лоскута.  Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.                                                                        

Деревянную посуду натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет.

Этапы хохломской росписи:

  • Заготовка изделия.
  • Грунтовка полуфабриката.
  • Роспись.
  • Покрытие лаком.
  • Закалка в печи                

Прием «Синквейн»

Стадия Рефлексия

Описание приема

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейна:

• В первой строчке тема называется одним словом.

• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

• Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.

• Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

«Синквейн»  к теме урока «Золотая Хохлома»

Используемая литература

1.Заир - Бек С . , Муштавинская И . Развитие критического мышления на уроке . Пособие для учителя . - М , 2004 . .

2.Критическое мышление : технология развития : Пособие для учителя / И . О . Загашев , С . И . Заир - Бек . - СПб : Альянс « Дельта » , 2003 .

3.Ирина Валентиновна Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно методическое пособие Руководители проекта «Серия книг „Уроки для педагогов“»: канд. пед. наук, ректор СПбАППО С. В. Жолован; генеральный директор идательства КАРО А. В. Барзилович

4.Автор канд. пед. наук, доц. каф. инновационных образовательных технологий, проректор по методической работе СПбАППО, эксперт Международной программы «Чтение и письмо для развития критического мышления» И. В. Муштавинская Научный редактор серии книг «Уроки для педагогов» д-р пед. наук, проф. И. Ю. Алексашина

5.Бутенко А.В. , Ходос Е.А. Критическое мышление : метод, теория,  практика . - Красноярск : 2001. - 102 с.

6.Сайт международного журнала о развитии критического мышления « Перемена » http://ct- net.net/ru/ct_tcp_ru

7.Сборник методических материалов семинара учителей Томского района , Томской области . Уроки с использованием приемов ТРКМЧП . - С. 62-68 , 90-100 .

8.Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php ?subject=9

9.Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.

10.М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по хохломской росписи.2002 г.

11.Е. Субочева. "Городец". Книжка-раскраска.2000 г.

12.С. Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г. 13.Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная технология развития критического мышления как одно из условий формирования коммуникативной компетенции в старшей школе

Задача повышения качества образовавния, формирование новой личности, которая стоит перед нашим обществом, требует от современного учителя пересмотра арсенала образовательных технологий, использования ...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - ...

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо школьников на уроках биологии.

В данной статье описываются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо , применяемые на уроках биологии....