План-конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству "Лепка глиняной свистульки"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Верхилеева Светлана Владимировна

  План-конспект внеурочного занятия по лепке из глины "Лепка глиняной свистульки". Подойдет для работы с детьми 9-12 лет. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства. Перекликается с темой занятий по изо "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". 5 класс по программе Б.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_svistulka.docx243.58 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

внеурочного занятия по изобразительному искусству

«Лепка глиняной свистульки»  

                                                                                                           

Верхилеева Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Чебоксарского района Чувашской Республики

Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках ИЗО умений и навыков, познакомить учащихся с лепкой игрушки-свистульки из глины.                                                                                                                                                                     Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма занятия: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Тема занятия: «Лепка глиняной игрушки-свистульки»                                                                                                                                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                         Образовательная: закрепить знания об орнаменте на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование  в собственной художественной деятельности различные материалы  для создания символических образов:  солярные знаки, древо жизни, образ матери-земли и др,  развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, интерес к  народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через лепку  декоративной  игрушки.

Планируемые достижения:

Предметные:                                                                                                                                                ученик научится осознанно понимать условно-символический характер  народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать  знаки-символы при создании объёмной формы из глины;                                                                                      

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению  данной   темы для понимания символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;                                                                                                                                                            

Метапредметные (УУД):                                                                                                                          Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление  эмоциональной отзывчивости  на  роль  искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,                                                                                                                                                                                                                          осмысленное  эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов  народной глиняной игрушки  для  дальнейшего использования в  учебно-познавательной деятельности  знаково-символической  формы.

Познавательные:                                                                                                                                   научится выделять познавательные  цели о  характерных особенностях славянской символики, глиняной игрушки, поиску информации в учебнике  и средствах ИКТ.                                                                                 Выбирать способы решения: поиск формы; выбор материалов для лепки; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ  из характерных элементов - символов.                                                                                                                                                            Регулятивные:                                                                                                                                             ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать  свои возможности самостоятельной деятельности,   добывать новые знания.                                                                                                                                                             Целеполагание:                                                                                                                                          Будет уметь планировать свою  учебно-познавательную и практическую деятельность;                                                                                                                                                                                                                                Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные:                                                                                                                                    Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: глиняная игрушка, солярные знаки, народные промыслы, орнамент.

Оборудование:

Для учителя:                                                                                                                                         1.оригинальные образцы  игрушек,  цветные иллюстрации с изображением дымковских,  каргопольских и филимоновских игрушек, открытки;                                                                                                                                                         2.таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.                                                                                       3.игра «Найди свой узор».                                                                                                           4.мультимедийные презентации дымковских , каргопольских и филимоновских игрушек .    

 Для учащихся:                                                                                                                                                  1.рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек и солярных знаков                                                                                                                                                                 4.печатки-тычки различного диаметра для керамики;                                                                                                         6. стаканчики непроливайки, салфетки, стеки.

Музыкальный ряд:

1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов.

                                                                                                                                         Литературный ряд:

1.Загадка о народной игрушке; о народных мастерах  

                                                                                                               

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и помогает уточнить объемную форму, помогает добиться «свиста».

Межпредметные связи: на каждом этапе занятия учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения занятия: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по вылепленной объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе выцарапыванием.

Ход занятия

План занятия:

Время - 90 мин

1.Организационный блок (2 мин)

2.Мотивационный блок (6 мин)

3. Информационный блок (7мин).                                                                

4. Практический блок (30 мин)                                                                    

Перерыв (10 мин)

 

5.Практическая часть. Продолжение (35 мин)

5.Выставка и оценивание работ (5 мин)                                                                                    6.Рефлексия (5 мин)  

1. Организационный блок 

   Вернисаж. В кабинете оформлена выставка глиняных игрушек   созданных детьми и народными мастерами, на доске висят изображения игрушек.

   Музыкальный момент. В кабинете звучит народная мелодия (Мотивация будущей темы урока).

Учащиеся  входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из глиняных игрушек (предметов народных промыслов) и фотографии глиняных игрушек, солярных знаков.

Учитель: 

- Здравствуйте ребята, садитесь.  

                                                                                           

2.Мотивационный блок.

Учитель:

- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.  Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс и на доске?                                                                                                                                                                                Читает загадку Аля:                                                                                                                                         Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

Зовут её …(народная игрушка)

                                                                                                                                                                    Учащиеся:                                                                                                                                                                   - народные игрушки                                                                                                                                 Учитель:

   -Верно, ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, для чего существуют игрушки. Но не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег?  Так вот такими оберегами в старые времена были  глиняные   игрушки. Например, различные свистульки, погремушки, трещетки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. Наверное, в те времена родители не ругали детей за издаваемый свистулькой шум. На игрушки часто наносили солярные знаки.Что же это за знаки такие?

   -Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы.    Приведите примеры.                                                                              

   -А сейчас, как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Назовите тему сегодняшнего урока. (Варианты детей).                                                                                                                    

Учитель:

   -Сегодня мы вспомним народные промыслы глиняной игрушки,  традициями формы и росписи. А потом попробуем сами вылепить не просто игрушку, а свистульку – птичку, а кто-то успеет  украсить ее орнаментом.

3.Информационный блок

Учитель:

   -Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки. Это - Дымковская, Филимоновская, Каргопольская  игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным).

Учитель.

   -На слайдах изображение различных промыслов по изготовлению глиняных игрушек. Я попросила   _____  изучить эти промыслы  и рассказать нам очень кратко.

1 ученик.

   -Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

   Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымковка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

   Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

     

 2 ученик.

  Сообщение  _____________ (сопровождается презентацией).

   -Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка, к тому же, свистит.

   Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных.

   Делают игрушки из чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

   В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, свой голос.

    Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Обобщение учителем:

   -_____ рассказал нам о Филимоновской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем). А дальше мы послушаем ____ , которая подготовила сообщение по Каргопольской игрушке.

3 ученик.

    -Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают  четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел зарождается. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

   А где мастера подглядывали узор для игрушки? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у ёлки в лесу, у цветка на лугу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

 

Учитель:

   -Ребята, в руках у меня кукла. Кто мне может подсказать, к какому промыслу относится эта кукла. (не знают). Подсказка мы сегодня о нем не говорили. Это знаменитая Абашевская игрушка. Село Абашево расположено в Пензенской области. Оно знаменито своими глиняными свистульками.  Их промысел очень древний.                                                                                                                                                                           

Учитель:

   -Все эти изделия относятся к русским народным промыслам. Давайте вместе дадим определение - что такое народные промыслы?

Учащиеся пытаются ответить.

Учитель.

   -Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа.

Учитель:

   -Теперь вам стали понятнее эти определения?                                                                                                                                                                                                Учитель читает стихотворение:

Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней. 
Хоть и более привычны 
Нам полеты на Луну, 
Вспомним русские обычаи, 
Вспомним нашу старину.

                                                                                                                                                     

Учитель: - С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где?                                                                                                                                                               - Например, кукла. Все фабричные куклы похожи, не отличишь. Посмотрите на выставку глиняных игрушек, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

   В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину.                                                             А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Мы сегодня тоже попробуем вылепить свою игрушку.  

  4. Практическая часть.     

Учитель:

  .-Но прежде чем вы перейдете к практической части - физминутка. Русский танец (Один их учащихся показывает элементы русского танца вместо упражнений).

Я предлагаю вам вылепить свистульку в виде птицы. И это не случайно, ведь птица- символ счастья. И, вообще, очень изящное существо. Каждая свистулька имеет свой звук. (Выходят помощники и исполняют на свистульках простой мотив).

 ..На ваших столах имеется все необходимое для плодотворной работы: глина, баночки с водой, салфетки. Прежде чем начать работать, давайте вспомним правила техники безопасности во время работы:

- не мешать работать соседу, не толкаться;

-острые предметы передавать тупым концом вперед;

    Давайте ознакомимся с технологией изготовления свистульки (показ презентации на экране).

1

F:\свист\DSCN3372.jpg

Глину хорошо разминают, делают из нее жгут, на котором оставляют выпуклые места для туловища. Жгут перегибают и формуют основу свистульки: вытягивают шею, головку, гребешок.

2

F:\свист\DSCN3385.jpg

Мелкие детали смачивают водой и притирают пальцами и стеками места стыковки.

3

F:\свист\DSCN3376.jpg

Внутри туловища делаем углубление, дно заклеим пластиной толщиной 3 мм. С боков сделать дырочки Ø3 мм. Замазать швы.

4

F:\свист\DSCN3381.jpg

Дно свистульки залепить пластиной толщиной 3-4 мм. При помощи двух стеков-палочек сделать дырочки, как показано на рисунке. Корректировать до тех пор, пока качество звука  не станет идеальным.    

    Лепку игрушки-свистульки выполняют из цельного комка глины.

Глину хорошо разминаем,  делают из нее шарик. Пусть глина примет тепло наших рук и перестанет прилипать к пальцам. Из шара  формуют основу свистульки: вытягивают шею, головку с одной стороны и хвостик с другой. Птичка получилась, а что же нужно сделать, чтобы она запела? Узнаем после отдыха.

5. Перерыв.

6. Продолжение практической части.

Сегодня я покажу вам самый простой способ. Внутри туловища делаем углубление, дно заклеим пластиной толщиной 3 мм. Для этого мы с вами возьмем заточенную палочку или деталь от ручки и проткнем отверстие вдоль туловища птички. Но только так, чтобы не проткнуть насквозь спинку. А теперь на хвостике сделаем еще одно отверстие, чтобы оно выходило на предыдущее. Только просьба, меня дождаться  - покажу в первый раз.

Далее, те, у кого получилось - декорируют игрушку рельефными узорами. Повышенный уровень – украшают солярными знаками. Изображение – на экране.                                                                                                                            

     Во время практической  работы учащихся, учитель делает целевые обходы:                                                                                                                                                          1 - контроль организации рабочего места;                                                                                                         2 - контроль правильности выполнения приемов работы;                                                                                   3 - оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;                                                                                               4 - контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.  

7. Подведение итогов. Выставка работ.

     В конце урока все свистульки ставятся на выставочный стол.

                                                                                                                                               

8. Рефлексия.

Учитель:

-   Вы  все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить, к какому искусству относятся предметы, какие элементы орнаментов предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.                                                                                                                                              

Учитель:

- Ребята вам понравилось работать с глиной?

Мы попробовали вылепить свистульку.                                                                                                                                          

   А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. На этом наше занятие закончено.                                                                                                                                 Спасибо вам за ваше творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс

Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия:  создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...

План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс

Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...

Внеурочное занятие по изобразительному искусству , 1 класс. Тема: «Подсолнухи».

Внеурочное занятие по изобразительному искусству , 1 классИз цикла: виды изобразительного искусства/ живопись, ДПИ.Тема: «Подсолнухи».Цель: Познакомить учащихся с жанрами и видами изобрази...

Мини проект. Моделирование внеурочного занятия по изобразительному искусству для 6 класса.

Данная разработка внеурочного занятия была выполнена как итоговая на курсах в АСОУ....

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях по изобразительному искусству.

Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся усл...

План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"

Внеурочное занятие  проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....