Развитие творческой личности ученика посредством композиции.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Гвоздикова Марина Александровна

     В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой, способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Творческая активность личности представляет собой качество, которое базируется на внутренней потребности в познании и проявляется в продуктивной деятельности.

      В современных условиях в системе образования детей особое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Важной составляющей такого воспитания является художественно-творческая активность детей и подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности ученика посредством композиции.

«Композиции... нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное...» (И. Крамской).

     В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой, способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Творческая активность личности представляет собой качество, которое базируется на внутренней потребности в познании и проявляется в продуктивной деятельности.

      В современных условиях в системе образования детей особое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Важной составляющей такого воспитания является художественно-творческая активность детей и подростков.

      В своем выступлении я постаралась затронуть один из самых сложных и принципиально важных вопросов, от решения которых зависит успех обучения школьников изобразительному искусству в целом, это понятие композиция, а также развитию творческих способностей учащихся посредством композиции.

     Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует, как ученых, так и педагогов. Творчество — это высшая форма активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. И конечно обладание знаниями о композиции во многом сопутствует им в этом.

     Знание вопросов композиции имеет важное, значение, для развития творческого воображения, образного мышления, и конечно творческих способностей учащихся. Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, в первую очередь нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключик к сердцу ребенка, установить с ним контакт, - помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления.

     Искусство не возможно, воспринимать только рационально, без сопереживания. Любое художественное познание – не реально без радости, получаемой от него. Поэтому наши уроки искусства требуют создание особой эмоциональной атмосферы, прежде всего творческого настроения учащихся. Уроки, которые были бы для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. Ведь, по мнению К.Ф. Юона, «Работу кистью можно сравнить с игрой смычка на скрипке. Повинуясь исполнителю, он заражает и увлекает зрителя, руководя его чувствами и его вниманием».

Эти особенности должен, прежде всего, учитывать педагог при выборе форм и методов обучения композиции. Поэтому методику проведения занятий по решению композиционных задач рекомендуется строить с учетом графических навыков, не забывая при этом и об индивидуальных особенностях школьников.

Именно применению методов и методических приемов обучения композиции нужно уделять большое внимание, что впоследствии, способствует более успешному развитию творческих способностей. Уроки композиции являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало.

  Только тогда мы можем говорить о развитии творческих способностей.

     В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает трудно добиться достаточно грамотных и в то же время художественно выразительных рисунков. Одна из причин это недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции. Нередко учащиеся просто не знают, что такое композиция, так как учитель не всегда доступно объясняет ее смысл.

Термин «композиция» имеет в лексике русского языка не одно значение: композиция как способ восприятия и как форма выражения мысли, композиция как авторская художественная находка (произведение искусства), композиция как способ создания художественного образа, композиция как учебный предмет и как творческий процесс и т.д

Наша цель – изучение организации творческого процесса композиции на уроках с детьми в общеобразовательной школе. Композиция в данном случае выступает как объект изучения способов организации обучения созданию композиций.

    Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Это и есть искусство композиции.

    Само слово происходит от латинского что означает сочинять, составлять…. Для того чтобы придать картине большую выразительность, художник стремится сочинить, разместить, на полотне людей, составить окружающие предметы, чтобы зрителю стала понятна главная мысль его произведения.

Главное в композиции — создание художественного образа. Художественные образы — это те «кирпичики», которые являются основным строительным материалом для создания художественного произведения. Надо чаще заострять на этом внимание ребят.

    Обучение изобразительному искусству в школе, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. Уроки композиции в школе должны всегда восприниматься детьми с большим энтузиазмом, чем другие предметы. И это не случайно, ведь уроки композиции дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать, равно как и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал. Дети любят фантазировать, и эта склонность на уроках композиции как никогда кстати.

На своих уроках я стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения композиции, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.    Для успешного развития   творческих способностей учащихся работаю над: развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

    Занятия композицией являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало. Эти занятия включают в себя следующие виды деятельности: сбор материала по теме работы, наблюдения, рисунки с натуры и работа над эскизами. Совершенствовать композиционные работы помогает анализ произведений великих мастеров, позволяющий проникнуть в специфику труда художника. Опыт педагогической работы позволяет сделать заключение, что через осознанное восприятие искусства происходит творческое развитие ученика.

  Традиционно ,прежде чем приступить к выполнению композиции, автор делает несколько эскизов, для поиска лучших идей, что помогает лучше раскрыть тему. Уже на этом этапе ученик сталкивается с законами композиции: единство, цельность, уравновешенность, сопоставляет большие и малые формы, т е ищет центр композиции, учитывает перспективу, и т д. конечно, очень важно донести до детей эти сложные понятия. Но как это сделать? Ведь это не студенты.

Очень важно для преподавателя, в первую очередь понимать психологию ребенка. Нужно постараться не быть читателем лекции, а уметь донести до детей понятия и термины простым языком, понятным для ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.

Желательно использовать в объяснении «живое слово», яркий диалог с учениками, музыку, зрительные образы, поэтические тексты, игровые ситуации, использование компьютерных программ. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей.

Например: Начиная с первых занятий, детей знакомят с понятием композиция. В этот момент я провожу с ребятами упражнение игру, игра также должны стать неотъемлемой частью занятий

Щенок, жираф и черепаха жили каждый в своем домике, они пошли прогуляться и заблудились, задача, определить, кто, где живет… лист бумаги — это дом, в котором живет твой рисунок, ему в нем может быть удобно, а может быть и нет. Поэтому прежде чем приступить к рисунку, первое,что просто необходимо сделать, выбрать какое наиболее удачное расположение рисунка в нем, т. Е. продумать композицию. Именно от этого в первую очередь будет зависеть выразительность рисунка. Очень важно дать понятие ребятам о том, что на выразительность композиции влияет не только формат листа, но и правильно выбранный размер, цвет, форма, расположение.

Лист бумаги, на котором мы рисуем, можно сравнить не только с домиком, он еще похож на весы, что необходимо сделать, чтоб весы находились в равновесии? Упражнение игра расположи геометрические фигуры…

Как можно исправить рисунок, если он получился неуравновешенным? (предлагаю на магнитной доске уравновесить композицию)

Композицию можно назвать удачной, если при взгляде на нее у зрителя не возникает желание что-то исправить, поэтому я считаю необходимо постоянно проводить анализ как работ художников, так и работ ребят, обращая внимание на более удачные моменты в работах учащихся, и наоборот указывать на ошибки.

Используя различные методы и приемы в проведении занятий, можно с точностью сказать, что оригинальные задания воспринимаются школьниками с большим интересом и энтузиазмом.

Анализируя различные композиции, мы рассматриваем открытые и закрытые композиции, почему художник выбрал именно этот вариант, что он хотел этим сказать, для чего он сделал?

И конечно выполняя свои рисунки, ребята уже могут объяснить свое решение, в выборе и расположении сюжета.

Когда мы изображаем многофигурную композицию, очень важно, чтоб ребята усвоили понятие композиционный центр и конечно нашли способы его выделения. Для этого предлагаю рассмотреть варианты с геометрическими фигурами, ребята сами делают выводы.

  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·  чудо-зверь ;

сказочные птицы,

птицы-фантазии;

снежная бабочка,

город Солнца,

в стране завитушек.

Такие задания дают полет фантазии, творчества. Тут же ребятам дается понятие об основных приемах и средствам композиции: это учет ритма и пропорции, передача симметрии состояния покоя и движения, соотношение целого и части, цветового решения. Таким образом, на уроке ребенку отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса построения композиции.

Все это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства композиции, что является необходимым условием для развития творческих способностей.

 

Термин «композиция» имеет в лексике русского языка не одно значение: композиция как способ восприятия и как форма выражения мысли, композиция как авторская художественная находка (произведение искусства), композиция как способ создания художественного образа, композиция как учебный предмет и как творческий процесс и т.д.

Наша цель – изучение организации творческого процесса композиции на уроках с детьми в общеобразовательной школе. Композиция в данном случае выступает как объект изучения способов организации обучения созданию композиций.

Закономерности построения композиции для всех видов искусств общие, поэтому композиционная организация на плоскости подчиняется определенным правилам, характерным для всех художественных произведений. При этом каждый вид искусства ограничен некоторыми характерными лишь этому виду рамками. Композиция изображений также имеет свои особенности. Одна из них - ограниченный двухмерный лист, на котором изображается трехмерное глубинное или плоскостное пространство. В декоративных и конструктивных видах искусства также имеются свои художественные задачи и пути их решения, зависящие от различных характеристик и факторов изобразительной плоскости, формы и пространства.

Изобразительное искусство условно и символично: объем форм, время, движение, настроение, состояние, эмоции, характер отношений между объектами, пространство символично передается с помощью художественно-изобразительных средств, умелое использование которых помогает решать творческие задачи в изобразительном искусстве, позволяет создавать незабываемые выразительные художественные образы.

Объем знаний по композиции учителя изобразительного искусства.

Учителю изобразительного искусства необходимо знать средства художественного выражения, понимать изобразительный язык и учить этому детей. В первую очередь необходим запас знаний и опыт практической работы по следующим направлениям:

1. Понимание структуры конструкции произведения, модели его композиционной организации.

2. Законы и правила композиционной организации изображения относительно его смысла и содержания: закон цельности, закон единства формы и содержания, смысловых связей элементов.

3. Средства композиционной выразительности: композиционный центр, динамика, и статика, ритм и пластика, симметрия и асимметрия, контраст и аналогия, контрасты тона, цвета, формы и др.

4. Понятия: рамы, границы; пространство и время; масштаб, размер и мера.

Методика обучения композиции на уроках изобразительного искусства в школе и формах дополнительного образования.

Преимущественное значение познания композиционных законов и правил придается урокам тематического рисования (композиции), Однако обучение композиции осуществляется на каждом уроке изобразительного искусства, не зависимо от того, каким видом деятельности заняты дети. Хороший учитель постоянно ведет работу в этом направлении с классом в целом и индивидуально с каждым учеником, подбирая наиболее эффективные методы объяснения в каждом отдельном случае.

На современном этапе существует несколько способов изучения композиции как средства создания изобразительных произведений:

1. Академический подход - модель обучения фигуративной сюжетной предметной композиции – «изображение жизни в формах самой жизни».

Эта модель опирается на школу академического реалистического рисования, в основе которой лежит познание окружающего мира средствами изобразительного искусства и отражение жизни во всем её богатстве форм и сюжетов в произведениях графики, живописи, скульптуры.

2. Инновационный подход – модель обучения нефигуративной, формальной композиции - «сквозь форму».

Модель обучения, опирающаяся на поиски гармонии или дисгармонии в художественном произведении аналитически-формальными изобразительными средствами, не отражая форм существующей действительности в том виде, как их привыкли воспринимать большинство людей. Чаще всего, это знаковые, символические комбинаторики, отвечающие основным правилам композиционного размещения изобразительных объектов.

3. Сочетание первого и второго подхода.

Эта модель объединяет оба предыдущих, использует формальные средства для изучения закономерностей и средств композиции и является первоначальным поиском структурной организации элементов рисунка (композиции) с целью дальнейшего уточнения конкретных форм в соответствие с темой, замыслом рисунка и окружающей реальностью.

Методы и методические приемы работы учителя в процессе обучения композиции.

Обучение детей композиции осуществляется учителем различными методами. Большое значение в обучение композиции имеют следующие методы, часто применяемые на уроке комплексно:

1. Объяснительно-иллюстративный метод, наглядно демонстрирующий особенности структуры и изобразительного языка произведений. Для его успешного применения - объяснения и демонстрации использования правил и приемов композиции в учебном процессе - учителю изобразительного искусства обязательно нужно подготовить и использовать наглядно-методический материал, куда входят:

- методические статичные и динамичные таблицы,

- дидактический материал для выполнения упражнений,

- педагогический рисунок на листе бумаги или на классной доске,

- обучающие видеофильмы,

- примеры произведений искусства с различными типами композиций в виде репродукций, иллюстрированных книг, слайдов, открыток и т.п.

Методические статичные таблицы.

Пособия, на которых показаны приемы работы над композицией по различным видам, жанрам и темам изобразительного искусства.

Методические динамичные таблицы,

Это эффективный прием использования динамических наглядных пособий, когда элементы композиции перемещаются по плоскости картины. Объяснение с их применением происходит доступно и занимает немного времени. К тому же после объяснения учителем основных правил и текущей задачи на уроке можно привлекать самих учеников для работы с такими пособиями, что чрезвычайно повышает активность и интерес к предмету.

Дидактический материал для выполнения упражнений.

Дидактический материал (для пользования учителем и учеников) - раздаточный содержит, как правило, изобразительную плоскость (если она отличается от обычного альбомного белого листа) и элементы композиции в различных вариантах (различие по цвету, форме, размеру, фактуре, и другим характеристикам).

При использовании раздаточных комплектов детям предоставляется хорошая возможность проводить композиционные поиски и выбирать наиболее удачный вариант самостоятельно путем создания различных комбинаторик.

В дидактический материал включаются заготовки для кроссвордов, карточки различного содержания в зависимости от цели урока (цвет, форм, фактура др.). Этот материал можно использовать получения обратной связи, при проведении фронтальных краткосрочных заданий после объяснения учителя.

Также используются материалы, специально заготовленные в начале года или принесенные в класс детьми (кусочки ткани, обрезки бумаги разного цвета и фактуры и др.), которые применяются в создании композиции.

2. Педагогический рисунок на листе бумаги или на классной доске также стимулирует внимание и познавательный интерес детей.

Требования к педагогическому рисунку на уроках композиции не отличаются от общих требований. Процесс педагогического рисования мелом на классной доске или углем, фломастером на бумаге происходит более динамично с использованием заранее заготовленных форм изобразительной поверхности с обязательным пояснением своих действий. На уроках тематического рисования (композиции) учителю предоставляется возможность показывать последовательность рисования отдельных элементов композиции, но более существенным является демонстрация общих этапов творческого процесса работы над композицией по следующим направлениям:

а) нахождение композиционного центра и смысловой зависимости между главными и второстепенными элементами рисунка относительно главной мысли рисунка;

б) определение схемы построения композиции в зависимости от темы и планируемого эмоционального выражения и состояния будущего рисунка: спокойствие, движение, тревога, мягкость, стабильность – композиция по горизонтали, вертикали, диагонали, в круге, треугольнике, овале и др.

в) организация композиционного пространства - размещение элементов картины в соответствие с правилами и приемами композиции (равновесие, динамика/статика, симметрия/асимметрия).

г) нахождение приемов и методов формальной композиции (напряжений и контрастов, растяжек, обобщенных геометрических форм, линий и пятен, веса и масштаба, фигур и фона, композиционных узлов др.).

3. Эффективным методом обучения считается выполнение комбинаторик с помощью аппликации (совместное и индивидуальное) - поиски разнообразного сочетания изобразительной плоскости (форма, пропорции, размер) и структурных элементов композиции.

4. Необходим также метод аналитического сравнения полярных композиций, с помощью которого демонстрируется яркое отличие способов достижения эмоционального состояния в произведении. Этот метод предусматривает обоюдное участие учителя и школьников в процессе обсуждения композиционных средств выразительности. В результате беседы выделяются общие и различные композиционные приемы обеих композиций, с помощью которых в произведении найден художественный образ.

5. Метод проблемныйвключает ряд вопросов, наводящих на проблему, поставленную художником в произведении, ответы на которые определяют поиск и анализ изобразительных средств, с помощью которых это решено.

Уроки тематического рисования заранее планируются в календарно-тематическом плане. Как правило, тематическая композиция является итогом изучения материала на определенную тему, и планируются после беседы, рисования с натуры и декоративного рисования.

Рисование на темы включает в себя рисование на темы окружающей жизни и исторических событий, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, рисование по памяти, воображению, после предварительного наблюдения и зарисовок с натуры.

Содержание тематического рисования.

Тематическое рисование включает рисование на темы окружающей жизни, исторических событий, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, рисование по памяти, воображению, после предварительного наблюдения и зарисовок с натуры.

Основные задачи, которые необходимо ставить перед учащимися: самостоятельный выбор сюжета по предложенной теме, умение использовать изучаемые на уроках композиционные закономерности, правила и средства выразительности, решать с их помощью творческие изобразительные задачи, передавать свое отношение к выбранному сюжету и изображению в целом.

Постановка учебных задач и применение направлений педагогического рисунка зависит от возраста учащихся, цели, темы урока и задач учащихся.

В 1-3 и 4 классах в большей степени требуется объяснение правил организации композиционного пространства:

- пропорции изображения и листа бумаги;

- элементарные правила ярусной перспективы (1-2 классы), элементарные сведения о наглядной перспективе – линия горизонта, точка схода (4 класс);

- пропорциональные соотношения между предметами;

- нахождение равновесия, ритма, статики и динамики, симметрии и асимметрии;

- понятие «силуэт»;

- использование тонового и цветового контрастов;

- нахождение композиционного центра и смысловой зависимости между главными и второстепенными элементами рисунка.

В среднем и старшем звене необходимо:

- знакомить детей со схемами построения композиции в основном выражающими эмоциональное состояние картины;

- продолжать изучение простейших композиционных приемов и художественных средств, необходимых для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- различать особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- учиться самостоятельно выбирать наиболее выразительный сюжет на заданную тему для творческой композиции; уметь проводить подготовительную работу - наблюдения, выполнять эскизы композиции;

- учиться выделять главное и второстепенное в композиции с помощью контрастов формы, цвета, тона, тона;

-учиться передавать характерные особенности эпохи, ландшафта, интерьера и времени действия;

- рассматривать приемы формальной композиции как вспомогательное средство процесса работы над сюжетной композицией и как средство создания итоговой формальной (символической, ассоциативной, знаковой) композиции;

- использовать эффективные художественно-изобразительные средства, для выражения замысла.

Значение уроков тематического рисования.

В результате достижения поставленных в процессе обучения композиции задач, развивается композиционное, объемно-пространственное, аналитическое мышление, зрительная память, воображение, фантазия, чувство цвета и колорита, совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов; ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние, настроение и отношение к изображаемому.

 

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000024/st009.shtml

https://riart-nn.ru/osnovy-risovaniya/kompozicija-v-risunke-osnovy-kompozicii-v-risunke-i-zhivopisi.html

https://revolution.allbest.ru/culture/00426469_2.html

http://urokizo.ru/kompozitsiya-izo/osnovyi-kompozitsii-v-risunke/

https://doodleandsketch.com/proart-TzZffH2HNr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

Конспект открытого мероприятия по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Теневой театр "Теремок"

Конспект открытого мероприятия, проведенного в рамках недели педагогического мастерства по теме "Развитие творческих возможностей детей посредством театрализации". Конспект состоит из пояснительной за...

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Развитие творческих способностей обучающихся посредством реализации нетрадиционных форм работы на уроках информатики и ИКТ

Обществу нужна творческая  личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому организация системной рабо...

Формирование и развитие творческой личности ученика в процессе обучения и воспитания как субъекта русского национального самосознания

В работе представлена проблема формирования и развития творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания через обучение и воспитание. Исходя из поставленной проб...