рабочая программа по изо
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Неменский Б.М

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_izo.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  •  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010;
  • Федеральный базисный   учебный  план,  утвержденный приказом   Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Примерная программа по изобразительному искусству;
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»;
  • Устав школы.

Актуальность

Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Цели и задачи

Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курса формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала.

Задачи курса:

- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

   Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного  мышления учащихся.

   Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.

Общая характеристика учебного курса

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей.  При этом современный школьник имеет свои собственные суждения  о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний.

Пятый класс  посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.

Количество учебных часов

На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).  

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.

Обоснование целесообразности изменений, авторских принципов, новизны 

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные результаты:

В целостно – ориентационной сфере:

- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- Принятие мультикультурной картины мира;

В трудовой сфере:

- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;

В познавательной сфере:

- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

  • В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;
  • В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
  • В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
  • В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Предметных результатов:

В познавательной сфере:

- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;

- Приобретать практические навыки  и умения в изобразительной деятельности;

- Различать изученные виды пластических искусств;

- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

В целостно – ориентационной сфере:

- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;

- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,аккумулированный в  произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

   В коммуникативной сфере:

- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;

- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

   В эстетической сфере:

- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального  и интеллектуального восприятия  на материале пластических искусств;

- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи  и осознавать их роль в творческой деятельности;

- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;

В трудовой сфере:

- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

 На протяжении всего курса обучения школьники  знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также  знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.

Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.

Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.

Учебно-методический комплект, при помощи которого реализуется данная программа:

1. Изобразительное искусство. Рабочие  программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.

2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб.  для  общеобразоват.  учреждений  /  Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.  6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Древние корни народного искусства

7

3

4

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

2

Связь времен в народном искусстве

8

4

4

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

3

Декор – человек, общество, время

12

6

6

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

4

Декоративное искусство в современном мире –

7

3

4

Рисунок. Устный опрос. Контроль качества

                           

Итого:      34 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

Планируемые результаты

Формы  и методы контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

Факт.

5 а

Древние корни народного искусства – 7 ч.

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Комбинированный

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности.

Осмысленное восприятие визуальных образов реальности.

Рисунок. Устный опрос

2

Дом космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

1

Комбинированный

Восприятие мира, человека с эстетических позиций.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре.

Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей.

Рисунок. Устный опрос

3

Интерьер крестьянского дома

1

Комбинированный

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.

Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком.

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира.

Рисунок. Устный опрос

4

Конструкция, декор предметов народного быта.

1

Комбинированный

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков.

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Рисунок. Устный опрос

5

Русский народный орнамент

1

Комбинированный

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами.

Рисунок. Устный опрос

6

Убранство русской избы.

1

Комбинированный

Активное отношение к традициям культуры.

Умение воспринимать культуру своего народа.

Овладение средствами художественного изображения.

Рисунок. Устный опрос

7

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

 .

1

Комбинированный

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество.

Рисунок. Устный опрос

Связь времен в народном искусстве – 8 ч.

8

Древние образы в современных народных игрушках

1

Комбинированный

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Рисунок. Устный опрос

9

Искусство Гжели.

1

Комбинированный

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Рисунок. Устный опрос

10

Городецкая роспись.

1

Комбинированный

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами.

Рисунок. Устный опрос

11

Хохлома.

1

Комбинированный

Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций.

Формирование художественного восприятия мира.

Овладение средствами художественного изображения.

Рисунок. Устный опрос

12

Жостово. Роспись по металлу.

2

Комбинированный

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков.

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Рисунок. Устный опрос

13-14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

2

Комбинированный

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков.

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Рисунок. Устный опрос

15

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

1

Комбинированный

Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций.

Формирование художественного восприятия мира.

Восприятие образов и произведений искусства.

Рисунок. Устный опрос

Декор – человек, общество, время – 12 ч.

16-17

Зачем людям украшения.

2

Комбинированный

познакомиться с именами выдающихся живописцев, принимать активное участие в обсуждении нового материала. Изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи

научиться планировать  деятельность в учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов.

Проявлять интерес к произведениям искусства. Осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Рисунок. Устный опрос

18-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

3

Комбинированный

научиться обобщать полученные знания, осваивать новые технологии XX века как богатство выразительных возможностей в жанре натюрморта.

излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Осваивать новую учебную ситуацию, проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать её в своём творчестве.

Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства

Рисунок. Устный опрос

21-22

Одежда «говорит» о человеке.

3

Теоретический

знакомиться с именами великих модельерами  

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели.

осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов.

Рисунок. Устный опрос

23-25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

3

Практический

получить новые знания о закономерностях гербов и эмблем.

определять цель, проблему
в учебной деятельности. Обмениваться мнениями, слушать друг друга.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели.

Рисунок. Устный опрос

26-27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

2

Комбинированный

 Выполнять зарисовки ё пропорций и расположения в пространстве.

планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности

Рисунок. Устный опрос

Декоративное искусство в современном мире – 7ч.

2830

Современное выставочное искусство.

3

Комбинированный

Изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве.

планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге.

понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности

Рисунок. Устный опрос

31-33

 Ты сам - мастер

3

Комбинированный

изучать скульптурный портрет
в истории искусства, скульптурные материалы. Сравнивать портреты по определённым критериям, анализировать скульптурные образы.

определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации.

вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение. Проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства.

Аппликация. Устный опрос

34

Итоговый урок

1

Комб-ый

Рисунок. Устный опрос

Итого: 34 часа


СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  ПРОГРАММЫ

Древние корни народного искусства – 7 ч.

Древние образы в народном искусстве

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

 Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве– 8 ч.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время– 12 ч.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит » о человеке.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире – 7 ч.

Современное выставочное искусство.

Ты сам- мастер.

.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 учащиеся должны знать:

  • Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово).

учащиеся должны уметь:

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
  • Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

учащиеся должны:

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Интернет-ресурсы.

1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru

3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru

4. Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru

6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

7. http://www.artsait.ru

2. Информационно-коммуникативные средства.

 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

 Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).

 Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).

3. Наглядные пособия.

 Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007

 Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007

 Портреты русских и зарубежных художников.

 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

 Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

 Альбомы с демонстрационным материалом.

 Дидактический раздаточный материал.

4. Технические средства обучения.

 Компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Экран проекционный.

 Принтер.

 Интерактивная доска.

 DVD.

 Музыкальный центр.

5. Учебно-практическое оборудование.

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

 Мольберт.

 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

 Стол учительский с тумбой.

 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 Стенды для вывешивания иллюстративного материала.


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело? 
а) для устрашения и защиты; 
б) чтобы привлечь внимание; 
в) ради забавы; 
2. В Русском государстве царское платье олицетворяло: 
а) силу, достоинство и могущество; 
б) тщеславие; 
в) особое положение. 
3. Что не входило в дополнение облачения царя: 
а) царский трон. 
б) царский венец; 
в) держава и скипетр; 
4. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были: 
а) передник изысканной формы, пояс; 
б) два скипетра, искусственная борода; 
в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона. 
5. Какое изображение является символом бога утреннего солнца: 
а) лотос; 
б) скарабей. 
в) глаз-уаджет; 
6. Символами императора в Древнем Китае были: 
а) белый журавль на синем небе; 
б) цвет золота - жёлтый и дракон; 
в) барс, тигр, лев. 
7. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили: 
а) о процветании государства; 
б) чтобы поднимать престиж среди других стран; 
в) все варианты ответов верны. 
8. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: 
а) наполнить вещь смыслом; 
б) определить положение хозяина в обществе; 
в) расписать вещь для красоты. 
9. Что такое костюм? 
а) одежда, которую носит человек; 
б) стиль и цвет, аксессуары; 
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию. 
10. Что такое Герб: 
а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода; 
б) отличительный знак; 
в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. 
11. Выберите верное определение: 
а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах; 
б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; 
в) геральдика – наука о марках. 
12. Символика изображения медведя: 
а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение); 
б) верность, преданность, повиновение; 
в) сила, мужество; 
13. Какое символическое значение имел жёлтый цвет: 
а) богатства и справедливости; 
б) любви, смелости; 
в) невинности и чистоты. 
14. Зачем людям понадобились отличительные знаки? 
а) чтобы украсить себя; 
б) различать друг друга на расстоянии; 
в) таковы требования и правила. 
15. Созвучие цветовой гаммы: 
а) контраст; 
б) композиция; 
в) колорит. 
Ключи: 
1. а           2. а            3. а           4. б            5. б           6. б             7. в 
8. в           9. в           10. а         11. б          12. в          13. а          14. б           15. в 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя и учащихся:

1. Изобразительное искусство. Рабочие  программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.

2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс : учеб.  для  общеобразоват.  учреждений  /  Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.

 Дополнительная литература:

1. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...