Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев». Предмет: изобразительное искусство Класс: 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 3 класс

Место в учебном плане: I триместр, урок 6

Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 7 города Ярцева

2018-2019 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tvorchestva._proektnaya_deyatelnost_na_uroke.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя школа №7 города Ярцева

Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 3 класс

Место в учебном плане: I триместр, урок 6

Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 7 города Ярцева

2018-2019 уч. год

Цели деятельности педагога

  • Познакомить учащихся с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; учить отличать платок от ткани (замкнутая композиция в квадрате, ограниченная, как правило, по краям кантом или каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом); создавать орнамент для росписи платка на основе рисунка кленового листочка;
  •  развивать творческие способности, изобразительные навыки, умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность;
  • воспитывать художественный вкус; интерес к истории и культуре своего народа, развивать умение наблюдать и передавать свои наблюдения в рисунке.

Тип урока

Постановки и решения учебной задачи

Вид урока

Урок творчества

Планируемые образовательные

результаты

Предметные: познакомятся с работой художника - дизайнера, художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; научатся отличать платок от ткани, создавать орнамент для росписи платка на основе рисунка кленового листочка.

Метапредметные  универсальные  учебные действия (УУД): познавательные - научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); регулятивные - научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные - научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Методы  и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, эврестический, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Платок, композиция

Наглядно-демонстрационный

материал

Методические таблицы, платки, образцы детских работ по этой теме, платки павловские, музыкальные записи

Оборудование,

материально – техническое обеспечение

  1. гуашь, кисти, шаблоны кленовых листьев (23), клей;
  2. лист белой бумаги (А2);
  3. 3 набора цветных квадратов (желтый, голубой, красный);
  4. 3 схемы расположения узора в платке (Приложение 1);
  5. 3 цветных основы (желтый, голубой, красный) для выполнения проекта каждой из 3 групп (А1);
  6. 3 набора смайликов (Приложение  2);
  7. методическая таблица «Рисование листа клена» (живописная работа);
  8. музыкальный центр;
  9. интерактивная доска;
  10. магнитная доска.

Учебно – методическое обеспечение, образовательные ресурсы

  • Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Л. А. Неменская [и др.],  под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012
  • Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Б. М. Неменского.- Волгоград: учитель, 2014
  • Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 кл. : пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Б. М. Неменский  [и др.]. – М. : Просвещение, 2012
  • Благова Н. Ю. Урок по изобразительному искусству в 3 классе «Мамин платок» / Н. Ю. Благова. -Режим доступа: http://festival. 1 September ju/articles/513491

Аннотация к уроку.

Приведенный конспект урока изобразительного искусства на тему «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев» составлен для 3 класса в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство».

Учащиеся продолжат знакомство с декоративно-прикладным искусством и его ролью в жизни человека, расширят свои представления о работе художника  и процессе создания эскизов ткани.

Посредством содержания урока у детей воспитывается уважение к традициям народа, нравственные качества, эстетический вкус. На уроке реализуются межпредметные связи с уроками литературного чтения, музыки, истории.

Данный урок является вторым по теме. На первом уроке учащиеся познакомились с историей русского платка, с принципами росписи платков, с особенностями их композиции. Женский платок, как головной убор и элемент одежды, актуален и в современном мире, поэтому учитель подвёл учащихся к решению выполнить проект маминого платка. Главным композиционным элементом становиться кленовый листочек. Первый урок завершается выполнением учениками рисунка кленового листка (способ «домик»). Ученики вырезают его по контуру. Белый лист клёна – основа для живописной работы на следующем уроке. Домашнее задание: рассмотреть и определить палитру осенних листьев. Придумать небольшое стихотворение о красоте осенней природы.

На уроке использованы элементы технологии проблемного обучения, технологии коллективного взаимодействия, смарт – технологии.

Модель урока «Мамин платок.

Композиция из кленовых листьев»

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания  и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Форма организации взаимодействия на уроке

УУД

Промежуточный контроль

I.Организационный момент

Подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку. Так как урок по теме второй, то учитель напоминает тему урока (записана на доске): «Мамин платок. Композиция из кленовых  листьев».

Учитель перед входом в класс предлагает учащимся особую посадку за рабочие места, которая заключается в жеребьёвке: ученики выбирают по настроению и цветовым предпочтениям квадратики  синего, красного и желтого цвета. Учащиеся занимают места за столами, где лежат подготовленные для дальнейшей работы, тонированные в  эти же цвета листы бумаги (А1), т. о. формируются группы для совместной работы на одном из  этапов урока.

Слушают

учителя, участвуют в жеребьевке

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II.Повторение

материала

1.Словесно - иллюстративный

рассказ с элементами

беседы

2.Коллективный поиск ответа на вопрос

«Палитра цветов осенних кленовых листьев; этапы живописной работы»

3.Практическая индивидуальная работа с красками (Выполнение живописной работы).

Музыкальное сопровождение А. Вивальди «Осень»

Учитель: Сегодня мы, ребята, завершаем работу по нашему проекту и как художники – дизайнеры придумаем свой эскиз платка с осенним мотивом для мамы.

Что нами уже сделано, что нового и полезного для сегодняшнего урока мы узнали? Какую подготовительную работу мы провели? (Узнали историю русского платка, композиционные особенности, особенности цветового решения, узнали способ рисования листочка клена («Домик»), выполнили рисунок листа клена и подготовили основу для работы над проектом (вырезали по контуру, подготовили для работы красками).

Учитель: Вспомним, как мы выполняли рисунок листочка клена (ученики выходят к интерактивной доске и выполняют поэтапное рисование, проговаривая и объясняя свои действия, при необходимости они пользуются помощью класса). 

Учитель: Ребята, обратите внимание на  нарисованные вами листочки клена. Какие трудности вы испытывали при их рисовании, а кто дома  тренировался в рисовании?

Можем ли мы их сейчас использовать для завершения проекта? Почему нет?

(Потеряли цвет, надо разукрасить).

Возьмите в руки понравившийся листочек клена (на столе стоят небольшие вазы с оформленными в букет осенними листьями (рисовали и вырезали на 1 – ом уроке по теме).

Вспомним, какие цвета являются основными в осенней палитре кленовых листьев? (желтый, красный, коричневый). Правильно, именно в эти цвета волшебница – осень как художница раскрашивает осенние листья. А как это происходит?  ( Ребята могут высказать свои предположения, учитель обобщает, подчеркивая своим поощрением самый близкий к правильному ответ или предположение, что этот процесс связан с понижением температуры воздуха осенью).

Летние листочки имеют зеленый цвет, в них много зеленой краски – зелёного фермента. Летом тепло и листочки сохраняют свою изумрудную окраску. Осень приносит с собой похолодание и даже заморозки и зеленый фермент в листьях разрушается, меняя цвет на красный, желтый, коричневый. А мы с вами имеем возможность порадоваться и полюбоваться этой красотой.  Настоящее волшебство!

Я предлагаю вам стать помощниками волшебницы – осени и разукрасить свои листочки в осенние цвета.

Учитель: Поможет нам в этом подсказка, обратите внимание на таблицу (прикрепляет на магнитную доску вместо рисунка поэтапной работы «Лист клена»). Ребята, нам знакома эта последовательность работы в красках? (Да, соблюдая  эти правила: от локального цвета к оттенкам, от светлого к темному цвету. ( Работали над живописным рисунком листочков берёзы и дуба в 1 и 2 классах).

Учитель по запросу учащихся помогает составить последовательность работы над рисунком с опорой на педагогический рисунок и  методическую таблицу «Рисование листа клена» (живописная работа); контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает при необходимости в выполнении задания (учитывая индивидуальные особенности).

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации

или слайды «Этапы построения кленового листа», ана-

лизируют

информацию,отвечают

на вопросы,

делают

выводы

Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, слушают учителя

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают     учителя, отвечают на вопросы, проговаривают после- довательность работы,

наблюдают за действиями учителя, демонстри рующего некоторые приемы работы

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Познавательные: умеют

строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих впечатлениях, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представления о платке.

Коммуникативные: умеют

слушать учителя и одноклассников,  формулируют собственное мнение

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение. Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии

Коммуникативные: умеют

слушать учителя и одноклассников,  формулируют собственное мнение

Регулятивные: удерживают цель  деятельности до получения ее результата

Устные ответы

Устные ответы

Поэтапное выполнение работы краскам

III.Физкультминутка

Учитель: Время идет, часики тикают, и наша работа с красками подходит к завершению. Физкультминутку сегодня проводит ________________, он показывает упражнения, а мы повторяем. (Приложение 3) Муз. сопровождение «Часики»

IV. Творческая практическая деятельность

Завершение проекта «Мамин платок»

Музыкальное сопровождение песня «Ах, какая осень»

Учитель: Итак, листочки для нашей композиции уже готовы, и мы приступаем к завершению нашего проекта. Каково его название? Мы хорошо подготовились к нему.  Что мы узнали? (Узнали историю русского платка, композиционные особенности, особенности цветового решения, узнали способ рисования листочка клена («Домик»), выполнили рисунок листа клена). На прошлом уроке мы определили варианты композиции в украшении платка и остановились на  трёх. Вспомним их. (Обращает внимание на доску. Приложение 1).

Как вы думаете, какая группа с каким вариантом будет работать? Что нам служит подсказкой? (Цвет основы – схемы композиции и цвет будущего эскиза платка).

Готовы? Есть  вопросы по выполнению задания?

 Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Выполняют задание

(Приложение  5)

Групповая

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения при работе в группе.  Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ,

сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка

Регулятивные: оценивают (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Устные ответы,

выпол

нение

эскиза

росписи

платка

V. Итог урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ. Обобщение сведений, оценивание результатов работы

Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание.

Учитель: (после презентаций работ  и высказываний впечатлений учащихся о проделанной работе)

- Ребята, мне кажется, что у нас получились настоящие картины, а картины, как произведения искусства, имеют названия. Какие названия можно дать нашим работам?

(Синий платок (например) – «Листопад», красный платок – «Осенний вальс», желтый платок – «Золото осени». (Так как домашним заданием было сочинение по своим впечатлениям стихотворений ( четверостиший) об осени, то на этапе рефлексии как раз и можно послушать юных авторов ( можно соотнести произведения с получившимися работами по ассоциациям).

Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ - аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. п.)

-          Что нового вы узнали на уроке?

-        Для кого предназначен ваш платок?

-          Все ли вам удалось в этом задании?

-        Что не удалось? Почему?

-        Какое настроение у вас сейчас?

Учитель: Прекрасные работы. Вам нравится, что вы сделали вместе? Вы хотели бы, чтобы вашу работу увидели и оценили ваши мамы, учащиеся нашей школы, учителя, гости. Я предлагаю участие ваших проектов в выставке работ, которая проходит  у нас в школе.

- А теперь  я прошу оценить каждого свой личный вклад  на нашем уроке, определить для себя, что получилось, а что не совсем удачно сложилось для вас на уроке. У вас на столах вы видите изображение смайликов. Один радостный – у него все получилось, он рад результатам. Другой чуть нахмуренный – что – то всё же у него не совсем получилось, он считает, что ему надо еще поработать самому. Выберите свой смайлик и возле него положите  тот ваш цветной квадратик, который участвовал  в жеребьевке в начале нашего урока.

Спасибо за работу!

Рассматривают выполненные работы. (Приложение 4) Оценивают их, слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают пер-  вичными  умениями оценки работ одноклассников на основе заданных критериев. Реулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Оценивание уча-щихся. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс

Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...