Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо)

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современное образование ставит во главу угла развитие целостной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в социуме. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своей Родины, России, всего мира в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современное образование ставит во главу угла развитие целостной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в социуме. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своей Родины, России, всего мира в целом. В связи с этим перед учащимися на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи: содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного декоративно-прикладного т в о рч е с т в а , изобразительного искусства, поэзии и прозы, музыки, обрядах, в родной природе. Способствовать формированию эмоционально-ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства как особого типа художественного творчества. По своей сути предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества, изобразительного искусства. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое воспитание школьника как личности.

Для эстетического воспитания ребенка, должны соблюдены три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка, его личностного восприятия. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю

общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" Ориентация на художественную деятельность как основу общего эстетического развития: основой общего эстетического развития ребенка выступает освоение художественной деятельности — создание произведений искусства, их восприятие, оценка и интерпретация. Общий принцип освоения – позволяет находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественную деятельность разных видов. Всякое проявление творчества обязательно должно сочетаться с обучением навыками художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое, индивидуальное. Поэтому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер. Художественная культура, или искусство, как деятельность, порождающая художественные ценности, является ядром эстетической культуры, в основе которой лежат эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей. Именно с помощью искусства мы получаем представление об основных этических и эстетических ценностях — добре, истине, красоте... Значение искусства в определении этических человеческих начал огромно, но мы должны помнить, что оно не безгранично. Еще Аристотель отметил особую специфику взаимодействия искусства и морали. У искусства нет способности превращать зло в добро, но оно способно «прояснять» нравственное чувство человека, и именно это «прояснение» способно изменить нравственные позиции человека и человечества в целом. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка на его отношение к окружающему его, миру. Формирование у ребёнка не только свойств личности, но и знаний и умений, мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умениям этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного отношения к ним. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих в основе получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, самому творить его и формирование отношения к нему. Обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и достижение эмоциональной воспитанности. Если знания, умения и опыт определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты в целом обусловливают и составляют содержание духовного и эстетического развития личности. Человек воспринимает действительность эстетически в определенном человеческом смысле. Природа может быть «возвышенной» , «идиллической», «унылой» и т. п. лишь с его точки зрения. Эстетически ни один объект не существует вне субъекта, вне отношения к нему человека. Объективно существующая особенность чувственного восприятия, выражающаяся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства, получила в психологии название «амбивалентность» (от лат. ambo — оба, valentia - сила), а в эстетике — «двойственность». 11

Художественное восприятие зависит от субъективных особенностей человека (его дарования, фантазии, памяти, личного опыта, культурной подготовки) и объективных характеристик самого произведения. Эстетическое восприятие — сокровенный, личностный процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Для эстетического восприятия не обходимы опыт, знания, запас сведений - отношения, в контексте которых конституируется эстетический смысл данной вещи. Кроме того, поскольку эстетические явления требуют соответствующей эмоциональной реакции, то для эстетического восприятия необходима и соответствующая эмоциональная культура реализации по средствам изобразительного искусства. «Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает чело- веческое в человеке, поднимает себя до прекрасного...» В. А. СУХОМЛИНСКИЙ ИСКУССТВО И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Проблемные задачи на уроках изобразительного искусства.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» - ДЕМОКРИТ. Урок, как и весь учебно-воспитательный процесс в школе, находясь в контексте современной ему культуры, обусловливается социально- экономическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями общества, тесно связан с процессами, протекающими в семье, словом, приобретал черты современной ему культуры. Под влиянием новых мировоззренческих идей изменяются и подходы к определению сущности и значения урока, принципы и методы его организации. Но как бы ни менялась его форма, структура, технология, он и играет роль центра, вокруг которого вращаются все другие виды учебных занятий, решение различных задач. На уроках изобразительного искусства особую значимость имеет наглядность, которая является в этом случае не только средством, активизирующим познавательную активность  учащихся , но и самостоятельным объектом изучения, переживания, осмысления, художественного познания. Итогом наглядности становится создание художественного образа в практической изобразительной деятельности детей. Известно, что даже в самые простые учебные задачи по изобразительному искусству учащийся всегда вносит элемент личностного восприятия и приемов изображения. Художественно-изобразительная деятельность (изображение и восприятие) проблемного характера на уроках изобразительного искусства направлена на решение трех основных проблем: — познание способов и методов художественного творчества; — усвоение способов создания художественного образа (специфики языка и искусства); — усвоение приемов изобразительной деятельности. Типы проблемных задач по изобразительному искусству (Л. Б. Рылова). Методы художественного обобщения через замысел (идею) 1-й тип, 2-й тип. Способы материализации замысла. Художественно- творческие задачи (задания). Художественно-познавательные задачи, способы создания, организации, построения художественного образа 3-й тип. Учебно- познавательные задачи Приемы, техника изображения объекта. Сущностью проблемного творческого задания является совокупность специфических признаков изобразительного творчества с учетом психологических и возрастных возможностей учащихся. (Н. И. Пьянкова) «Проблемные задачи по изобразительному искусству заключают в себе особенности, исходящие из специфики проблем, разрешаемых учащимися в процессе изобразительной деятельности и восприятия произведений искусства, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности через посильное создание и восприятие художественного образа. Сущность (содержание) каждого компонента логической схемы проблемных задач по изобразительному искусству всех типов, носит особый, наглядно- образный характер. Обязательно включает в свою модель личность учащегося с его прежним художественным, эмоционально-эстетическим опытом и субъективными «личностными» художественными и интеллектуальными возможностями, которые отражаются в результате решения задач» - Л. Б. Рылова (Педагогические основы деятельности учителя изобразительного искусства в современной школе). Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств, служит активным методом воздействия на ребенка. Изобразительное искусство – это прежде всего живопись, действительно, без умения рисовать и правильно закомпоновать этюд в формате не возможно решить живописные задачи. Изобразительное творчество многогранно и ты можешь выбрать тот вид жанра, который отвечает твоим склонностям, твоему мировоззрению. Но сначала необходимо овладеть основами рисунка, узнать о различных материалах – акварели, гуаши, темпере, масляных красках, а также о способах работы с ними.

Ступени художественного образования.

Художественно-эстетическое развитие у детей на всех возрастных этапах способно выступать в своей сущностной специфике как особая форма духовно - практической деятельности, в которой происходит личностно- смысловое самоопределение человека (формируются ценностные ориентации, мировоззрение и миропонимание) и развивается его универсальная способность. В качестве основных целевых ориентиров изобразительной деятельности, конкретизация задач на каждом возрастном этапе определяет специфику, содержания и средств художественно- эстетического образования. Формирование эстетических чувств у детей происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства. Воспитание художественного вкуса в дошкольном возрасте, во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие. Младший школьный возраст - подобно игре у дошкольника, в период младшего школьного возраста учебно-художественная деятельность должна выступить как ведущая форма деятельности, обеспечив полноценное эстетическое развитие ребенка на данном возрастном этапе. По своей целевой направленности учебно-художественная деятельность ориентирована на создание гармоничных условий для перехода ребенка от игрового отношения к искусству и наивно-реалистического восприятия к собственно художественному. Младшие школьники уже имеют некоторый опыт художественно-эстетической деятельности, обладают определенным запасом знаний в области искусства, культуры поведения. В их творческих работах (сочинениях, сказках, поделках) проявляется богатство фантазии, воображения, образного мышления. Этому возрасту свойственны пытливость и любознательность. Стремление проявить себя в общественной деятельности, в художественном творчестве. Свое отношение к прекрасному, они выражают в бурных восторгах, ярких переживаниях. Эстетические предпочтения у них еще недостаточно ярко выражены. Как девочки, так и мальчики с одинаковым удовольствием танцуют, поют, читают стихи, лепят, рисуют, ухаживают за растениями и животными, коллекционируют марки, открытки, репродукции картин. В силу своей эмоциональности и подвижности дети в этом возрасте не способны длительное время слушать музыку, рассматривать картину и т. д., поэтому восприятие искусства у них довольно поверхностное. После просмотра фильма или спектакля они могут пересказать действия отдельных героев, эпизоды, яркие сцены, но не уловить основную идею произведения. Рассматривая картину, они, наоборот, больше внимания уделяют содержанию (что изображено на картине), но еще не способны осмыслить художественные достоинства произведения. Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников- баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки. В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли. Все чаще старших подростков волнуют вопросы: какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов). Ранняя юность — это период активного формирования мировоззрения, моральных качеств, эстетических вкусов и идеалов. Критическое отношение к миру и самому себе накладывает определенный отпечаток на поведение старшеклассников. Вместо желания «быть, как все» появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность. Они высоко ценят общую культуру и эрудицию своих старших друзей, учителей, доброжелательный, уважительный тон по отношению к ним. Исходя из особенностей возраста, гармоничность художественного развития характеризуется следующими моментами: 1. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваивались как средства художественной выразительности, то в среднем звене идет освоение различных видов художественных языков. На данном этапе перед подростком должно быть развернуто все многообразие видов и жанров искусства. Ключевым моментом художественного развития является здесь формирование способности воспринимать многослойную структуру художественного произведения, выходить на понимание авторской позиции, вскрывая систему особых, диалогических отношений в произведении искусства. 2. Принципиальным моментом этого периода является создание условий для развития художественных способностей. Это требует широкого использования в процессе занятий художественно-творческих заданий. 3. Особое значение для школьного возраста имеет практический выход в широкий социальный контекст — художественное преобразование окружающей среды, реализация театральных, литературных и музыкальных способностей.

   Изобразительное искусство как средство самоопределения ценностей и принятие общественных норм.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем познания и приобретения навыков изобразительного искусства. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание изобразительного искусства, гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красот а выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности самоопределения личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания художественных ценностей и общественных норм.

Заключение.

Художественное образование и эстетическое воспитание в жизни общества, в постоянном воспроизводстве духовной культуры незаменимую роль играет искусство. Уникальные особенности этого вида духовно- практической деятельности состоят в том, что здесь художник и зритель (читатель, слушатель) не только приобретают знания о мире, но и осваивают эмоционально-ценностные отношения к окружающему и к самому себе, становятся в собственно-человеческие, диалогические отношения с миром. Открывают для себя действительность как мир человека, как мир, наполненный личностными смыслами. Это открытие человечности мира отдельный человек совершает благодаря тому, что в художественной деятельности (создании, восприятии, интерпретации произведений искусства) он обогащается общественно-исторически выработанным опытом, проживая и переживая общечеловеческий опыт познания истины, добра и красоты как опыт собственной жизни. Тем самым художник и зритель приобщаются к общечеловеческим ценностям и свободно творят себя по законам красоты и гармонии. Таким образом, искусство развивает в человеке универсальную человеческую способность к творческому преобразованию мира по средствам изобразительной деятельности. Не секрет, что для многих людей окружающий нас мир культуры остается в сущности своей невидимым, неоткрытым, находящимся как бы в другом измерении. Многие считают, что одаренные дети сами постигают законы искусства. Отсюда делается вывод: достаточно поместить ребенка среди скульптур и картин, включать ему хорошую музыку — и он вырастет художественно образованным взрослым. Не отрицая значения эстетической среды, следует все же признать, что одного погружения в такую среду совершенно недостаточно для художественного развития ребенка. Искусство, мир культуры устроены так, что ребенок не может войти в них без помощи взрослого, который откроет растущему человеку язык искусства и его смысл, поможет овладеть способами, техникой изображения и включиться в культурный диалог. Сегодня, когда возрождаются гуманистические идеалы и повышение культуры общества становится условием дальнейшего развития демократии и общественного прогресса, роль искусства в духовной жизни народа особенно возрастает. Поэтому в новой концепции образования, в которой школа понимается как открытая обществу, принципиально иное место должны занять художественное образование и эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Список литературы.

1. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова,- М. : Просвещение, 2006г.- 176 с - (Библиотека учителя. Изо- бразительное искусство).- ISBN 5-09-01 1655-5. 2. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя/Н.Н. Фонина, А.А. Дмитреева, Н.А Горяева и др. – М.; Просвещение 1995. – 272 с. 3. Обучение основам изобразительной грамоты: О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132с. 4. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. ; Просвещение, 1985. – 192 с. 5. Спасённая красота: Рассказы о реставрации памятников искусства. Кн. для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1986. – 192 с. 6. Живопись: Кн. для учащихся / Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларинов. – М.; Просвещение, 1995. – 192 с. 7. М.В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г. 8. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г. 9. Таборидзе, А. К. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. / А. К. Таборидзе. – М.: Профиздат, 1988. – 254 с. – ISBN 5-255-0023-X 10. Толстых, А. В. Воспитание школьников. / А. В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с. – ISBN 5-7155-0065-6 11. Божович, Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. / Ю. П. Божович. – М.: Аргументы и факты, 1993–608 с. – ISBN 5-85272-006-2 12. «Стандарты второго поколения» примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 класс; Музыка 5-7 класс; Искусство 8-9 класс. – М,: Просвещение, 210. – 48 с. – ISBN 978-5-09-020559- 7. 24

25