Конспект урока "Эскиз русского-народного костюма"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Локтионова Алина Игоревна

Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»

5 класс

Тема урока: «Эскиз русского-народного костюма»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: усвоение новых знаний о видах народного праздничного костюма, об элементах, составляющих народный костюм, о символике цвета в народном костюме, выполнение эскиза народного костюма

Задачи:

  1. воспитание интереса к русской народной культуре, ее истории
  2. воспитание патриотических качеств, любви к Родине
  3. расширение знаний, обучающихся в области цветоведения
  4. развитие творческой инициативы и самостоятельности
  5. формирование эстетического и художественного вкуса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»

5 класс

Тема урока: «Эскиз русского-народного костюма»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: усвоение новых знаний о видах народного праздничного костюма, об элементах, составляющих народный костюм, о символике цвета в народном костюме, выполнение эскиза народного костюма

Задачи:

  1. воспитание интереса к русской народной культуре, ее истории
  2. воспитание патриотических качеств, любви к Родине
  3. расширение знаний, обучающихся в области цветоведения
  4. развитие творческой инициативы и самостоятельности
  5. формирование эстетического и художественного вкуса

Планируемые результаты:

В познавательной сфере:

  • давать определение понятий «костюм», «рубаха», «сарафан», «душегрея», «епанча», «лента-подвязка», «коруна», «косник», «понёва», «передник», «навершник», «кичка», «сорока», «порты», «онучи», «зипун», «лапти»
  • уметь описывать элементы народного костюма

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать роль символов в украшении эскиза народного костюма

Формирование универсальных учебных действий, обучающихся:

Личностные УУД:

- усваивать информацию о быте своего народа в древности;

- формировать интерес к обучению и познанию в области народного прикладного искусства

Регулятивные УУД:

-определять цель и задачи урока

- намечать пути достижения цели урока

-оценивать результат в поставленной цели

Познавательные УУД

-воспринимать народный праздничный костюм, как образное представление человека о мире;

-выбирать эффективные способы решения творческих задач

- выполнять эскизы народного костюма

Коммуникативные УУД

- осуществлять совместную деятельность в классе

- умение вести диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки для воспроизведения аудиофайлов, презентация к уроку, художественные материалы (бумага, карандаш НВ, ластик, краски- акварель/гуашь, кисти, стакан для воды, палитра, фломастеры, маркеры)

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте проверим все ли готовы к уроку, у всех есть необходимые принадлежности для работы?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

«Эта часть костюма,

Не мужской кафтан,

Носит красна девица

Девичий………… ( сарафан ) Загадка.

Молодцы ребята, это сарафан. Скажите, а кто-нибудь знает пословицы и поговорки в которых присутствуют элементы одежды?

«На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не чёрт съел»

«Не учась и лаптя не сплетешь»

«По одёжке встречают, по уму провожают»

«Береги платье снову, а честь смолоду»

«На воре и шапка горит»

«Работать спустя рукава»

Показываю картину Ивана Семеновича Куликова «Убор невесты». Ребята, посмотрите пожалуйста на эту картину. Как Вы думаете, что происходит на картине? Кто изображен на ней? Можем ли мы определить время, год, когда это происходит? Благодаря чему мы поняли, что это конкретный год, а не современное время?

(Ответ: их одежда, костюм, головные уборы, внешний образ говорит о том, что это древняя Русь. На картине изображено действие- подготовка невесты к свадебной церемонии)

Правильно, костюм героев этой картины подсказывает нам, какое это время, кто перед нами – богатые купцы или крестьяне. Так же внутреннее убранство интерьера избы указывает на статус жителей этого дома.

Ребята, как вы думаете, кто придумал костюмы этих героинь на картине? А как он это сделал? С чего начал свою задумку? Как продолжил затем свою работу над костюмом?

Ответ- вначале любой идеи и задумки лежит эскиз.

Правильно, ребята кто знает, что такое эскиз? В нашем случае эскиз костюма.

Эскиз костюма – это графическое изображение на листе бумаги образного решения костюма.

А эскиз чего еще можно нарисовать? Кроме костюма. (Эскиз любого материального предмета, который окружает человека)

Итак, наша тема звучит следующим образом «Эскиз русского-народного костюма»

Перед тем как продолжить нашу работу, ребята, хочу познакомить вас с Аленушкой и Иванушкой, это гости нашего урока, которые пришли попросить Вас о помощи. А вот о чем они нас просят, это я вам сейчас покажу. Мне нужно открыть вам одно интересное объявление, которое я нашла на просторах всемирной русско-народной паутины, а именно в приложении «Тик-Ток-Киевский царёк». (Показываю объявление в котором говорится, что Царь тридевятого царства киевской Руси, устраивает празднество, городские гуляния, куда приглашаются все жители и гости Киевской Руси. Однако, есть строгое правило – нужно быть одетым в праздничный нарядный костюм.  Вот в этом наша помощь и заключается ребята, Аленушке и Иванушке необходима помощь юных художников по костюму. Потому что мастера по пошиву есть (показываю слайд), а вот идей у мастеров нет. Они только шьют.

Ну, что, сможем создать эскизы для праздничных народных костюмов, для того, чтобы сшить наряды для праздничных царских гуляний Аленушке и Иванушке?

Итак, что нужно, для того, чтобы нарисовать эскиз народного костюма?

  1. Знать элементы костюма, славянские символы
  2. Композиционные умения
  3. Уметь рисовать фигуру человека в полный рост
  4. Знать значения цветов в народном костюме

Итак, со славянскими символами и образами мы с вами уже знакомы. Сейчас мы с вами вспомним их при помощи игры. Найди ошибку. Команда, которая даст больше всех правильных ответов, получит выигрыш – вспомогательные фигурки, при помощи которых вы сможете успешно работать в практической части нашего урока.

Первый слайд, ищем ошибку (Мать сыра земля, Макошь, - это разные символы? Здесь изображено древо жизни? Конь охлупень это тоже самое, что и огненный конь? Жар-птицу располагали на фасаде избы в самой нижней части, у фундамента?

Выполни соотношение изображений и понятий (прямая горизонтальная линия – земля; волнистая горизонтальная линия –вода; волнистая вертикальная линия – дождь; огонь и солнце – крест или круг с крестом. Из этих элементов выстраивался узор.

(Выйгрыш – картонные силуэты фигур, мальчика и девочки, которые обводятся в альбоме, поверх рисуется костюм)

А теперь перейдем к элементам русского-народного костюма. Внимание на слайд.

Слайд. Народная одежда различалась:

1. по назначению:

 - будничная,

- праздничная,

- свадебная,

- траурная),

2.возрасту,

3.семейному положению.

Слайд. Какое значение имел цвет в костюме ?

Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

Жёлтый цвет -  символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

Слайд. Рассмотрим мужской праздничный костюм.

1.Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) с воротником-стойкой или без него. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту.

2.Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

3. Частью костюма были штаны (порты). Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску.Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами .

4.Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы .

Слайд. Русский женский костюм был очень красочным и многообразным.  Женский костюм был намного сложнее и многослойнее , чем мужской . Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной.

1.Основа женского костюма –  белая  длинная  рубаха  из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве.

2.В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан.

Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, спереди украшали узорной (княжей) полосой, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

Слава божеству! Праздник.

Просьба плодородия.

Благодарность Богу за содеянное.

3. В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. 

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. 

1.Понева – клетчатая  шерстяная юбка из двух полотнищ. Она одевалась непременно поверх рубахи . Понёву носили только замужние женщины. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.

2. Затем шел передник (запон, занавеска) .  Передник обычно делали из холста  , щедро украшали  вышивкой , тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. . Передник  нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя.

3. Далее одевали  навершник – верхнюю короткую одежду без рукавов .

4.На голову надевали шапочку-сороку (кику).

4.Важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов.

   Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении.

     Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них:

- налобная часть – кичка с рогами или гладкая;

- чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока”;

- олотнище сзади – “позатылень”.

        Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

            Форма  и декор кокошников. Они нередко украшались изображениями солнца, звезд, древа жизни, птиц. Образный строй головных уборов в народных представлениях был связан с небом.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку. А вот верхняя часть женской рубахи, её подол, понёва и передник выражали своими узорами идею земли. И украшались они знаками земли и плодородия.

5.Не менее важной частью костюма был пояс. Пояс был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Он играл роль оберега. При его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, которые передавались изустно на протяжении веков.

 Пояса бывали :

- вязаными,

- ткаными

-  вышитыми.

 Русские люди носили обычно несколько поясов:

- Один надевался прямо на голое тело под одежду, на нем вышивали слова молитвы.

-  Второй пояс надевали поверх одежды. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны.

             На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он “распоясался”.

 

               Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

Для украшения своих костюмов наши предки использовали следующие виды орнамента: 

- растительный,                                 - геометрический,                     - пейзажный,

 -  символический ,                         - животный ( зооморфный ).

- Что же характерно, для указанных нами видов орнамента?

            Создавая орнамент, люди во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное.

           Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков.

             Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических

фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др.  В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

           Главными объектами природный орнамента являются природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречающиеся в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента.

            анималистический орнамент основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Физкультминутка

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали

А потом мы улыбнулись

Выше-выше потянулись

Сели-встали, сели-встали

За минутку сил набрались

Плечи ваши распрямите

Поднимите, опустите

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь

Практическая часть.

Ребята, давайте определим этапы нашей работы. На слайд можно

  1. Расположение листа – по вертикали
  2. Обводим силуэт фигур в центре листа
  3. Рисуем поверх силуэта детали костюма
  4. Стираем ненужные линии силуэта
  5. Украшаем каждый элемент костюма орнаментом
  6. Приступаем к цвету. Фон можно не закрашивать. Начинаем с крупных деталей, заканчиваем мелкими.

   Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. У вас есть выигранные силуэты фигур, обведите их, при чем подумайте, как удачно расположить фигуру на листе. Поверх силуэтов вы рисуете элементы вашего народного костюма. Затем украшаете элементы костюма орнаментом и приступаете к работе в цвете.

Игра. Художник и эксперт. Выбирается один эксперт из класса. По очереди каждый ряд выходит к доске со своими работами. Эксперт говорит, что получилось, что стоит подкорректировать. Так каждый ряд.

Рефлексия. Игра –перекличка, я начинаю фразу, вы продолжаете: Я понял…, Я узнал…, Было трудно…., Было интересно…, Было неинтересно….

Домашнее задание

Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.

Отметки

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Русский народный женский костюм"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»  Женщиною быть – самосожженье.Или самовозрожденье из огня. Андрей Вознесенский «Кижи»   План – конспектот...

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

«Русский народный женский костюм»

План конспект к уроку 5 класс....

Русский народный женский костюм

Презентация к занятию по хореографии. В презентации раскрывается вопрос особенностей женского национального костюма....

Русский народный мужской костюм

Урок по модулю "Русские умельцы"...

Конспект занятия "Русский народный костюм Самарской губернии 19 века"

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.   Одним...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"

Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...