Конспект урока изобразительного искусства по теме «Хохлома»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной (коллективной) форм работы. В ходе урока учащиеся выполняют задания по таблице, закрепляют навыки работы с учебным текстом. В конце урока была   проведена рефлексия, в которой учащиеся  провели самооценку результатов своей деятельности. Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели. Данный урок реализован на практике, результатом деятельности учащихся является творческий продукт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001_konspekt_uroka_hohloma.docx449.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Хохлома»:

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: Хохлома.

   Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М. Просвещение, 2014;
  • Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс/Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012.- 143с.: ил.;
  • конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Хохлома»;
  • компьютер, мультимедийный проектор; презентация «Хохлома» выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.

Комбинированный урок, включающий самостоятельную работу учащихся с учебником, объяснение учителя, выполнение практической работы. 

Основная цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

 Задачи урока:

  • по достижению личностных результатов:
  • способствовать развитию речи учащихся;
  • способствовать овладению  различными  приёмами  и  техниками  изобразительной  деятельности;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету;
  • способствовать воспитанию  уважительного отношения  к творчеству,  как к своему, так и других людей;
  • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля;
  • по достижению метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;    
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;  
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • по достижению предметных результатов: 
  • познакомить  с традиционными народными  промыслами  России,  с элементами  хохломской  росписи;
  • развивать познавательную  активность  детей, творческую фантазию, художественный  вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту;
  • формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской  росписи;
  • воспитывать интерес к искусству  Хохломской росписи, уважение к творческому наследию;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Организация учебного процесса была логически выстроена, включала в себя ряд последовательных этапов: Организационный момент, актуализация знаний обучающихся, изучение нового учебного материала, физминутка, закрепление учебного материала, задание на дом. 

Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, практический;

Деятельность учащихся:  индивидуальная, коллективная;

Технологии:  ИКТ, здоровьесберегающая, игровая.

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной (коллективной) форм работы. В ходе урока учащиеся выполняют задания по таблице, закрепляют навыки работы с учебным текстом. В конце урока была   проведена рефлексия, в которой учащиеся  провели самооценку результатов своей деятельности. Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели. Данный урок реализован на практике, результатом деятельности учащихся является творческий продукт.

1. Организационный момент:

Цель: Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Цель: Приветствуют учителя. Организовывают своё рабочее место.

Дети стоят.

Дети садятся.

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

- Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

- Ребята, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

- Садитесь.

 Проверка готовности класса к уроку

- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:    лист бумаги, краски, кисти, воду.

Слайд 1

                                          2.Актуализация знаний обучающихся

Цель этапа: подвести учащихся  к самостоятельной постановке познавательной цели. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Высказывание своих предположений.

- На иллюстрациях изображены  самовар, разделочные  доски, кувшин.

-Гжель. Городец.

- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации, что на них изображено?

- А какие эти вещи яркие и нарядные!   Все  предметы  украшены орнаментом.

- Посмотрите на первое и второе изображение. Эти народные промыслы мы изучали на прошлых уроках. Как они называются?

- Совершенно верно.

- Посмотрите на следующее изображение.  Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства.

- Тема урока: Хохлома

- Рассмотрим такие понятия как: хохломская роспись, верховое письмо, фоновое письмо, травка, ягодка

Слайд 2

 

Слайд 3

Запись темы урока

 на доске

3. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: постановка учебной задачи                            

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи

Предполагаемые ответы:

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей и особенностями хохломской росписи. Узнаем приемы, способы и виды этой росписи. Научимся рисовать элементы хохломской росписи.

- Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке?

  • -Что вы научитесь выполнять?

-Какую цель и задачи поставим перед собой?

Слайд 4

4. Изучение нового учебного материала.

Цель этапа: построение и фиксация новых знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Осуществляют поиск информации в учебнике, изучают теоретический материал параграфа, заполняют таблицу.

Предполагаемые ответы:

Ученик 1:

- Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень  (Работа с картой).

Искусству этому уже более  300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым народным промыслом России. Название   промысла  связано  со  старинным торговым  селом  Хохлома,  куда  из  окрестных деревень  свозили  на  продажу  расписную посуду.

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют  растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по  кругу, то извиваются.

Но самым любимым мотивом остается орнамент  «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой.«Травку» обычно пишут  красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской  росписи. Самые замысловатые узоры   называются «кудрины». Травка  превращается здесь в кудри-завитки,  похожие на перья жар-птицы.

Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так  много в хохломской росписи.

Предполагаемые ответы:

Ученик 2:

- Процесс изготовления хохломы  сложен и интересен. Дерево рубили,  распиливали, обтёсывали,  выдалбливали углубление и до  конца доделывали ножом, шлифовали.  Вытачивали посуду также на станке,  приходящем в движение силой воды  или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазывают льняным  маслом, затем специальным грунтом,  в состав которого входит глина.  Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой,  чтобы появилась липкая плёнка,  к которой легко пристаёт  измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

И только теперь за работу берётся красильщик.  Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, наносится рисунок.  

Фоновое письмо  -  на полуду (серебряный фон) наносят контуры будущих листьев, цветов, ягод. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской – происходит заливка фона, а затем  расцвечивание элементов рисунка.

Цель: расслабиться, отдохнуть, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Выполняют предлагаемые движения.

- Все народные мастера, прежде чем приступить к работе, изучают ремесло. Для того чтобы узнать о народном промысле «Хохлома», необходимо поработать с учебником. Откройте свои учебники на странице 86 – 91. Самостоятельно изучите теоретический материал учебника, по результатам работы заполнить таблицу и прокомментировать: 

Название промысла

Место производство

Материал

Способ производства

Изделия

Основные цвета

Элементы росписи, особенности

- Дополняем свою таблицу недостающей информацией

- Верно!  

- Какие орнаменты рисуют художники?

- Какие цвета используют при росписи?

- Молодцы! А теперь узнаем процесс изготовления и особенности росписи.

- Совершенно верно. А как же изделие получается «золотым»?

- А что значит «фоновое» письмо?

Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение

Физминутка:

- А теперь, мастера-художники, я предлагаю потренироваться. Закроем глаза и представим, что у нас в руке кисть. Нарисуем в воздухе первый элемент – клубничку, макнем кисть в баночку с желтым цветом и нарисуем нашей ягодке семечки-точки. Нарисуем листочки. Возьмем во вторую руку кисть и двумя руками пропишем в воздухе элемент «кудрина». Нарисуем смородинку.

- Молодцы! Теперь мы готовы к росписи своего изделия.

Слайд 5

По мере необходимости оказываю  консультационную

помощь

Слайд 6

 Слайд 7

Слайд 8

 Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

5. Закрепление учебного материала:

Цель этапа: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; закрепить полученные знания

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Внимательно наблюдают, принимают к сведению

Выполняют роспись

Крепят на доску свои тарелочки

Цель: самооценка результатов своей деятельности

Анализируют свою работу на уроке, выбирая лепесток цветика-многоцветика

Учащиеся поднимают оценки.

- Но прежде чем приступить к росписи изделия-тарелочки, я вам покажу, как грамотно (по законам композиции) расположить элементы на тарелочке.

Демонстрация.

- Берем кисть №3, набираем необходимое количество красной краски и в центре тарелочки среднего размера рисуем главный элемент – клубничку, далее возьмем кисть № 1 (или № 2), наберем желтый цвет и нарисуем семечки нашей ягодке в виде маленьких точек. Центральный элемент готов! Далее можно добавить листочки зеленого цвета, усики черного цвета. Теперь по краю нашей тарелочки пустим бордюр – орнамент из ритмически-повторяющихся элементов. Здесь нам пригодятся знания, полученные на прошлых уроках, когда мы рисовали элементы гжельской и городецкой росписи: травка, усики, капелька и т.д. Формируем бордюр, используя красный и черный цвета.

- Мы полностью готовы к выполнению практической работы. Задание: используя элементы хохломской росписи, составить свой узор.

- Узор,  ребята,  будете  создавать  в  круге   (заранее  нарисованный).

- Молодцы! А теперь, как настоящие мастера, мы организуем выставку наших замечательных изделий.

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной  деятельности

- Перед вами цветик-многоцветик. Вам нужно проанализировать свою работу на уроке, выбрав подходящий лепесток.

Какую оценку вы бы себе поставили, поднимите нужную вам.

Оцениваю работу учащихся.

Слайд 20

По мере необходимости оказываю  консультационную

помощь

Слайд 21

Слайд 22

6. Задание на дом:

Цель этапа: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Цель: осмысление учащимися связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями

Записывают домашнее задание.

Цель: предоставить учащимся возможность самостоятельно закрепить изученный материал

актуализация изученного материала дома.

- Ребята, домашнее задание:

Для всех:

Прочитать теоретический материал учебника на ст.86-91;

на выбор:

 1.Потренироваться рисовать отдельные элементы росписи;

2.Устно ответить на вопросы в конце параграфа

-Спасибо за урок. До свидания!

Дублирование домашнего задания на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему"Золотая хохлома" 5 класс

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотая хохлома" 5 класс.Урок составлен с учётом требований ФГОС.Презентация прилагается....

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме Хохлома

Представленный материал - Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времен в народном искусстве" по теме "Хохлома", разработанный по ФГОС ОО....

Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома"

Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома" составлен в соответствии с ФГОС для обучающихся  5 класса по программе Б.М.Неменского....

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Красоту нужно уметь замечать. Цветы»

Тема: «Красоту нужно уметь замечать. Цветы»Цель: создание условий для развития художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного восприятия через красоту природы (цветов)Тип урок...