Формирование интереса к урокам изобразительного искусства
консультация по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Чернова Вероника Александровна

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство. Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию. Уроки изобразительного искусства содержат неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_urokam_izobrazitelnogo_iskusstva.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса к урокам изобразительного искусства

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство. Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию. Уроки изобразительного искусства содержат неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Каждый ребенок талантлив. Нужно помочь ему это понять. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

Как же увлечь детей на уроке? Как найти к каждому ученику свой подход?    У каждого учителя своя отработанная методика работы, свои методы и подходы к преподаванию, и конечно, свои

находки.  Но самое главное, учитель должен создать на уроке атмосферу

доброжелательности,  так как искусство предполагает духовное общение учащихся и учителя.

   Анализируя свой опыт работы, опыт коллег, выработала некоторые правила:

1. На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников.

2.  Ни в коем случае нельзя в начале урока говорить, что учащиеся должны нарисовать... Формулировка темы урока должна интриговать учащихся.

3. Оригинальный подход к объяснению нового материала.

4. Никогда не критиковать выполненный рисунок, всегда можно в самом плохом неудачном рисунке найти что-то хорошее. Не подавлять  у ребенка желание рисовать.

5. Не ограничивать ребенка определенными «рамками», не навязывать своё мнение,

6. Использовать разные техники рисования.

7. Закончить урок так, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым от своей работы.

   Необычное начало урока всегда заинтересует детей. Как я это делаю:

   В начале каждого урока стараюсь настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Осень» говорю: «Нас в гости приглашает Лесовичок» Например,  показываю свой незаконченный  рисунок (ниткография «Синички-подружки») и спрашиваю о том, что напоминает это изображение. Во что можно превратить его? Во что я его превратила,  покажу позже, а сейчас я научу вас создавать такие загадочные узоры.

  • Во 2 классе  изучение темы «Выражение характера человека через украшения» начинаю с пословицы «Лицо – зеркало души».  Ученики объясняют смысл пословицы, приводят примеры сказочных героев.  Представьте,  что вам нужно дать совет начинающему художнику, как изобразить лицо  человека- злодея. Мнения у вас  разные. А вы хотите научиться выражать характер человека?
  • Так при изучении темы  «Узоры, которые создали люди» говорю: «Сегодня Мастер Украшения приготовил вам интересное задание (Меандр – «алхан хээ» - молоточный орнамент, Улзы – символ счастья, благополучия и долголетия, Хляби (небо,  орепей (репейник), стихийка)  Как вы думаете, что это?  
  • Применяю на уроках загадки, кроссворды, музыкальные фрагменты.
  • Ещё такое интересное начало урока: Просмотр мультипликационного фильма: "Подарок для Нюши”. А теперь, ребята, ответьте, если вы внимательно смотрели, о чем говорил автор? (  О том, что подарить хороший подарок трудно)

  Подарок должен нравиться не только тому, кто дарит, но и тому, кого одаривают! Как же решить эту проблему? Как правильно дарить подарки?   Может  спросить, что лучше подарить! Да, ребята, дарить подарки – целая наука! Давайте-ка сегодня потренируемся, и дарить, и получать подарки!

  • На интерактивной доске собираем картинку фокусника. Сегодня вы тоже станете фокусниками. Покажи друзьям фокус с рисованием: на белом листе бумаги клеем ПВА нарисуй картину и оставь сохнуть. Пригласи друзей и в их присутствии закрась подготовленный лист акварелью любого цвета, хорошо разбавленной водой. Клеевой рисунок начнет проявляться у всех на глазах. Такой урок я проводила по теме «Зимний пейзаж»

  • Показываю в конце урока то, что необходимо для следующего урока: лист черной бумаги,  двусторонний скотч  или клеящий карандаш, краски, старая зубная щетка, листочки бумаги. У ребят сразу появляется много вопросов, и следующего урока будут ждать с нетерпением.

  • На экране буквы алфавита. Интригующий момент: зачем на уроке рисования буквы? Это урок по теме «Создаем афишу»

Уроки рисования  не должны проходить скучно и однообразно. В своей практике  в начале урока провожу минутки «чисторисования».  Задания:

1.Запомни и нарисуй предмет по памяти. 
2. Штриховка по шаблону        
 3.  Дан фон несколько цветов и птички разного цвета. Задание по группам. Какая птичка лучше всего смотрится на синем фоне, на желтом фоне и т.д. Подбери цвет бумаги, чтобы листья смотрелись ярко.

 4.  Повтори узор, не отрывая руки от бумаги.  
 5.  Чередование мягких и легких линий.
 6. Даны картинки – раскраски. Заштрихуй или закрась предметы в центре, на заднем плане, слева от  главного героя картины.

7. В волшебном лесу происходят добрые и злые чудеса, и это зависит от того, какой сказочный герой живет в этом лесу. Соотнеси сказочного героя с деревом, учитывая их характер.  Березку сравнивают с девицей-красавицей.  Кощея Бессмертного, Соловья Разбойника – с дубом, кривыми деревьями и старыми елками.

8. Творческое  задание “Нарисуй самое «красивое» и самое «некрасивое”   позволяет выявить понимание детьми красоты.

9. Продолжи цепочку слов.  Дана картина. Чья команда за 1 минуту назовет больше слов-названий,  изображенных предметов.

10. Дополни изображение.

11.  «Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, способом  дорисовывания любыми подходящими материалами. Можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.

Вариант 2. (ожившие предметы). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили».  При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.

Много интересных идей я беру из детских журналов.

        Немаловажную роль играет оригинальный подход  к  объяснению нового материала. Например, разместить фон картины, но только сине-голубых тонов, и поставить перед детьми задачу: нам надо сделать так, чтобы картина стала интересней. Дети увидят морское дно, нарисуют рыбок и подумают, что они сами выбрали такую тему, и будут радоваться новым открытиям.

На уроке «Разноцветные краски" предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент  «в мастерской по изготовлению цветной бумаги» (пена для бритья и краски)

    Частично-поисковые  задания.
   Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
1. Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».

   Народные  мастера прислали нам рисунки  своих изделий и узоры к  ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2. Игра: «Подбери пару».

   На  доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры. 

   3. Творческие  задания.
   Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
  Предлагаются карточки с образцами  узоров, где предварительно  допускается  ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

    Необычные техники рисования для детей, при помощи нестандартных средств и материалов:

1.Линотипия «Цветные ниточки». 

2. Техника  "граттаж" или "цап-царапки"

3. Точечный рисунок (ватные палочки)

4. Оттиск поролоном.

5.Воскография.      Шаблонография.

6. Печать «ладошки»

7. Рисование штрихом.

8. Набрызгивание.

10. Смешанные техники.

 Часто с ребятами создаем коллективные работы: «Мир бабочек», «Аквариум», «Наши друзья-птицы», панно «Сказочная страна», « Деревенька» и др..

    Как интересно закончить урок?

Рефлексия  «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.

«Благодарю» Учащимся предлагается выбрать только одного  из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из списка избранных исключается. Слова благодарности учитель говорит последним. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов.

Показ работ на экране крупным планом с помощью эпидиаскопа.

В конце четверти проводим художественную выставку детских работ. Этого момента ребята ждут с нетерпением. А вдруг и их рисунки попадут на стенд? Работы не только одаренных детей должны попасть на выставку, но и слабых детей тоже. Это вселяет уверенность , что у них все получится.

Детям очень нравится рисовать не только кисточкой. Многие виды работ у них получаются очень хорошо.  Ребенок всегда запоминает то, что ему интересно, а детское воображение и фантазии развивают творческие способности. Давайте детям больше и это вернется вам с двойным успехом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Формирование УУД на уроках изобразительного искусства

Данная статья содержит информацию о том, как формируются универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства....

Формирование УУД на уроках изобразительного искусства.

Данная презентация представляет собой своеобразный отчет учителя изобразительного искусства о проделанной работе, как в урочное, так и во внеурочное время....

«Формирование УУД на уроках изобразительного искусства, средствами интерактивных методик»

ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные. Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование УУД...

Формирование УУД на уроках изобразительного искусства

Формирование УУД на уроках изобразительного искусства...

Формирование УУД на уроках изобразительного искусства

Образование на современном этапе требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокоо...