Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Савченко Елена Владимировна

В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: экологическая культура; изобразительное искусство; экологическое образование; пейзажная живопись; общее образование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Савченко

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 506 с углубленным изучением иностранных  языков Кировского района Санкт-Петербурга,

учитель изобразительного искусства и технологии

Аннотация. В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: экологическая культура; изобразительное искусство; экологическое образование; пейзажная живопись; общее образование.

В поисках путей решения экологических проблем наравне с выработкой эффективной государственной политики, совершенствованием системы российского законодательства важную роль играет формирование и развитие экологического образования в стране. Экологическое образование готовит обучающихся к жизни в гармонии с окружающей средой, вооружая их знаниями для решения основных экологических проблем современности и необходимыми навыками для улучшения условий жизни и сохранения среды обитания, предоставляет возможность понимания сложного и многоаспектного устройства окружающей среды и формирования своей экологической культуры.

Актуальность темы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства обусловлена тем, что в  настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах и на разных ступеньках общего образования.

Поиск решения экологических проблем через экологическое образование.

Индустриальное общество с его промышленными, научными и техническими достижениями не только не принесло людям перспективы благополучного существования на Земле, а, напротив, лишило их этой перспективы, приведя природу в неустойчивое состояние. Спасение состоит в воспитании нового поколения людей с высокой нравственностью, экологической этикой, являющейся необходимым условием гармонизации взаимодействия с природой.

В 90-е годы прошлого столетия большинством стран на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Концепция устойчивого развития, известная как «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В ней показано, что главную роль в разрешении наметившегося глобального социоприродного конфликта могут сыграть согласованные действия по переходу человечества к устойчивому развитию: когда сбалансировано учитываются социальные и экономические интересы и экологические возможности природы по их удовлетворению. Фактически, этим документом страны мирового сообщества обозначили понимание фундаментального значения учета экологических императивов для выживания человека на Земле. Это выдвинуло на первый план проблему формирования экологической культуры как имманентного вектора всей культуры цивилизации ХХI века во всем многообразии ее элементов и пластов. Ее главный девиз - нерасточительное потребление на основе учета предельной емкости экосистем и биосферы в целом; право будущих поколений пользоваться ресурсами природы и жить в экологически здоровой окружающей среде. Стало очевидным, что в решении проблем ресурсосбережения, предотвращении негативных экологических последствий недальновидной хозяйственной деятельности, масштабных экологических аварий и катастроф, ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор. Фактически, речь идет о зарождении в культуре современного человечества – культуры экологического мышления и проектирования, экологическая ответственность, которая  на прямую связана с экологическим образованием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

На "Мировой Встрече на высшем уровне по вопросу об Устойчивом развитии" (WSSD), иногда называемый "Встречей на высшем уровне по проблемам Земли 2002", была принята Йоханнесбургская Декларация по Устойчивому развитию, был также согласован "План Выполнения Мировой Встречи на высшем уровне по вопросу об Устойчивом развитии". В принятых документах признана роль широкого распространения гуманистических идей Концепции устойчивого развития через национальные системы образования и просвещения. С 2005 года ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Россия подписала Европейскую стратегию (ЕЭК ООН) образования в этой области. Этот документ ориентировал подписавшие ее государства до 2015 года провести реформирование задач образования: «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях».

Положения Европейской стратегии (Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций) по образованию в интересах устойчивого развития получили возможность быть реализованными в школьном образовании нашей страны в значительной мере благодаря возможностям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) нового поколения.

Предусмотренный стандартом образовательный механизм позволил включить в его документы ряд задач экологического образования, которые становятся реально достижимыми.

        Предметная область искусство подразумевает формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; развитие у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами, а также предусматривает формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Экологическая функция пейзажной живописи. 

Предмет изобразительное искусство, наряду с другими учебными предметами  эстетического цикла, направлен на эмоционально - чувственную сферу обучающегося, его эстетическое развитие, художественно-ценностную ориентацию,  но более чем другие области искусства имеет деятельностный подход. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы.

Формирование эстетического отношения к природе является одним из основных элементов экологической культуры. Воспитание эстетического отношения к окружающей среде, к человеку, к труду предполагает управление взаимоотношений с природой, действий и поведения, направленных на достижение экологических целей. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения.

Как говорил великий педагог Сухомлинский В. А.: «В красоте родной земли содержится большая патриотическая сила». Поэтому патриотическое воспитание, уважение к прошлому является первоочередной задачей образования и воспитания. При этом эколого-эстетические знания являются одним из главных аспектов, формирующих в мировоззрении человека его жизненную гуманистическую позицию. Д. С. Лихачев в работе  «Письма о добром и прекрасном» отмечал: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества, природы и часть его истории».

В системе воспитания экологической культуры особое место занимает изобразительное искусство, которое, особенно в живописи, наиболее нежно и убедительно отражает разнообразие взаимоотношений человека и природы. Речь идет особенно о пейзажной живописи – о пейзаже, как о самостоятельном жанре, период появления которого совсем не случайно совпадает с периодом появления экологических движений. Природа стала источником вдохновения, свет и воздух, как чисто живописное явление, приобрели независимое значение. В этом контексте постепенно выделилась пейзажная живопись, как фактор воспитания экологической культуры, где искусство и экология неразрывно взаимосвязаны. В данном явлении уже существует наличие обоснования и важности экологических проблем. С этой точки зрения, классическими примерами пейзажной живописи можно считать произведения Голландской, Барбизонской школ и особенно произведения импрессионистов, где природа является героем. В произведениях представителей Голландской школы П.Брейгеля, Х. Аверкампа, Яна Ван Гойена, а также других, проявляется гордость человека по отношению к собственной земле и восхищение природой. Бесконечная любовь к окружающему миру отражена во всех произведениях голландских пейзажистов. Французские художники Теодор Руссо, Камил Коро, Гюстав Курбе и другие стремились передать плоскости значимую среду природы, природу как ценность, где творческая деятельность привела к созданию реалистического пейзажа и возникновению импрессионизма. Клод Моне, Камиль Писаро, Альфред Сислей и другие импрессионисты поставили восприятие ценности пейзажа на новый уровень, фокусируясь на переменную среду света и воздуха. Эти традиции в русском пейзаже продолжили Архип Куинджи, Исаак Левитан, Иван Шишкин и другие.

Общение с пейзажной живописью способствует развитию эмоционально-чувствительной сферы, формирует доброжелательное отношение к природе, к ее красоте. С психологической точки зрения, этот процесс рассматривается как познание мира на эмоциональном уровне, который начинается с чувственности, а затем приводит к некоторым умственным процессам у человека. Появляются условия для формирования экологического сознания, персонализации общественных, общечеловеческих проблем, повышению сознания необходимости гармоничного существования планеты Земля, которые приводят к обсуждению этих вопросов уже на научном уровне

         В этом контексте выделяется экологическая функция пейзажной живописи, как один из принципов воспитания личности и общества,  а также ее многочисленные функции – эстетическая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, аксиологическая и т. д. Рассматривая пейзажную живопись как важнейший элемент экологического воспитания личности, мы должны отметить, что общение с природой, собственная деятельность изобразительного искусства, наблюдение за пейзажами способствуют формированию бережного отношения к природе. Этот процесс более длительный, вместительный и долгосрочный по воздействию, чем экологические призывы, но гораздо более основательный, аргументированный, убедительный и, с этой точки зрения, более эффективный.

Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.

Очевидно, что эстетическое чувство к природе нужно воспитывать с самого раннего детства, чтобы развить в ребенке не только художественные вкусы, но и высокую духовность. Приведем в подтверждение слова  В.А.Сухомлинского: «Каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы духовная жизнь ребенка и природы как бы связывались интеллектуальными, эмоциональными, эстетическими и творческими нитями. Важно, чтобы источником мысли и чувства были познания явлений природы, ее красоты».

На уроках изобразительного искусства применимы различные формы воздействия на эмоциональную сферу ребенка и опосредованного формирования его экологической культуры. Наблюдение за природой может многому научить ребенка, помогает ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Эстетическое познание природы, ее осмысление начинается с наблюдения  издалека и вблизи жизни леса, поля, водоема, его обитателей, живописности или графичности в воспринимаемых явлениях и картинах, красочности, разнообразия, симметричности растительных форм, орнаментальности узоров в цветах, листьях, ветвях. Эти уроки природы помогают не только увидеть крупным планом красоту форм окружающего мира, но и ощутить всю прелесть родного края, дорогого и близкого. Тем самым создаются условия для глубокого, целенаправленного, профессионального восприятия, развивая зрительную память, наблюдательность, а также воспитывая эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

Знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растениями, предложение изобразить картины природы всегда встречает у детей положительный отклик. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь. Проведение уроков изобразительного искусства на природе (плэнерная живопись) располагает к полноценному процессу экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия окружающего мира природы и мира искусства, созданного человеком.

На уроках восприятия искусства происходит  знакомство с несложными полотнами жанровой живописи, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание сюжетной линии учащимся легче понять взаимозависимость элементов картины, ее композицию, изобразительно–выразительные средства. При совместном определении палитры художника, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров, дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.

Содержание предмета изобразительное искусство дает возможность учителю включать экологическую составляющую и придавать урокам экологическую направленность и при изучении других жанров живописи, таких как натюрморт, бытовой жанр, портрет, анималистический жанр. Природа, написанная с любовью и со смыслом, перестает служить фоном и  помогает художнику шире и глубже раскрыть тему, сюжет, личность.

Натюрморт является благодатной темой для творчества и для соприкосновения с красотой, созданной самой природой. Натюрморт близок ребенку. Его можно придумать,  составить, выражая свою индивидуальность. И природные формы (цветы, листья) доступны и понятны. При близком и тщательном рассмотрении природных форм,  не только визуальном, но и тактильном контакте с листьями и лепестками,  у ребенка возникает ощущение легкости и хрупкости природы. А совместный анализ ярких и нежных натюрмортов художников - импрессионистов дают эмоциональный толчок и вдохновение для создания собственного шедевра.

При изучении декоративно-прикладного искусства прослеживается тесная связь человека и природы. Древние символы в народном искусстве не что иное, как  попытка древнего земледельца выстроить свои отношения с окружающим миром, с природой. Древо жизни – символ растительных сил земли, вечно живой процветающей природы, образ солнца, птиц и животных сохранились в народных традициях и по сегодняшний день. В узорном убранстве изб и в наше время можно увидеть символические образы растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. На примерах народных ремесел, предметов декоративно-прикладного искусства, его образного языка воспитывается понимание своего народа и его отношений с природой.  Учащиеся осознают, что народное искусство проникнуто поэтическим восприятием мира, что своими образами оно говорит о гармонии мироздания, о неизменности круговорота природных сил.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве содержит мощную экологическую составляющую. Изучая анималистку с учащимися как начальной так основной школы, учитель всегда найдет самый живой отклик со стороны учеников. Знакомясь с произведениями анималистического жанра (Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Эжен Делакруа), рассматривая  иллюстрации Е.И. Чарушина, В.Г.Сутеева, Ю.А.Васнецова и других художников – иллюстраторов, учащиеся с любовью рассказывают о своих домашних питомцах и охотно берутся за любой вид  изобразительной деятельности в анималистическом жанре. Понимание необходимости бережного отношения к животным и сохранения природы как необходимой среды обитания для всего живого, формируется на уроках изобразительного искусства, в том числе и  через творческую деятельность (лепка животных, изображение в живописи и графике  в различных техниках, оригами, коллаж).

Знакомясь с конструктивными видами искусства (архитектура и дизайн), выполняя творческие проекты по ландшафтному дизайну или архитектурному облику города, учащиеся ищут решения экологических проблем мегаполиса в разных направлениях: природа в городе или город в природе. При создании дизайн - проектов  обращаем внимание школьников на то, что созданию любой вещи должно предшествовать понимание того, будет ли процесс ее создания и функционирования  экологически безопасен. Многообразны жанры искусства плаката, и экологический плакат занимает среди них важное место.

На основе вышеизложенного можно утверждать, что в содержании предмета изобразительное искусство заложен большой  потенциал для формирования экологической культуры  школьника, как части общей художественной культуры, и важной составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка. Педагогически организованный процесс формирования эстетического отношения к природе под воздействием изобразительного искусства препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  3. Васильченко А.И., Т.Б.Игонина. Реализация концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития в условиях введения ФГОС // Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2. С.83-84.

http://oaji.net/articles/2015/561-1422288738.pdf

  1. Захлебный А.Н., зав. лабораторией экологического образования Учреждения РАО  «Институт содержания и методов обучения»,  член-корреспондент РАО. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010)  // Сообщение.

http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf

  1. Саргсян С.М., кандидат педагогических наук, доцент, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Армения.  Экологическая функция пейзажной живописи. // Актуальная педагогика. 2016 №1. С.85-89.

http://sociosphera.com/files/conference/2016/Aktualni_pedagogika_1_2016/85-89_s_m_sargsyan.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"

В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....

Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитан...