Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Савкова  Ирина  Николаевна

Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»

 

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_derevnya_-_derevyannyy_mir.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): закрепят свои знания о постройках русского деревянного зодчества. Получат возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы. Закрепят понятия «декор», усвоят начальные знания из области перспективы; смогут познакомиться с русской избой, архитектурой деревни, ее связью с окружающей средой.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, овладевают навыками коллективной работы, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная, коллективная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, село, деревня.

Образовательные 
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.DemaDera.ru, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Деревня - деревянный мир».

Основа для коллективного пано «пейзаж».

Музыкальный ряд: академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты:.

Технологическая карта урока

Этапы 
урока

Обучающие 
и развивающие компоненты, 
задания 
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы 
организации взаимодействия

Формируемые универсальные
учебные действия

Промежуточ-ный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Уч. проверяет готовность учащихся к уроку.

Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения.

Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку.

Фронтльная работа

Личностные:

настраиваются на урок.Коммуникативные:используют

способы конструктивного общения.

Наблюдение.

II.Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Уч. нацеливает на тему и задачи урока

Читает стихотворение.

Как молоко парное в кружке,

Чуть розовата и тепла,

На крыши сонной деревушки

Заря июньская текла.

Она плескалась в листьях сада,

Росой играла на лугах,

Её медлительное стадо

Несло на выгнутых рогах.

Она росла и созревала,

До удивления тиха,

И алым светом полыхала,

Как красный гребень петуха.

Вздымалась кверху,

Стлалась низом

И, утверждая с миром связь,

Рвала туман, как полог сизый,

Погожим утром становясь.

– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Правильно, о Русской деревне

- А кто-нибудь из вас живет в деревне или бывал там?

-  Чем вам запомнилась деревня?

Слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению.

Просмотр слайд-шоу «Русская деревня», под звучание гуслей

Фронтальная работа

Личностные: самостоятельно определяют тему урока.

Коммуникативные:

формулируют свое мнение, позицию.

Устные 
ответы

III. Закрепление полученных знаний на уроке.

IV. Творческая работа.

Фронтальная беседа, просмотр слайдов презентации.

Выполнение упражнения на декорирование заготовки дома (украшение причелины, лобовой доски, наличников заготовленным кружевом из белой бумаги, путем наклеивания)

Учитель ведет фронтальную беседу, направленную на выявление полученных знаний на прошлом уроке.

- Какое, жилище являлось самым распространенным в деревне?

-Что означает слова – изба?

- Из чего строили избы?

- Давайте посмотрим еще один видеоролик. Смотрите внимательно, по окончанию его просмотра, я задам вам много вопросов на внимание.

- Вспомните конструкцию избы.

- Избы в селах раньше не красили и ничем не обшивали. Но дома были на удивление красивы. Чем же они были украшены?

- Давайте вспомним, какие элементы дома были украшены резьбой?

- А откуда люди брали идею украшения избы?

- А вы встречали дома украшенные резными, растительными  орнаментами?

Уч. объясняет задачу практического задания, направленного на закрепление полученных знаний о декоре основных элементов дома. Повторяет правила техники безопасности.

У вас на столе лежат красивые домики, какие-то мастера постарались и изготовили их для будущей композиции. Но чего-то не хватает? Что нужно сделать?

- У вас на столе лежит кружево из бумаги, давайте украсим основные элементы дома.

- Перед работой вспомним технику безопасности при работе с ножницами

Вспоминают полученные знания на прошлом уроке.

- Изба.

- В древности звучало « истьба», то есть жилище отапливаемое изнутри.

- Избы строили из дерева.

Просмотр видео

- Брёвна скреплялись между собой, и получался венец. Венец на венец – и вырастет сруб. Двускатная крыша, окна.

- Они были украшены резьбой.

- Край кровли прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин вверху закрыт небольшим, свешивающимся полотенцем.Наличники– самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше назывался лоб) . Здесь же бывает лобовая доска.

Учащиеся повторяют правила т/б, работают в парах

- Украсить дома.

1. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

2. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

3.Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

Фронтальная работа

Работа в группах

Личностные: осознают что усвоили на прошлом уроке, качество усвоенных знаний, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству.

Познавательные: умеют высказываться в устной форме.

Коммуникативные:

владеют монологической и диалогической формой речи; умеют договариваться, контролировать действия партнера.

Устные ответы, изделие выполненное в процессе парной работы.

Физкультминутка

Упражнение направленное на сохранение физического здоровья.

Учитель читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.

Мы на пальцы поднялись,

Подняли вверх ручки,

А теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Ну-ка, тучки, все домой

Быстро уходите.

А ребята – за столы,

К работе возвратитесь.

Выполняют упражнения

Школьники поднимаются на цыпочки.

Вытягивают руки верх.

Размахивают руками с одновременными наклонами корпуса в разные стороны.

Возвращаются за свои места.

Фронтальная работа

Познавательные: знают способы расслабления и укрепления здоровья.

Наблюдение.

V. Закрепление знаний.

Фронтальная беседа, постановка проблемы, через создание коллективного пано.

Учитель изобразительного искусства вводит в тему урока, нацеливает на размышление истоков возникновения понятий «улица», «деревня»

Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Красива земля русская своими полями, лесами, реками. Посмотрите, какой красивый пейзаж. Но мне кажется, чего-то не хватает? Чего же?

- Совершенно верно. Давайте «заселим» наш пейзаж архитектурными сооружениями, чтобы людям было удобно и красиво жить.

- Ну-ка поднимите, покажите, какие прекрасные дома у вас получились.

- А вы заметили, что дома разные по размеру?

- Какие дома мы наклеим в верхней части пейзажа? Большие или маленькие? Почему?

- Правильно, то что дальше выглядит всегда меньше.

- Посмотрите, что у нас получилось?

- А почему «улица» называется «улицей» знаете?

- Избы в селении выстраивались фасадом, то есть лицом, к дороге, и получалась? Что?

- Теперь давайте наклеим те дома, которые побольше. Где мы их разместим?

Создают коллективное пано, путем наклеивания декорированных домов в подготовленное пространство листа.

- Не хватает домов.

- Сначала мы наклеим маленькие дома, так как они дальше.

Учащиеся выходят и наклеивают дома на общую композицию.

- У нас получилась целая улица домов.

- Дома располагаются лицом (фасадом) к дороге, отсюда и название « у дороги – лицо».

У- лица.

- Мы их наклеим в нижней части листа.

Наклеивают оставшуюся часть домов.

Фронтальная и групповая работа.

Дети самостоятельно по шаблону создают сооружение

Личностные: приобретают устойчивый интерес к теме урока.

Познавательные:

приобретают начальные способы исследовательской деятельности.

Устные ответы, коллективное пано.

Изучение и беседа по коллективной работе.

Учитель изо.искусства через постановку проблемы подводит учащихся к постановке темы и цели урока.

Ребята, а что у нас получилось, что выросло на месте широкого поля?

- А вы знаете, что означает слово «ДЕРЕВНЯ»? и чем отличается «ДЕРЕВНЯ» от «СЕЛА»? Вот это нам и предстоит узнать.

- У нас выросла деревня, село…город?

Фронтальная беседа.

Познавательные: умеют строить рассуждения, высказывать свое мнение.

Коммуникативные:

умеют учитывать разные мнения, слушать партнера.

Устные ответы, коллективноепано.

VI. Итог урока. Рефлексия

Обобщающая беседа.

Учитель изо.искусства задает вопросы по итогу урока

– Что изучали сегодня на уроке?

- Достигли ли цели урока?

- Что было для вас самым интересным?

- Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

Дают оценку изученному материалу, высказывают свое мнение. Оценивают свою собственную работу на уроке и работу одноклассников.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников.

Устные 
ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"

Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии

Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции  и подчинению её  Македонскому царству....

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...