Конспект урока "Пейзаж-настроения"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Пейзаж-настроения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_peyzazh-nastroeniya.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕЙЗАЖ-НАСТРОЕНИЯ. ДЫХАНИЕ ВЕСНЫ. 6 класс.

Учитель ИЗО МБОУ Пеклинской СОШ Бородина И. М.

Тип урока : комбинированный

Форма урока: Художественно-творческий практикум с игровыми дидактическими упражнениями

Дидактическая цель урока: Формирование цветовосприятия и навыков самостоятельной работы в поиске колористического решения живописной композиции в технике акварели.

Задачи урока:

 образовательные: 

  • Продолжать знакомить с основами образного языка живописи.
  • Закрепить понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства
  • Вспомнить понятия «Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра»
  • Учить осознанно выбирать цветовую гамму в зависимости от замысла картины.
  • Дать понятие о разнообразии композиционных решений пейзажа в зависимости от авторского замысла
  • Закрепить приемы живописи акварелью по- сырому

развивающие:

  • Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование чувства цветовой гармонии
  • формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств

воспитательные:

  • Воспитывать  патриотические чувства и любовь к Родине, бережное отношение к культурному наследию России.
  • Воспитывать уважение к творческому труду

Характеристика видов деятельности учащихся:

Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

Уметь работать в паре, анализировать работу свою и работу одноклассников.

Результаты освоения:

Личностные:

- воспитание любви к природе родного края;

- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: находить общее решение.

Предметные:

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Практические умения:

- приобрели умения работать в технике живописи

Образовательные умения:

- научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

Информационные умения:

- работать с информацией;

- делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

Коммуникативные умения:

- уметь работать в паре;

-терпимо относиться к мнению партнера;

- умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: распечатанные выдержки из учебника Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.

Методы работы:

  • эвристическая беседа с элементами технологии критического мышления,
  • дидактическая игра,
  • наглядно – демонстрационный с привлечением мультимедийных технологий,
  • художественный практикум.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Актуализация знаний.

  1. КРОССВОРД

1.Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. ПОРТРЕТ

2. Краски, разводимые в воде  и легко смываемые ею. АКВАРЕЛЬ

3. Учреждение, где хранятся исторические памятники духовной и материальной культуры. МУЗЕЙ

4.Наложение краски отрывистым движением. МАЗОК

5. Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. НАТЮРМОРТ

6. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. ЖИВОПИСЬ

- Какое слово у нас получилось?  ПЕЙЗАЖ.

-Это  ключевое слово темы нашего урока.

- Дайте определение.  Пейзаж – жанр ИЗО, в котором предметом изображения является природа.

  1. Определение темы и цели  урока.

1. - У меня улучшилось настроение. А у вас?

- Что такое настроение? - Это внутреннее душевное состояние человека.

- Мы говорим «Природа  плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть»,  «Лениво дышит полдень мглистый».

- Почему так говорят? - Передают настроение природы

- А разве природа одушевленное существо? - Нет

- Тогда почему так говорят? - Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение).

- Следующее слово из темы урока – НАСТРОЕНИЕ.

 - Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает А. С. Пушкин

 Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года (ВЕСНА)

2. Сообщение темы урока. Наш урок мы посвятим теме Пейзаж – настроения. Дыхание весны.

- Кто скажет Цель / творческое задание? Выполнить живописную иллюстрацию к стихам  русских поэтов о весне.

Какие задачи мы должны выполнить?

-вспомнить роль цвета в живописи

-вспомнить основные понятия: палитра, колорит, цветовая гамма

-познакомиться с творчеством художников- импрессионистов

- выполнить живописную иллюстрацию к стихам  русских поэтов о весне.

  1. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом

- В живописи существует понятие «пейзаж настроения».

- А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

- Я предлагаю поработать самостоятельно с текстом в парах. Ответить на следующие вопросы:

1я пара: Откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

2я пара: Что такое импрессионизм?

3я пара: Рассказать о пленэре.

- Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось новое направление – импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, (К.Моне «Впечатление. Восход солнца»),  который первым стал писать пейзажи прямо на воздухе. Он создавал целые живописные циклы – серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях, и в разное время суток.

 -Пейзаж настроения  -это отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката – зыбкие и тонкие изменения в природе – приходят в искусство пейзажной живописи.

    У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени смешивать краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления. Именно в это время вошло в употребление выражение «пейзаж настроения». Это значит, что художник тонко чувствует цветовые отношения, вызванные в природе освещение, временем суток и состоянием воздуха, научился воссоздавать их на холсте.

    Если по традиции художники долгие месяцы, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр ( Фран. вольный воздух) и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером. Их главное открытие заключалось в том, что на открытом воздухе человек видит не конкретные предметы,  смесь цветных точек, сливающихся в нашем сознании и зрении. Живопись на пленэре стала одним из важнейших правил импрессионистов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: - Какие новые понятия вы узнали? ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ, ИМПРЕССИОНИЗМ, ХУДОЖНИКИ-ИМПРЕССИОНИСТЫ, ПЛЕНЭР

2.Видеофрагмент  «ХУДОЖНИКИ-ИМПРЕССИОНИСТЫ»

3.Дидактическая игра «ПАЛИТРА ВЕСНЫ»

- Какое время года изображено на репродукциях картин? –Весна

-Как вы это определили? -Цвет, детали, сюжет

-Знакомы ли вам понятия: КОЛОРИТ, ПАЛИТРА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА?

 -Что они, по-вашему, обозначают?

-Чтобы вспомнить, какую роль цвет играет в искусстве живописи и что означают основные понятия нашего урока, попробуем составить цветовую цепочку  ЦВЕТОВУЮ ГАММУ к предложенным картинам, используя цветные квадратики.  Работаем в парах.

Учащихся выходят к доске и выполняют упражнение.

Учитель задает проблемный ВОПРОС:

-Все мы составляли палитру весны, а цветовые цепочки у нас получились немножко разные. Почему?

Учащиеся фиксируют проблему и приходят самостоятельно к ВЫВОДУ

-Художники передают свое настроение и впечатление, используя свою цветовую гамму.

После того, как мы поработали практически, давайте дадим более точные определения основным понятиям урока КОЛОРИТ, ПАЛИТРА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА?

Учащиеся устно  подбирают к определениям соответствующие понятия.

  1. Практическая деятельность.

Прежде чем приступить к работе, давайте продумаем , в какой последовательности будем её выполнять:

-Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

-Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

-Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

-Приступаем к работе. В технике акварель по - сырому учащиеся выполняют творческое задание:

Рефлексия учебной деятельности на уроке  4 мин

  1. После завершения работы ученики читают свое стихотворение, показывают  созданный рисунок
  2. Анкета

Домашнее задание для самостоятельного исследования                                                                      

Подготовить сообщения о  мастерах русского пейзажа: Шишкин И.И, Левитан И.И., Ф.Васильев, И. К. Айвазовский

“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – НЕ ГУБИТЕ КРАСОТУ ВОКРУГ СЕБЯ”.                                                                               К.Г.Паустовский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...