Диагностическая методика уровня формирования творческих способностей детей (2 младшая группа, средняя группа)
материал по изобразительному искусству (изо)

Горшкова Юлия Михайловна

С помощью данной диагностической методики можно выявить уровень сформированности творческих способностей у детей 2 младшей группы и средней группы на начало и конец года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_dek-pr_isk.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая методика                                                                                           уровня формирования творческих способностей детей через художественно-эстетическое развитие во второй младшей группе

Показатели развития

Методика проведения

Критерии оценки

1.Проявляет интерес к занятиям изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация)

Выложить перед детьми кисточки, краски, пластилин, ножницы, цветную бумагу, предложить назвать эти предметы и определить,  для чего они нужны.

Высокий уровень развития: С интересом рассматривает предметы. Правильно их называет, самостоятельно определяет, для чего они нужны.

Средний уровень развития: Рассматривает предметы с интересом. Путает некоторые названия, с помощью взрослого определяет их назначения.

Низкий уровень развития: Не проявляет интереса к предметам. Путает названия и назначения предметов.

2.Рассматривает образцы народно-прикладного искусства (Дымка). Умеет украшать силуэты игрушек дымковской росписью.

Предложить детям рассмотреть образцы народно-прикладного искусства, наблюдая за реакцией детей. Украсить силуэты игрушек дымковской росписью с опорой на наглядный материал.

Высокий уровень развития: Активно интересуется образцами народно-прикладного искусства, радуется. Видит элементы орнамента и может украсить силуэт самостоятельно.

Средний уровень развития: У ребёнка есть интерес, радость от встречи с красивым. Выделяет элементы орнамента. Украшает силуэт с помощью взрослого.

Низкий уровень развития: Интерес неустойчив, слабо выражен. Не может выделить отдельные элементы орнамента, украсить силуэт игрушки.

3.Умеет лепить несложные композиции (неваляшка, цыплёнок и т.д.).

Предложить детям слепить несложный, хорошо знакомый объект.

Высокий уровень развития: Лепит с удовольствием, умеет передать образ игрушки в лепке.

Средний уровень развития: Знает приёмы лепки, но лепит неуверенно, составляет композицию с помощью взрослого.

Низкий уровень развития: Отказывается лепить или лепит без желания. Плохо знает приёмы лепки.

4.Умеет подбирать цвета, соответствующие предложенному образцу.

Предложить детям внимательно рассмотреть образец и подобрать к нему подходящий по цвету материал из цветной бумаги.

Высокий уровень развития: Ребёнок полностью самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень развития: Ребёнок подбирает цвета с помощью взрослого.

Низкий уровень развития: Внимательно рассматривает образец, но не может подобрать соответствующие цвета.

5.Создаёт несложные декоративные композиции.

Предложить детям составить несложную композицию. Оценивается расположение фигур на листе, цветовое решение композиции.

Высокий уровень развития: С большим интересом и желанием принимается за работу. Самостоятельно составляет композицию.

Средний уровень развития: С желанием работает над аппликацией. Составляет композицию с помощью взрослого.

Низкий уровень развития: Не проявляет интереса к работе. Не может составить композицию; прерывает работу, не закончив её.

6.Проявляет интерес к нетрадиционным материалам (природный материал, бросовый материал) и работе детей средней группы.

Предложить детям рассмотреть материал в уголке творчества, понаблюдать за творческой работой детей средней группы.

Высокий уровень развития: С большим интересом откликается на предложение взрослого. С удовольствием рассматривает материалы, исследует их, экспериментирует с ними, наблюдает за работой детей.

Средний уровень развития: С интересом рассматривает различный материал, наблюдает за работой других детей, но внимание неустойчивое, быстро переключается на другой вид деятельности

Низкий уровень развития: Не проявляет интереса к творчеству, работой детей не интересуется, безразличен к рассматриванию нетрадиционных материалов.

Диагностическая методика                                                                                           уровня формирования творческих способностей детей через художественно-эстетическое развитие в средней группе

Показатели развития

Методика проведения

Критерии оценки

1.Рассматривает образцы народно-прикладного искусства (игрушки, подносы, картинки с узорами). Использует орнаменты в самостоятельной творческой деятельности.

Предложить рассмотреть образцы народно-прикладного искусства. Использовать узоры, орнаменты в самостоятельной творческой деятельности.

Высокий уровень развития: Внимательно рассматривает образцы.  Активно использует орнаменты в своей творческой деятельности.

Средний уровень развития: Внимательно рассматривает образцы. Неуверенно использует народные орнаменты в своей творческой деятельности. Может активнее использовать орнаменты ориентируясь на пример других детей или рекомендации педагога.

Низкий уровень развития: Рассматривает образцы народно-прикладного искусства, но использовать узоры и орнаменты в своей творческой деятельности не может. Рекомендации педагога и пример других детей не помогает  в использовании орнаментов.

2.Дорисовывает незаконченный фрагмент рисунка.

Предложить детям незаконченный фрагмент рисунка. Закончить фрагмент самостоятельно. Придумать самостоятельно сюжет рисунка (дополнительные детали).

Высокий уровень развития: Выражает интерес к рисованию. Может легко дорисовать незаконченный фрагмент рисунка. Придумывает сюжет рисунка самостоятельно.

Средний уровень развития: Ребёнок понимает, что от него требуется, но закончить рисунок без помощи взрослого не может.

Низкий уровень развития: Не понимает, что от него требуется. Не проявляет интереса к рисованию. Не делает попыток дорисовать фрагмент.

3.Вносит элементы творчества в рисование.

Предложить ребёнку нарисовать человека, животное, цветок и т.д. Дополнить рисунки деталями по желанию.

Высокий уровень развития: Рисует с удовольствием, заполняет рисунками всё пространство листа, передаёт задуманный образ по-своему, добавляя дополнительные элементами.

Средний уровень развития: Рисует заданный образ, используя лишь некоторые приёмы рисования. Не добавляет в рисунок дополнительные детали.

Низкий уровень развития: Плохо представляет заданный образ. Не может передать его посредством рисования. Наглядный пример  в виде рисунков других детей не помогает улучшить исполнение.

4.С удовольствием лепит небольшие фигурки. Различает народные игрушки (Филимоновская, Дымковская).

Предложить детям слепить хорошо знакомый объект, делая установку на проработку деталей. При этом оценивается похожесть, образность, разнообразие приёмов лепки, наличие дополнительных деталей.

Высокий уровень развития: Лепит с удовольствием, без помощи взрослого.

Средний уровень развития: Знает приёмы лепки, но лепит неуверенно, не дополняет работу мелкими деталями.

Низкий уровень развития: Отказывается лепить или лепит без желания. Плохо знает приёмы лепки.

5.Создаёт из разных геометрических фигур декоративные композиции на квадрате, круге, полосе.

Предложить детям составить композицию из геометрических фигур на квадрате, круге или полосе (по желанию). При этом оценивается расположение фигур на листе, цветовая композиция, аккуратность наклеивания.

Высокий уровень развития: С большим интересом и желанием принимается за работу. Самостоятельно составляет композицию, умело пользуется цветами.

Средний уровень развития: С желанием работает над аппликацией. Составляет композицию с помощью взрослого. Имеются ошибки в цветовом исполнении.

Низкий уровень развития: Не проявляет интереса к работе. Не может составить композицию, прерывает работу, не закончив её.

6.Проявляет интерес к ручному труду и другим видам декоративно-прикладного искусства.

Предложить детям сделать небольшую поделку. Самостоятельно подобрать материалы для изготовления поделки.

Высокий уровень развития: С большим желанием и интересом откликается на предложение взрослого. Самостоятельно подбирает материалы для поделки. Вносит элементы творчества.

Средний уровень развития: С желанием и интересом участвует в изготовлении поделки. Подбирает материалы с помощью взрослого.

Низкий уровень развития: Не проявляет интереса к ручному труду. Прерывает работу, не доведя её до конца.

7.Использует нетрадиционные материалы (природный, бросовый) в самостоятельной творческой деятельности.

Метод наблюдения. Оценивается: Ребёнок использует различные нетрадиционные материалы в самостоятельной деятельности.

Высокий уровень развития: Ребёнок часто использует нетрадиционные материалы в самостоятельной творческой деятельности. Любит экспериментировать с материалами, привлекает к деятельности других детей.

Средний уровень развития: Ребёнок откликается на предложения других детей, участвует в коллективной творческой деятельности. Но инициативы не проявляет. Выполняет то, что предлагают другие участники деятельности.

Низкий уровень развития: Нетрадиционный материал в самостоятельной творческой деятельности использует редко. Не проявляет интереса к творчеству. Прерывает работу, не доведя её до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»

Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости".

На уроке с разными учащимися показаны формы работы над сочинением меолодии, аккомпанемента, элементы импровизации....

Перспективный план по самообразованию на тему: "Формирование творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного искусства"

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел; воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться п...

Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"

Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...

Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников.

Методика выявления творческих способностей младших школьников обеспечивает своевременное выявление потенциала одаренности....

Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей

Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей...