Конспект урока ИЗО на тему: «Монументальная скульптура и образ истории народа».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Закатей Галина Владимировна
ИЗО 7 класс :тема «Монументальная скульптура и образ истории народа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО    7 класс

Тема: «Монументальная скульптура и образ истории народа».

Цель  урока:  Познакомить учащихся с  монументальной   скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями. Развивать эстетический  и  художественный вкус, творческую  и  познавательную активность. Воспитывать любовь к мировому искусству; воспитывать чувство патриотизма, межнационального уважения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  1. Документальные фотографии периода Великой Отечественной войны;
  2. Е.В. Вучетич,  мемориал в Трептов-парке, г. Берлин (общий вид);
  3. Е.В. Вучетич, монумент «Воину-Освободителю», мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
  4. Е.В. Вучетич, скульптуры скорбящих солдат, мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
  5. Е.В. Вучетич,  мемориал Героям Сталинградской битвы, г. Волгоград;
  6. Е.В. Вучетич, памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Стены-руины», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  7. Е.В. Вучетич, скульптура «Стоять насмерть», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  8. Е.В. Вучетич, скульптура «Скорбящая мать, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград»;
  9. Е.В. Вучетич, монумент «Мать-Родина», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  10. Вечный огонь.

Музыкальный ряд: А.Розенбаум «Красная стена»; музыка без слов.

Ход урока

Слайд № 1

Учитель: Помните!
Через века, через года, –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами
 Жизнью просторной,
каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!

Люди!
Покуда сердца  стучаться, –
помните!
Какой ценой завоёвано счастье, –
пожалуйста помните!

Ученик 1:

Песню свою
отправляя в полет, –
 помните!
О тех, Кто уже никогда  не споет, –
помните!

Детям своим
 расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей 
расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, –
о погибших помните!

Ученик 2:

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через, года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет никогда, – 
заклинаю, – помните!

 /Эти стихи написал русский поэт Роберт Рождественский /

Слайд  № 2

Учитель: Как вы думаете, что такое память?

Ученики: Возможность запоминать, способность «записывать» информацию, то, где мы храним разные события, даты…

Слайд  № 3

Учитель: Человек живёт памятью. В памяти человеческой хранятся события, люди, история страны и судьбы отдельных личностей.

Стремясь в завтра, в будущее, человек бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни. Помнит, потому что иначе не смог бы идти вперёд.

Слайд  № 5                                                                                                                               Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

Слайды  № 6-10

Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, и Сталинград, и блокадный Ленинград, и Брест. Мы чтим их как святыню.

Слайды  № 11-12

На вечные времена озарены сиянием воинской славы города-герои…

Слайды  № 13-14

Память может быть запечатлена в книгах и картинках, в песнях и стихах…и в памятниках.

Памятник не просто монумент, какому - либо лицу или событию. Это историческая память народа, который жив до тех пор, пока она жива…

Слайд  № 15

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой скульптурный материал можно применить, чтобы изготовить скульптуру, чтобы рассказать о себе настоящему и будущему?

Ученики: Камень, дерево, гипс, пластилин, пластмасса, металл.

Слайды  № 16-19

Учитель: Какие виды техники скульптур вы знаете?

Ученики: Техника скульптуры разделяется на три вида:

лепка, т. е. собственно пластика, в мягком материале (глина, воск),

ваяние — обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость),

отливка и чеканка в металле.

Слайды  № 20-22

Учитель: Какие виды скульптур вы знаете:        

Ученики: Мелкая пластика, станковая, монументально-декоративная скульптура, монументальная.

Слайд  № 23

Учитель: Тема нашего урока: «Монументальная скульптура и образ истории народа».                                                                                                                                         Учитель: Монументальная скульптура -  
рассчитанная на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение;
адресуемая массовому зрителю;
призванная конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками.
Слайд  № 24  Монумент (от лат. monumentum — памятник) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении. 
Мемориальный ансамбль – несколько монументальных произведений, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом, увековечивания памяти кого/чего-нибудь. 
Монументальная скульптура - это монументы, памятники, скульптурные комплексы. Они дополняют и обогащают архитектуру, или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника). 
Слайд  № 25

Рельеф (фр. relief) - это вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы, размещённые на плоскости, выступают из нее, не воспроизводя полного объема изображаемого тела. 
Слайд  № 26

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. 
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. 
Слайды  № 27-28 

Постамент (пьедестал) имеет особое значение в решении образа в целом. Специфика монументальной скульптуры такова, что она неизбежно требует постамента, неких котурнов, ибо осматривать ее нужно находясь на некотором удалении.

Функции пьедестала в скульптурной композиции достаточно широки. В ней, помимо своей основной роли ограничения ближайшей пространственной зоны, он отражает иерархические представления, обладает возможностями раскрыть благодаря помещенным на нем надписям, рельефам, аллегорическим фигурам, историческим персонажам значение памятника герою или событию.
Сообщения учащихся об известных мемориалах 
Слайды  № 29-31

Ученик: Известный мемориал в Трептов-парке в Берлине был открыт 8 мая 1949 г., куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Скульптор Евгений Викторович Вучетич изобразил советского воина - освободителя с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат. Все пространство было расчленено на три комплекса. Основной комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента «Воину-Освободителю». Автор подчеркивает разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из беспощадной схватки с врагом. Рука, сжимающая карающий меч, опущена. Другая рука крепко держит девочку, прикрытая плащом от последних вспышек военной грозы. Другие солдаты скорбят по погибшим, полны гнева к врагу.

Мы еще не раз сегодня с вами будем возвращаться к понятию «Память Народная».

Слайды  № 32-35                                                                                                               Учитель: Народная память заключена и в известном мемориальном ансамбле скульптора Евгения Викторовича Вучетича на древнем кургане над Волгой, сооруженном в честь героям Сталинградской битвы. 
Ученик: Это сложная многофигурных композиций состоит из декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины». Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана. Прикосновение к истории заставляет ощутить глубину связи со своим народом и Родиной. 
Слайды  № 36
«На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, – 
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают…» 
/написал в своем стихотворении поэт В. Высоцкий/.
Слайды  № 37-39                                                                                                                      

Учитель: У каждого народа есть в родном отечестве свои особые священные места, которые связаны с ценностями национальной культуры, имеет историческое значение   для судеб страны и самого народа.   

Слайд  № 40   п.Белореченский                                                                                                  

5.Первичная проверка понимания.

Тест по теме «Монументальная скульптура»

  1. Монументальная скульптура – 
    А) памятник; 
    Б) горельеф;
    В) постамент. 
  1. Высокий рельеф – 
    А) горельеф;
    Б) барельеф;
    В) контррельеф.
  1. Изображение человека по плечи или по грудь – 
    А) торс;
    Б) бюст;
    В) статуя.
  1. Барельеф – это 
    А) высокий рельеф;
    Б) низкий рельеф;
    В) статуя.
  1. Как называется вид скульптуры, украшающий здания, мосты и фонтаны?
    А) мемориал;
    Б) станковая скульптура;
    В) декоративная скульптура.
  1. Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная – 
    А) монументальная;
    Б) садово-парковая;
    В) станковая.
  1. Мемориальный ансамбль – это
    А) несколько монументальных произведений;
    Б) декоративная скульптура из бронзы;
    В) садово-парковая скульптура.
  1. Горельеф – 
    А) высокий рельеф;
    Б) торс;
    В) скульптура.
    Ответы: 1-А); 2-А); 3-Б); 4-Б); 5-В); 6-В); 7-А); 8-А).


Слайд  № 41

6. Практическое выполнение задания. 

На формате А4 создать графический проект мемориального ансамбля или памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне или
создать проект  памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Слайд  № 42

7. Подведение итогов и обсуждение работ. 
Ребята обсуждают, насколько интересно и нестандартно придуманы были проекты.

8. Домашнее задание. Завершить  работу над проектом мемориального ансамбля. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Конспект урока по предмету "Дизайн среды. Скульптура"

Тема:  «  Рельеф на плитке »Вид занятия:   смешанныйЦель занятия:     Научить детей различать пропорции и пластику, выработать навыки скульптурного воспри...

Монументальная скульптура и образ истории народа.

урок экскурсия по историческим местам и памятникам города Кызыла...

Урок ИЗО 7 класс с презентацией "Монументальная скульптура и образ истории народа"

Знакомство  учащихся с  монументальной   скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, демонстрация его связи с реальными историческими событиями. htt...

Конспект урока по географии. Тема: Народы мира. Класс: 7

Конспект урока по географии. Тема6 народы мира. Класс: 7...