"Северные посиделки" мероприятие
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Уткина Елена Ивановна

Мероприятие "Северные посиделки", о красоте югорской земли, людях , о значимости традиций и культуры народов ХМАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_posidelki.docx82.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа п. Малиновский»

 «Северные посиделки»

изготовление традиционной куклы

хантов и манси «Акань»

                 

                                        Автор: Уткина Е.И.,

учитель изобразительного искусства,

 МБОУ «СОШ п. Малиновский»

п. Малиновский, 2022год

Пояснительная записка

 На территории Ханты- Мансийского автономного округа-Югры проживают люди различных национальностей. Но коренными жителями Земли Югорской являются народности ханты и манси. Важно не только сохранить культуру народностей , но и развивать интерес у подрастающего поколения к традициям народов Севера. Детям  младшего школьного возраста понятны и доступны игровые моменты. Дети любят играть в игры, любят, когда им дарят игрушки.  Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы Акань. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. В традиционной жизни ханты рано приобщают детей к изготовлению народной игрушки, кукла является прекрасной альтернативой современным игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная в магазине.  Познакомить детей с культурой  северных народов можно во время проведения внеклассного мероприятия. Через творческую деятельность мы воспитываем уважение к культуре и традициям народов, на чьей земле мы живем. В рамках внеурочной деятельности можно запланировать целый цикл мероприятий  ,на которых  дети при помощи создания народных игрушек больше узнают о культуре народов населяющих Россию.

Цель: Формирование толерантного отношения обучающихся  к людям различных наций и народностей, развитие культурного самосознания.

Задачи:

1.воспитание познавательного интереса к традициям и культуре народов проживающих на территории России;

2.развитие творческого мышления, воображения, художественного вкуса, интереса к традиционным игрушкам;

3.знакомство с историей возникновения традиционной куклы ханты и манси – «Акань» и технологией ее изготовления;

-расширить кругозор обучающихся  о предназначении куклы - «Акань» в жизни северных народов.

Актуальность  мероприятия

Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности, может быть приурочено к Дню толерантности, к Дню рождения округа. Идея проведения цикла мероприятий преследует цель : через народное творчество познакомить обучающихся с уникальной культурой народов России. Что может быть доступно ребенку и понятно, это то ,что он сделал своими руками. В ходе занятия ребята  учатся изготовлять национальную куклу хантов и манси «Акань».          К традиционным куклам коренных народов Севера внимание исследователей было обращено только в начале двадцатого столетия, в связи с изучением вопроса о происхождении игры и игрушки. Этот вопрос сложно поддавался  изучению, поскольку  недостаточно было источников для того, чтобы дать полный и достоверный  ответ на этот вопрос, не было достоверных источников, а вся информация представляла собой путевые заметки и наблюдения по итогам этнографических экспедиций. Немаловажную роль играл тот факт, что приемы и способы изготовления кукол не разглашались.  Учить проводит занятие в игровой форме. Занятие организуется небольшими группами. Педагог объясняет обучающимися тему и цели мероприятия. Во вступительной беседе рассказывает историю происхождения кукол. Мероприятие проводится в игровой форме. Ученики разгадывают загадки, обыгрывают сюжеты. После проведения мероприятия подводятся итоги и кукла может остаться у ребенка , а может быть представлена на выставке в школьном музее.

 «Северные посиделки» 

 (изготовление традиционной куклы

 хантов и манси «Акань»)

Материалы: карта Тюменской области, лесные ягоды. Костюм хантыйской девочки, мальчика, хантыйский чум.

Ход мероприятия:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Растегаева Е.Н

 Приветствие педагога: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами выполним   традиционную куклу хантов и манси – «Акань»

Словно люльку,дверь тяжелую качни-

С другом к нам на посиделки приходи.

Соберемся у хантыйского огня

С жизнью хантов познакомишься, друг мой,

Ты вниманьем посиделки удостой.

     У нашего края есть своя история, которая жива памятью- памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных  промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах,в сердцах народов, населяющих эту землю. Посмотрите на карту ХМАО, напоминает символическое изображение медведицы.

      Но вернемся в хантыйский чум. К нам в гости пришла Акань с детьми. У огня дети любили играть и загадывать загадки. А вы любите загадки? Сейчас Акань с вами поиграет. ( за ответы берестяные обереги)

Зимнее стекло весною потекло? (лед)

Кто в году четыре раза переодевается ?(земля)

Летом греет, зимой холодит?(солнце)

Не огонь, а жжется? (мороз)

Не снег и не лед, а серебром деревья уберет? (иней)

Ребята, Акань живет в чуме, а в лесу ягоды собирает.

Добрый лес, тихий лес

Брусники мне припас

Сколько спелых ягод здесь!

Соберу их все сейчас

Добрый лес, светлый лес

Ягод я не стану есть,

Брусникою своею угощу я всех людей

Бабушек и дедушек, славных малых детушек

Матерям и отцам, и подружкам и друзьям

Понемножку всем отдам.

Акань раздает ягоды детям.

Акань- Ой. А на всех не хватает, да вы ребята не расстраивайтесь, в чуме у меня на ягодах морс настоян. А на каких догадайтесь сами (из чума достает банку с морсом)

Игровая ситуация: «Угадай, по вкусу морс» три человека, три стакана, три шарфа.

- клубничный

-смородиновый

-брусничный

Акань- И горда я, и красива!

Синий сах на мне искриться

Я поймаю трех оленей

Серебром их шерсть лоснится

Белым инеем дымиться!

Запрягу я трех оленей

Запрягу, украшу шеи

Где других найдешь быстрее?

Мчатся нарты , точно птицы

И горда я , и красива

Как бубенчик бьется звонок!

Как у нарты полос тонок!

И смеюсь я , как ребенок,

И горда я , и красива!

      Ребята, обратите внимание на красивое орнаментированное платье  Акань. Ханты и манси украшали одежду орнаментом. Каждый орнамент имеет свое название. Орнаменты бывают ленточного , линейного, розеточного типов. Орнаменты линейного типа отличаются прямолинейностью (заячьи ушки). В розеточных орнаментах в основе лежит квадрат, стороны которого продолжены за его пределы ( применяется на бытовых  предметах) , (шишка, след медведя).И сегодня  мы постараемся  украсить  платье орнаментом линейного типа- полоска.

Учитель предлагает детям отдохнуть и проводит физмининутку используя игру ханты и манси «Хейро»

     Ребята, живя на территории ХМАО , мы очень мало видим солнце. И давайте сейчас мы поднимем руки вверх к солнцу и произнесем  такие слова – Хейро, Хейро, Хейро (повороты и по сторонам , чтобы солнце светило со всех сторон)

      Сидя у огня, женщины всегда занимались своими домашними делами. Сегодня мы с вами  выполним национальную куклу. У вас у каждого есть разные лоскутки ткани. Приготовьте самое необходимое для работы, и так мы приступаем.

«ОХ»- с хантыйского голова- словарное слово

Сейчас мы с вам сделаем платье.

«Ернас»- с хантыйского – красивое платье

       Возьмем небольшой кусочек ткани, будем его сворачивать в трубочку. Получили свернутый рулон ткани, свернув его пополам, берем нитки  и затягиваем рулон крепко ниткой. Получили голову и туловище куклы, берем еще 2-3 разных цвета ткани и прикладываем к рулону, получая тем самым косыночки к платью. Украсили платье.Берем ткань для юбки. Взяв нитку с иголкой техникой вперед иголкой выполняем стежки,собирая их в складки. Затем прикладываем юбку  к туловищу куклы и наматываем ее к кукле, получили - юбку. Украшаем косами, и платком. В нижней части платья используем орнаментированную полоску белого цвета.Куклы дарили родственникам и получали в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот., т.к. эта кукла была священной.  По поверью в такую куклу мог вселиться злой дух.

 В конце занятия  ребята рассматривают свои работы.                                                         Учитель задает вопросы:

-в чем особенность этой куклы?

-какое бы вы ей дали имя?

        -возьмите куклу

в руки, закройте глаза, и загадайте желание.

 В качестве рефлексии проводится задание:«Синквейн» на тему: «Кукла ханты».

Из слов игрушка, красивая, нарядная, колыбель, кукла-  составить четверостишие.

 Кукла - игрушка

 Красивая, нарядная

 Кушает, играет

 Спит в колыбельке.

Учитель благодарит детей за работу.  Игрушки, каких народов вы хотели бы научиться изготовлять?    (ответы детей). На этом наше мероприятие закончилось, всем спасибо, до новых встреч!                            

Социальный эффект мероприятия:

Повышение уровня  социальной активности обучающихся;

Расширение знаний о культуре народов ханты и манси;

Закрепление знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей ,

 Сформированность межэтнического мировоззрения, устойчивых положительных взглядов на мирное сосуществование народностей с разными религиями и культурой.

                  Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации                    различных позиций в сотрудничестве;

                Умение работать в группе, реализовать творческие идеи.

Список литературы

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2015. – 120с.
  2. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2018. – 172с.
  3. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 123с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отделение надомного обучения школы 425 Северного округа города Москвы

Несколько слов из опыта работы отделения надомного обучения нашей школы....

Презентация к уроку по теме: "Климат Северной Америки"

материал к уроку по разделу Северная Америка курса географии материков и океанов....

урок по теме "Внутренние воды Северной Америки"

Вариант конспекта  урока по теме "Внутренние воды Северной Америки" по географии материков и океанов в 7классе...

Северный Кавказ (Европейский юг России)

Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....

Разработка внеклассного мероприятия "Слабое звено" по теме "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"

Игра проводится анологично телевизионной передаче.9 обучающихся 9-х классов отбираются по результатам заранее проведенной викторины....

Население и страны Северной Америки

Презентация к уроку географии в 7 классе. Население стран северной Америки, животный мир, водные ресурсы, полезные ископаемые....