Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Роль цвета в портрете". 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Роль цвета в портрете". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_konakova.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Изобразительное искусство.

Класс

6

Тип урока

Открытия нового знания

Технология построения урока

Технология развивающего обучения, здоровье сбережения, критического мышления.

Тема

Роль цвета в портрете.

Цель

Формировать представление о выразительных средствах портретной живописи: цвета и колорита.

Основные термины, понятия

Цвет, колорит, живописный портрет

Планируемые результаты

Образовательные задачи:

- Учить соотносить цвет и колорит с эмоциональным составляющей художественного образа живописного портрета;

- учить использовать выразительные возможности цвета и колорита в собственной портретной живописи;

-  учить овладевать навыками создания обобщенного, целостного живописного портретного образа.
Развивающие задачи:

- Развивать образное мышление, аналитическое и композиционное мышление, воображение, навыки работы в технике акварельной живописи.

Воспитательные задачи:

- Воспитание эстетического вкуса, эмоционально-ценностного отношения к портретному искусству отечественных и зарубежных художников.

Личностные УУД: развитие самостоятельности в творческой деятельности; осознавать свои трудности в анализе портретного жанра, живописных навыках передачи художественного образа и стремиться к их преодолению.

Метапредметные УУД:

-Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы в ходе творческой работы; адекватно оценивать свои творческие достижения.

- Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою и принимать чужую позицию, участвовать в дискуссии по анализу художественного образа портрета

- Познавательные УУД: способность к художественному пониманию мира портрета; умение читать тексты портретного искусства и интерпретировать информацию в разные формы; разные умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Предметные УУД: приобретать опыт создания портретного художественного образа средствами акварельной живописи; формировать систему понятий связанных с выразительными средствами живописи; приобретать опыт анализа, сравнения, классификации по характерным признакам произведения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

- Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Пожалуйста, садитесь.

Приветствуют учителя.

Садятся на свои места.

Актуализация знаний

 - Ребята, с помощью каких выразительных средств мы на прошлом уроке создавали графический портрет?

- Эти графические средства помогают создавать…

- Графический портрет не потеряет актуальности потому что…

(Демонстрация изобразительного материала прошлого урока)

- с помощью линии

- точек

- пятен

- ритм линий

- характер человека

- потому что всего несколькими линиями можно создать образ человека, показать черты характера

Постановка учебной проблемы

- Но как выразить эмоциональное состояние портрета в живописи? С помощью каких выразительных средств?

- с помощью цвета, колорита

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Верно! Тема урока:…

- «Роль цвета в портрете».

Открытие нового знания

- На многих уроках мы говорили о влиянии цвета на создание определенного настроения в произведении искусства. В живописном портрете цвет и колорит играют решающую роль.

- Сочетание цветов в живописном произведении искусства…

- Верно! И порой именно конкретное сочетание вызывает у нас определенные эмоции, ассоциации. Например…

- В живописном портрете, кроме самой персоны имеет значение и  ….

- Но почему?

- А как живописные материалы влияют на характер портрета? Одинаково ли? Например…

- Хорошо! Мы с вами также помним с начальной школы о выразительных возможностях различных групп цветов, которые бывают…

(Работа с презентацией)

- называется колорит

- государственный флаг РФ, светофор и мн. др.

- фон произведения, окружение

- Он подчеркивает образ, помогает понять его, делает более явным

- Очень сильно и по-разному. Густые мазки масляных красок и гуашевых красок создают яркие, пышные, крупные образы. Разводы и плавные переходы акварели создают нежные, воздушные, веселые, грустные и т. д. образы.

- теплыми и холодными, звонкими и глухими.

Применение новых знаний, первичная проверка понимания

- Сравним известные портреты, созданные отечественными и зарубежными художниками.

- Перед вами 6 разных живописных портретов с названиями и авторами. Сгруппируйте их и дайте название группе. Объясните свой выбор. На это задание 5 минут

- Молодцы! Так какой мы можем сделать вывод о колорите картин? Всегда ли похожий колорит говорит об одном и том же?

Физкультминутка: Встаньте, закройте глаза и представьте, что вы испытываете тепло, в это момент потянитесь всем своим телом вверх, к солнышку. Затем, представьте, что вам очень холодно, присядьте на корточки и охватите себя руками, пытаясь согреться. Откройте глаза и займите свои места.

- Итак, пришло время создать собственный живописный портрет-настроение.

- Задание: изобразить живописный портрет акварелью любого человека с ярко выраженной эмоцией, настроением. Например, портрет-восторг, портрет-изумление и т. д.

- Используйте любой необходимый ракурс.

- Для подсказки перед вами на доске имеется длинный список эмоций. Выберите любую, что вам понятнее и ближе и желательно не повторяться.

Подберите подходящий колорит портрета и фона под эту эмоцию. Определите степень «холодности» и «теплоты», «звонкости» и «тишины» колорита.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Легкий эскиз простым карандашом, для создания композиции в портрете, соблюдения пропорций.
  2. Работа в цвете:

- начните с тона лица, затем переходите к фону;

- будьте внимательны к деталям: легкое искажение линии век, бровей или цвета глаз может менять общий образ.

- Приступайте к самостоятельной работе!

(Работа с презентацией)

 «Девочка с персиками» В.А. Серова и «Портрет актрисы Жанны Самари» О. Ренуара, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» В. Л. Боровиковского относится к одной группе, которая может характеризоваться как «веселая, жизнерадостная, воздушная, легкая, приятная, теплая, нежная».

 «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля и «Дама в голубом» В.Э. Борисова – Мусатова относится к одной группе, которая может характеризоваться как «грустная, холодная, загадочная, сказочная, мистическая, тайная».

«Неизвестную» Крамского И. Н. сложно отнести к какой-либо группе, так как в этом портрете больше надменности, гордости, чем грусти и загадочности.

- каждый портрет, пусть и с похожим колоритом, имеет своё индивидуальное звучание, обусловленное смыслом, заложенным автором.

Под звуки К. Дебюсси «Лунного света», «Арабески №1» обучающиеся самостоятельно работают над творческой работой «портрет-настроение».

Рефлексия учебной деятельности

- Выставка творческих работ демонстрирует, что вы, ребята, сегодня хорошо потрудились! Портреты разные, эмоции легко читаются на каждом из них.

- Что же нового вы сегодня узнали?

- Отлично!

- Домашнее задание: найти музыкальное произведение и стих, которые созвучны эмоциональному состоянию вашего портрета.

- Приведите своё рабочее место в порядок. До новых встреч!

- Узнали о том, как можно много разных настроений, эмоций создать с помощью определенных цветов, колорита в живописном портрете.

- Сегодня на уроке я узнал о том, что похожие цвета в разных портретах могут иметь разный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений находить и создавать ритм в орнаменте в полосе.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с понятиями «орна...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Строим город", 1 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА    ИЗО  Тема:          Строим город Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей; освоение умения со...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...