Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Заболотная Валентина Васильевна

«Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:

-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторонне развитой личности.

- Интересом к истории своего народа. Данная тема способствует приобщению ребенка к народной культуре , традициям и обычаям русского народа.

Новизна разработки заключается в  практической направленности. Дети творчески подходят к выполнению задания, используя полученные навыки для создания изделия.

 Данная разработка педагогически целесообразна. Реализация задач деятельности  идет через групповую работу, которая способствует  раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, эмоциональной отзывчивости, усидчивости и трудолюбия. Сочетание методических подходов развивает воображение и фантазию, позволяет детям приобрести практические умения и навыки в области художественного творчества.

Основными концептуальными подходами в материале урока считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на уроке. Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся к учебной деятельности. На уроке  предусмотрены разные формы и методы подачи и усвоения программного материала: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический.

Формы: фронтальная, групповая заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Целью урока было создание условий для формирования умения решать с помощью простейших элементов композиции художественно-эмоциональные задачи, способствовать развитию умения  грамотной организации пространства, первичных навыков кистевой росписи.

Основные структурные элементы представленного материала:

Урок начался со стихотворения. На первом этапе урока учитель задал наводящие вопросы, и ученики сформулировали тему урока и цель. Второй этап урока позволил учителю проверить подготовленный самостоятельно материал и познакомить с новым материалом. Следующий этап начался  физминуткой ,  после которой ученики приступили к работе. В конце урока  проведена  рефлексии. Время, отведенное на урок,  было распределено рационально. Последовательность этапов была логичной. Каждый этап имел логическую взаимосвязь с предыдущим этапом.  Оценка результатов своей деятельности осуществлялась учащимися самостоятельно в оценочных листах. Все оценки за каждый этап работы суммировались, и самостоятельно по критериям выставлялась оценка за урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулева»

Технологическая карта урока

По учебному предмету  «Изобразительное искусство»

в пятом классе

по теме  «Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Наименование УМК, автор  Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

Заболотная Валентина Васильевна

Учитель изобразительного искусства,

«Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации»

Образование среднее специальное

Стаж педагогической работы 29 лет

Высшая квалификационная категория

2021 год

Урок 14. Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма проведения

Урок путешествие, практикум

Цели деятельности учителя

Создать условия для формирования умения решать с помощью простейших элементов композиции художественно-эмоциональные задачи, способствовать развитию умения  грамотной организации пространства, первичных навыков кистевой росписи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Познавательные:выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших композиций, определение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и сравнение, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: планирование,  работа по плану, сверяясь с целью (составлять и соединять элементы, соблюдать этапы работы в росписи), контроль, оценка, самооценка.

Коммуникативные: планировать деятельность, определять  способы взаимодействия при работе в группе, излагать свое мнение в диалоге о достижении цели, корректировать свое мнение.

способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический

Формы: фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Материалы: цветной картон, шаблоны для росписи, гуашь, кисти, баночки для воды

Наглядно-демонстративный материал

Мультимедийный ряд: фильм «Жостово», презентация

Основные понятия и термины

Композиция, узор, прокладка, тенежка, бликовка, уборка.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы и организации совзаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Проверка подготовки учащихся к уроку (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка).
Объявление темы урока. Постановка учебной цели.

Вот кисти на столе, а вот альбом. Не хочется играть сегодня в прятки.
Мы движемся в волшебную страну,
Страну народных промыслов прекрасных (слайд №3)

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Посмотрите внимательно на учебные материалы на ваших столах и ответьте на вопрос: что мы сегодня узнаем и чему должны научиться?

Правильно

Скажите, пожалуйста, что такое промысел? 

( слайд №4)

Правильно, молодец!

-Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о каком промысле мы будем говорить на уроке?

Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс
.

Ну, конечно, это…

-Правильно, сегодня мы поговорим о жостовской росписи.

( слайд 5, 6)

Молодец, правильно!

-Прежде чем начать наше путешествие, хочу вам напомнить, что оценивать свою работу вы будете  в оценочных листах по указанным там же критериям. Они находятся у вас на столе.

-И так, продолжим наше путешествие по промыслам России, последней станцией нашего пути будет станцию «Мастеровая».

Предположите, о чем говорит название станции, что мы увидим, чем мы там сегодня займемся и чему мы можем научиться?

Верно ребята!

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

-О промыслах

-Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение.

=Жостовский поднос, и говорить мы будем о жостовской росписи

- Мы увидим, как работают мастера жостовской росписи;

-Попробуем себя в роли мастера;

- узнаем технику и приемы жостовской росписи.

Фронтальная

Планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении цели, корректировать свое мнение.

Устные ответы

2.Изучение,

повторение материала

Прежде чем мы доберемся до нужной станции, нам придется проехать станцию «историческую», побывать на станции «научной»!

Отправляясь в путь, возьмите на столе карточку №1,это паспорт Жостовской росписи, в который вы должны внести сведения о времени возникновения росписи, дать характеристику росписи внимательно слушая и просматривая фильм.

Вы готовы?

И так поехали!

( озвучивание движение поезда)

Станция - «историческая»

(демонстрация фильма)

Самопроверка по слайду№7.

Оцените свою работу в оценочном листе.

-Следующая станция - «Научная»

( озвучивание движение поезда)

-Берем карточку№2, вы вписываете в нее значение терминов.

-Что здесь мы можем узнать ?

-На станции «научная» проверим ваши знания по следующим понятиям, значения которых вы искали дома:

Композиция

Замалевок

Тенежка. 
           Бликовка

Привязка

Чертежка и уборка

-Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя.

(слайд №8-9)

Слушают учителя

Слушают и смотрят историческую справку по материалу, заполняют паспорт жостовской росписи

Дети сверяют свою работу с образцом, заполняют оценочные листы.

Дают справку о формах подносов, мотивах и приемах,  содержании росписи, их расположении на плоскости.

Дают обозначение каждому термину, ведут работу в карточках №2

Ответы детей

Дети сверяют свою работу с образцом, заполняют оценочные листы.

Фронтальная, индивидуальная.

Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Устные ответы

Просмотр фильма

3.Физминутка

- А сейчас - физкультминутка!

Раз - подняться, потянуться.
        Два - согнуться, разогнуться.
       Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
      На четыре - ноги шире.
      Пять - руками помахать
      Шесть - за стол тихонько сесть.

( слайд 10)

Учащиеся выполняют движения согласно считалке

4.Творческая практическая деятельность

Фронтальная и индивидуальная работа с учащимися

-Следующая станция – мастеровая – конечная

( озвучивание движение поезда)

-Станция «Мастеровая»!

=Предположите, чем мы займемся на станции мастеровой?

-Работать будем в группах, коллективно.

-Как вы думаете почему?

-Правильно, ребята.

-Вспомним правила работы в группах.

( слайд № 11)

-Задание для практической работы у вас на столах в конвертиках.

-По окончании работы каждая группа должна представить свой поднос.

-Обращайте внимание на экран.

-Вы здесь увидите подсказки хода работы

Планирование практической работы

Поэтапная роспись заданных элементов

Выбор цвета элементов росписи, учитывая цвет фона подноса.

Создание из фрагментов заданной

композиции коллективного подноса.

-Приглашаю вместе с нами поработать и наших гостей!

-Желаю всем удачи!

-Мы сегодня побываем в роли мастеров

распишем элементы росписи и  создадим композицию.

-Чтобы выполнить работу быстрее и чтобы каждая группа создала свою роспись.

Ответы детей

Ведут роспись отдельных деталей, составляют композицию по определенному мотиву.

Групповая, индивидуальная

Выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших композиций.

Умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Работать по плану, сверяясь с целью

(составлять и соединять элементы, соблюдать этапы работы в росписи).

Практическая деятельность

4.Итоги урока. Рефлексия.

-А сейчас попрошу командиров представить  творческие работы команд и прикрепить их к доске.

-Попрошу каждого из вас оценить свою личную работу.

- Какова была цель урока?

- Достигли ли  цели?

 

-Что нового узнали?

-А теперь пришло время оценить результаты вашейработы, подсчитать количество баллов и выставить себе отметку за урок.

-Узнать насколько вам понравился урок нам поможет баночка с чистой водой и ваши краски.

-Если вы довольны работой ,наберите теплый цвет на кисть и обмойте ее в воде.

-Если нет - используйте холодный цвет с таким же действием.

-Я очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть.

Командиры команд представляют выполненные работы согласно заданию в конверте

- Все этапы росписи соблюдены

Соотносят цель и результат учебной деятельности

-Узнали об этапах росписи

- что такое композиция

- об интересном промысле, который называется «жостовский»

Способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

8 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского

Структура рабочей программы учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты, метапредм...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 4 классе на тему: «Весна пришла»

Тенологическая карта урока по изобразительно деятельности для учащихся с ТМНР. Рисование  цветов в нетрадиционной технике с использованием пузырьковой пленки....

Тематическое планирование учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год УМК «Изобразительное искусство» А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год УМК «Изобразит...