Методы и приемы обучения рисованию в начальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)

Циплева Наталья Викторовна

Современное образование нацелено на формирование личности учащихся, развитие различных навыков и умений, которые будут полезны для дальнейшей учебы и жизни учащихся. Именно поэтому важной задачей современной школы является развитие творческих способностей учащихся и их всестороннее развитие.

Развитие творческих способностей происходит быстро и эффективно на уроках  изобразительного искусства. У учащихся формируются умение видеть красоту в окружающем их мире, умение видеть живописность природы, умение ценить все, что создала природа, развитие у учащихся способностей наблюдать, анализировать, запоминать характерное в предметах и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и приемы обучения рисованию в начальной школе»

Статью подготовила:

Учитель ИЗО

Циплева Наталья Викторовна

Современное образование нацелено на формирование личности учащихся, развитие различных навыков и умений, которые будут полезны для дальнейшей учебы и жизни учащихся. Именно поэтому важной задачей современной школы является развитие творческих способностей учащихся и их всестороннее развитие.

Развитие творческих способностей происходит быстро и эффективно на уроках  изобразительного искусства. У учащихся формируются умение видеть красоту в окружающем их мире, умение видеть живописность природы, умение ценить все, что создала природа, развитие у учащихся способностей наблюдать, анализировать, запоминать характерное в предметах и явлениях.

 Чему учит изобразительное искусство в школе?

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное,

гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,

уникальности и неповторимости;

  • выявление и развитие способностей обучающихся,
  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры и народного творчества,
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
  • овладение элементарной художественной грамотой;
  • формирование художественного кругозора.

Обучение рисованию в начальной школе имеет свои особенности. В 1 и 2 классе учащиеся должны  показывать в рисунке два измерения (длину и ширину). В 3-4 классах учащиеся показывают  трехмерность предметов. Особенность обучения на данной ступени- необходимость считаться с интересами детей, т.к все «завязано» на эмоциональной составляющей урока и именно это влияет на эстетическое воспитание учащихся. Также важно упрощать информацию, сообщаемую детям в процессе занятий. Все объяснения носят наглядный характер. Необходимо помнить также о том, что в начальных классах  рисование тесно связано с учебно-воспитательной работой. Важно постоянно поддерживать метпредметные связи - изобразительные навыки можно использовать на уроках математики, чтения, технологии и т. д. Цель проведения урока рисования - это не только обучение детей основам грамотного рисования, но и эстетическое воспитание, развитие творческих способностей. Учащиеся начальной школы знакомятся с произведениями изобразительного искусства, картинами художников, а также художественными иллюстрациями к литературным произведениям, работают с содержанием сказок, рассказов, музыкой.

Методы и приемы обучения рисованию в начальной школе

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения. 

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

Методы и приемы обучения на ранней ступени обучения в начальной школе (1 класс)

  1. Наглядный метод
  2. Словесный метод
  3. Игровой метод

Наглядные методы и приемы обучения рисованию

 Наглядные методы и приемы обучения – это такие  методы обучения, при которых используются наглядные пособия и технические средства. К ним относятся:

  1. Метод использования натуры.

Это метод изображения явления в процессе его непосредственного наблюдения, изображение на плоскости,  при непосредственном восприятии предмета, либо по памяти. В качестве экспоната выступать игрушки, плоды, ветки, цветы и т.п.

  1. Метод использования образца

Он направлен на развития отдельных элементов изобразительной деятельности, учитель показывает детям как правильно рисовать различные узоры, элементы, части предмета, фигуры и др. Он используется при обучении декоративному рисованию.

  1. Метод рассматривания отдельных предметов

Этот метод нацелен на обучение детей техники рисования отдельных предметов. Учитель показывает из каких частей состоит предмет, составляют алгоритм рисования, выделяя его основные этапы и нюансы.

  1. Метод показа отдельных приемов изображения.

 Учитель показывает детям приемы рисования путем жестов или непосредственно путем изображения элемента.

  1. Метод показа детских работ в конце занятия

Этот метод обсуждения работ детей в корректной форме. Цель метода, чтобы в дальнейшем избежать допущенных ошибок и добиться хороших результатов.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесные методы и приемы обучения рисованию 

Словесные методы и приемы обучения – такие методы и приемы, которые помогают передать большой объем информации от педагога к ребенку через коммуникацию.

1.Беседа.

Цель данного метода - привить интерес к рисованию. Беседа должна быть краткой, содержательной и эмоционально окрашенной. Приемы в рамках этого метода -  загадки, чтение краткого рассказа и др. Перед началом занятия по рисованию педагог показывает и объясняет приемы и способы, напоминает ранее пройденные, а во время самостоятельного рисования детьми смотрит за техникой выполнения и при необходимости поправляет и направляет ребенка. 2. Использование словесного художественного образа.

Данный метод основан на мысленном образе предмета путем использования художественного слова. Художественный образ может быть использован в случае, если рисование организуется по ранее прочитанному художественному произведению, тематическое рисования

Игровые методы и приемы обучения рисованию

Игровые методы и приемы обучения – методы, основанные на использовании в процессе обучения игровых приемов, упражнений, различного рода игр. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Цель - закрепление принятого детьми мотива, обеспечение осмысленного заинтересованного анализа и оценки рисунков, желания улучшить изображение, укрепление интереса к изобразительной деятельности, формирование чувства ответственности за свою работу

Игровые приемы в рамках этого метода: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения;

игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Методы и приемы обучения рисования на всех ступенях обучения в начальной школе

Также существует современная классификации методов (Лернер И.Я., Скаткин М.Н).

  1. Информационно-рецептивный;
  2. Репродуктивный;
  3. Исследовательский;
  4. Эвристический;
  5. Метод проблемного изложения материала.                                                    

Информационно-рецептивный метод - система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания образования.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Приемы:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.                                                            

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, частично самостоятельная деятельность.

Приемы:

  • «внедрение» в художественное произведение,
  • использование творческих заданий,
  • придумывание нового элемента.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Он не применим к начальной ступени обучения в школе.

Какие бы методы и приемы не использовал педагог в работе, важно правильно подбирать их к теме урока, к определённому классу, возрасту учащихся. В этом случае, результат будет высоким и качествнным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический уголок.Нобелевский класс. Тема:«Система методов обучения истории в начальной школе во внеурочное время"

В Средней школе селения Цалык уже несколько лет функционирует Нобелевский класс для начальной школы , он подготавливает   к переходу в среднее звено наиболее одарённых детей и потом они успешно з...

Речь учителя на уроке как один из приемов обучения аудированию в начальной школе

В данной статье  актуализируется  важная роль  речи учителя на уроках иностранного языка как один из эффективных приемов обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному яз...

Методы и приемы обучения в специальной коррекционной школе * вида.

В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Понятие «метод обучени...

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме: " Методы и приемы обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями "_30.12.2020

Основные задачи специальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезно...

Методы и приемы обучения иностранному языку в начальной школе

В данной статье описываются основные методы и приемы обчения ИЯ на начальном этапе изучения....