Рабочая программа по предмету "Мир творчества" в 5 классе Коррекционная школа 2 вариант.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Юлия Гренц

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая программа по предмету «Мир творчества» для учащихся 5 «б» класса (вариант 2) на 2022 – 2023 учебный год

Основная цель программы

Цель реализации программы: способствовать освоению учащимися навыков и умений работы с природным материалом, бумагой,  нитками, пуговицами.

На решение каких проблем направлена программа

Задачи предмета:

•Отрабатывать умения подготавливать рабочее место; выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действий, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объемные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно;

•Формировать умение пользоваться приемами: составление композиции, разнообразные объёмные аппликации и лепки, бумагопластики, бисероплетение, оригами, коллажи;

•Развивать приемы работы с различными материалами; творческие способности; навык самоконтроля;

•Корригировать интеллектуальные и физические недостатки учащихся с учетом их возрастных особенностей; мыслительную деятельность, память, внимание; художественный вкус;

•Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и умение сотрудничать ; интереса к декоративно – прикладному творчеству; положительное отношение детей к труду.

На достижение каких результатов направлена программа

Специальная работа по развитию сенсорных возможностей направлена на переход от беспорядочной деятельности к планомерному, осмысленному выполнению поставленных задач, создающей условия для творческого развития учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир творчества 5 класс 2 вариант630.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\рабочие программы на 2021\программы Гренц\20221006_083359.jpg

Пояснительная записка

Программа внеурочная деятельности «Мир творчества» предназначена для учащихся 5 (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
  • Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».

       

Актуальность данной программы определена тем, что у детей с тяжелыми нарушениями не сформированы эмоциональные и эстетические качества, затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: часто не соизмеряют  усилий, действуя с предметами: они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят

на них. Вся деятельность этих детей, связанная восприятием и воспроизведением воспринятого, характеризуется недифференцированностью, глобальностью. Отсутствие целенаправленных приемов  - анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата

материала, применения адекватных способов действий — приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Специальная работа по развитию сенсорных возможностей направлена на переход от беспорядочной деятельности к планомерному, осмысленному выполнению поставленных задач, создающей условия для творческого развития учащихся.

      Цель реализации программы: способствовать освоению учащимися навыков и умений работы с природным материалом, бумагой,  нитками, пуговицами.

      Задачи реализации программы:

  • Отрабатывать умения подготавливать рабочее место; выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действий, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объемные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно;
  • Формировать умение пользоваться приемами: составление композиции, разнообразные объёмные аппликации и лепки, бумагопластики, бисероплетение, оригами, коллажи;
  • Развивать приемы работы с различными материалами; творческие способности; навык самоконтроля;
  • Корригировать интеллектуальные и физические недостатки учащихся с учетом их возрастных особенностей; мыслительную деятельность, память, внимание; художественный вкус;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и умение сотрудничать ; интереса к декоративно – прикладному творчеству; положительное отношение детей к труду.

На основе характерных психофизиологических особенностей, потребностей в специальных условиях С.Ю. Ильина, В.Н. Вовк, А.П. Зарин, Ю.Т. Матасов, А.П. Антропов, А.М. Царев объединяют обучающихся с ТМНР в три условные группы [3].

Первая группа. Дети, образующие первую группу, имеют тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, самостоятельно не передвигаются вследствие сложных форм детского церебрального паралича со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т. д. Дети имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза. Из-за сложных форм ДЦП они полностью или частично нуждаются в физической помощи (в переносе, передвижении коляски), самообслуживании (при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи), предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой.

Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. У этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др.

Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др.) создает предпосылки для обучения элементарным приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Вторая группа. Особенности развития обучающихся второй группы обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств): агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, полевое поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении.

Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт детей с окружающими отсутствует или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей данной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, бросают игрушки, предметы. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах.

Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях класса, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. Это дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, без вышеперечисленных сопутствующих нарушений или с ними, но в менее выраженной степени, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

У части детей могут наблюдаться деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными у детей первой и второй групп. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости.

Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.

А. Р. Маллер, Г. В. Цикото были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

1.        Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

2.        Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

3.        Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.

4.        Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5.        Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6.        Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

7.        Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра -музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность -ритмические упражнения — рисование и т. д.

8.        Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9.        Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. [5, с.127]

Программа построена на следующих принципах:

- принцип линейности и кончентричности: некоторые темы в программе из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности обеспечивает овладение приемами рукоделия всеми детьми.

- Принцип индивидуального подхода, (учет возрастных и индивидуальных особенностей).

-  принцип дифференцированного подхода (выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его возможностей);

- Принцип деятельностного подхода.  (организация познавательной и практической деятельности обучающихся);

Реализация содержания учебного предмета позволит обучающимся закрепить опыт положительного взаимодействия в результате продуктивной деятельности, способы ориентировочных действий при выборе орудийных средств и материалов для изобразительной деятельности, расширить опыт использования различных материалов изобразительной деятельности для социальной ориентировки в разных жизненных ситуациях.

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. При проведении уроков по предмету «Изобразительная деятельность» предполагается использование следующих методов: словесный (объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, рисунков, технических средств), практический (практические работы).  

Общая характеристика курса внеурочной деятельности с учетом особенностей его освоения обучающимися.

В процессе целенаправленной и систематической работы по формированию элементов творческих способностей происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления.

Коррекционно-воспитательная работа по формированию элементов творческих способностей заметно расширяет кругозор детей, активизирует познавательные процессы, совершенствует волю, внимание, мышление. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память, а включение в творческую деятельность способствует преодолению моторной скованности.

Важную роль в приобщении учащихся к творческой деятельности уделяется выставочной работе. Творческие работы учащихся выставляются на стендах класса, лучшие работы на выставках школы, тем самым вырабатывается положительная мотивация к занятиям внеурочной деятельности.

Развитие элементов творческих способностей у учащихся с умственной отсталостью, имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического и социального развития учащихся. Программа курса «Мир творчества» предусматривает рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств обучения и воспитания, имеет коррекционно-развивающее значение.

Программа курса внеурочной деятельности «Мир творчества» включает разделы:

5  - 6 класс

  • Аппликация из природных материалов
  • Бумагопластика
  • Аппликация из пуговиц
  • Нетрадиционные техники рисования.
  • Папье-маше
  • Бисероплетение
  • Традиционные куклы
  • Скрапбукинг
  • Пластилинография
  • Рисование

Концентрическое распределение программного материала в пятом  классе создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

Во время занятий внеурочной деятельности «Мир творчества» у ребенка вызывается положительная эмоциональная реакция, поддерживаются и стимулируются творческие проявления, развивается его самостоятельность. Ребенок учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка с ТМНР интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности.

Программа всех разделов курса внеурочной деятельности  усложняется на каждом году обучения. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.

Основные задачи каждого раздела

  1. Пластилинография

Цель: разностороннее воспитание и развитие детей на занятиях лепкой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с умственной отсталостью путём создания предметно - развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.

       Работа по данному разделу, направлена на достижение следующих результатов: развитие усидчивости, внимательности и ответственности; развитие мелкой и общей моторики, согласованной работы обеих рук; повышение сенсорной чувствительности. А также улучшается самочувствие ребёнка, дети старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы, развиваются творческие способности, совершенствуется художественный вкус; учатся доводить начатую работу до конца; а самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному, они учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

       

  1.  Бумагопластика.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно-развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.

Работа по данному разделу направлена на достижение следующих результатов: развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, активизацию мыслительных процессов, развитие творческого мышления; совершенствование мелкой моторики рук, повышение навыков мелких и точных движений как правой, так и левой руки, развитию глазомера, аккуратности. А также способствует формированию пространственного воображения; освоению начальных терминов геометрии: точка, квадрат, прямоугольник, диагональ; закреплению знаний эталонов формы и цвета, формированию представлений о предметах и явлениях окружающей жизни; проявлению индивидуальности; снижению тревожности, повышению психоэмоционального состояния. 

  1. Аппликация.

Цель: развитие творческих способностей у детей через овладение основами работы с такими материалами, как бумага.

Работа по данному направлению помогает:

- развивать у детей творческое воображение, художественный интерес; способность к творческой активности, к трудолюбию и самостоятельности; мелкую моторику пальцев рук (путём выработки умений скатывать шарики, жгутики, трубочки, нарывать полоски, кусочки  бумаги и приклеивать мелкие детали на основу);

- расширять кругозор детей, наблюдательность, внимание, пространственное мышление; воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость, терпение и аккуратность.

       4. Традиционные куклы.

Принцип работы –  плетение, вязание, скручивание.

Цель: развитие творческих способностей у детей через овладение навыками работы с текстильными материалами, адаптация и самореализация детей в обществе.

Работа по данному направлению помогает: воспитывать у ребёнка художественный вкус, пространственное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали); развивать мелкую моторику пальцев рук (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, выполнять поделки с помощью иголки и ниток); освоить разные способы и приёмы работы с тканью, пуговицами, шнурами и нитками при изготовлении плоскостных, полуобъёмных,  и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья, вышивания и плетения. 

       5. Нетрадиционные техники рисования.

Цель: развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.  При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Предложенные задания послужат творческим толчком для обучения детей рисунку.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует: развитию познавательной деятельности и творческой активности; коррекции психических процессов и личностной сферы детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Нетрадиционное рисование увлекает ребенка, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Как правило, чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, а в процессе игры «в художника» зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосредоточивается на малой зоне. Также у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью оттиска, постепенно становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

6. Папье-маше

Папье-маше можно рассматривать как один из естественных методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности у детей. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.

Так же знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Таким образом, папье-маше - как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.

7. Бисероплетение.

Бисероплетение - старинный, но достаточно актуальный в последнее время вид декоративно-прикладного творчества. Помимо того что данный вид ручного труда способствует развитию мелкой моторики, овладение техникой плетения требует большого внимания, усидчивости, терпения, аккуратности и конечно же тонкого понимания красоты, хорошего эстетического вкуса и фантазии. Занятия бисероплетением воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаться. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений.

Использование техники бисероплетения в дополнительном образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для детей – это хорошая возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

 

Место курса внеурочной деятельности в АООП

Курс программы внеурочной деятельности «Мир творчества» входит во внеурочную деятельность учебного плана КОУ «Исилькульская школа-интернат» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   программа    рассчитана на 2 года: 34 часа в год (1 часа в неделю). Всего 68 часов.

          Примерные планируемые результаты освоения программы

Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

«Пластические материалы»

  • умеют размазывать пластилин на плоскости;
  • умеют наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность.
  • умеют скатывать шарики;
  • умеют работать стекой;
  • умеют раскатывать пластилин на плоскости, вырезать плоские фигуры стекой;
  • умеют сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;
  • умеют сглаживать поверхность поделки;
  • умеют делать поделки устойчивыми;
  • умеют дополнять предмет вылепленными мелкими деталями.

«Бумагопластика»,

«Аппликация из природного материала», «Скрапбукинг».

  • умеют правильно держать ножницы в правой руке и работать ими;
  • умеют резать по прямой, кривой линии;
  • составляют изображения предметов из частей;
  • умеют подбирать цвета;
  • умеют делать разметку по шаблону;
  • умеют складывать из бумаги фигуры животных, цветов;
  • умеют сминать, скатывать, скручивать бумагу;
  • умеют лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;
  • умеют работать с клеем;
  • умеют правильно наносить клей на поверхность.

«Текстильные материалы: поделки из ткани, ниток».

  • умеют скручивать нитки;
  • умеют связывать нитки в пучок;
  • умеют выполнять поделки из ниток;
  • умеют украшать изделие из ткани аппликацией.

«Нетрадиционные техники рисования».

  • умеют использовать нетрадиционные техники рисования (ладошками, пальчиком, набрызгом, трафаретом, точечный рисунок,штампы).

Изучение внеурочной деятельности «Мир творчества» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

  • способность к  осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

Коммуникативные результаты:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
  • доброжелательно относиться , сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные результаты:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
  • принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев;
  • корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные результаты:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

    В 5 – 6  классе на занятиях курса внеурочной деятельности «Мир творчества» ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом в процессе деятельности. В процессе реализации программы происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Мониторинг предметных результатов по внеурочной деятельности «Мир творчества» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая аттестация)

2 этап – январь (текущая аттестация)

3 этап – май (промежуточная аттестация)

Цель мониторинга - оценка уровня сформированности представлений, действий/операций и определение достижения планируемых результатов по внеурочной деятельности «Мир творчества».

Формы и методы проверки результатов осуществляются через:

  • выставки, самооценки, коллективное обсуждение; 
  • поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей;
  • оформления школы, класса для проведения праздников;
  • итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях курса внеурочной деятельности перед одноклассниками и родителями;
  • метод педагогических наблюдений.

Результат оценивается по следующим критериям:

5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной),

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет.

Полученные данные заносятся в таблицу (Приложение2).

Мониторинг сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (текущая диагностика)

3 этап – май (промежуточная диагностика)

Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.

Содержание курса  внеурочной деятельности «Мир творчества»

5  класс 1 час в неделю  (34 часа).

1 раздел. Рисование (4 часов).

1. Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (2 часа)

2. Рисование на тему «Дары осени» (2 часа)

2 раздел. Аппликация из природного материала (4 часа)

1. Аппликация из природного материала: «Букет ромашек» - из тыквенных семечек (2 часа)

2. Аппликация из природного материала: «Рыбка» - из листьев (2 часа)

3 раздел. Аппликация из пуговиц (4 часа) 

1. Аппликация «Снеговичок» (1 час)

2. Аппликация «Стрекоза» (1 час)

3. «Слон» (2 часа)

4 раздел. Нетрадиционные техники рисования (6 часов)

1. Нетрадиционная техника рисования ватными палочками «Одуванчики» (1 час)

2. Нетрадиционное рисование ПУХЛЫМИ красками.  «Мороженное» (1 час)

3. Нетрадиционное рисование ПУХЛЫМИ красками.  «Арбуз» (1 час)

4. «Чудесные  превращения  кляксы» (кляксография) (1 час)

5. Нетрадиционные техники рисования «Цветы для мамы» - ниткография (2 часа)

5 раздел. Бисероплетение. (6 часов)

1. Бисероплетение – «Снежинка» (2 часа)

2. Плетение браслета «Бабочка» (4 часа)

6 раздел. Традиционные куклы (4 часов)

1. Изготовление куклы- закрутки из ниток «Снеговик» (2 часа)

2. Изготовление куклы- закрутки из ниток «Птичка» (2 часа)

7 раздел. Пластилинография (6 часов)

1. «Гроздь винограда» (2 часа)

2. «Рыбка» (2 часа)

3. «Дерево» (2 часа)

8 раздел. Нетрадиционные техники рисования. (2 часа)

1. «Бабочка» (1 час)

2. «Одуванчики» (1 часа)

                                             V.2. Тематический план

№     п /п

Разделы  программы внеурочной деятельности

Кол-во час

1

Рисование

4 ч.

2

Аппликация из природного материала

4ч.

4

Аппликация из пуговиц

4ч.

5

Нетрадиционные техники рисования

6ч.

7

Бисероплетение

6ч.

8

Традиционные куклы

4ч.

10

Пластилинография

6ч.

Всего

34ч.

Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение внеурочной деятельности «Мир творчества» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Модели и натуры

  • гербарии;
  • муляжи;
  • репродукции картин;
  • гипсовые геометрические тела;  
  • гипсовые орнаменты.

Учебно – практическое оборудование

  • альбомы;
  • ластик;
  • шаблоны предметов (яблоко, огурец, груша и т.д.);
  • подставка для натуры;
  • трафареты геометрических фигур, разных размеров;
  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;  
  • краски акварельные, гуашевые;  
  • бумага А3, А4;  
  • бумага (цветная, цветной картон, папиросная, цветной ватман и др.);
  • карандаши (простые, цветные);  
  • фломастеры, маркеры;
  • кисти беличьи № 5, 10;  
  • стеки;  
  • ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.);
  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы);
  • готовых изделий и операций по их изготовлению;  
  • репродукции картин;  
  • клей карандаш, клей ПВА;  
  • пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина);  

Технические средства обучения

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
  • интерактивная доска;
  • цифровая видеокамера;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изобразительному искусству.

Материально-техническое обеспечение:

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы.

Используемая литература:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;

2.        Примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

3.        Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Мин-во образования и науки РФ, ГБОУ ВПО МГПУ, 2015.

4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

5.        Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с

Приложение 1

«Мир творчества»

5 «Б» класс

1 четверть (8часа)

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во час

Дата

планируемая

фактическая

Рисование (4 часов)

1 - 2.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов

Закрепить и расширить знания о понятии – натюрморт. Формировать умение передавать форму и цвет предмета, ввести понятие – светотень.

Отгадывание загадок.

Коллективная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа с образцом.

Подготовка его к работе.

Самостоятельная работа

2ч.

06.09

13.09

3 - 4.

Декоративное рисование геометрического орнамента в круге

Формировать умение  рисовать геометрический орнамент в круге.

Отгадывание загадок.

Коллективная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа с образцом.

Подготовка его к работе.

Самостоятельная работа

2ч.

20.09

27.09

Аппликация из природного материала (4 часа)

5-6.

Аппликация из природного материала: «Букет ромашек» - из тыквенных семечек

Отрабатывать умение размещать и составлять изображение на изобразительной плоскости.

Отгадывание загадок.

Работа с образцом.

Подготовка его к работе.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

04.10

11.10

7-8.

Аппликация из природного материала: «Рыбка» - из листьев

отрабатывать умение составлять изображение из листьев и размещать на изобразительной плоскости.

Отгадывание загадок.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

18.10

25.10

Всего:

8 часа

«Мир творчества»

5 «Б» класс

2 четверть (8 часов)

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во час

Дата

планируемая

фактическая

Аппликация из пуговиц (4 часа)

1.

«Слон»

Отрабатывать умение составлять стилизованное изображение слона из пуговиц разного размера.

Отгадывание загадок.

Коллективная игра «Веселая змейка».

Подбор материалов и инструментов (пуговицы, клей) для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

08.11

2.

Аппликация «Стрекоза»

Отрабатывать умение подбирать пуговицу по размеру кругляшка и пришивать ее на это место

Коллективная игра «Найди самую большую»

Работа с образцом.

Работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

15.11

3.

4.

Аппликация «Снеговичок»

Отрабатывать умение пришивать пуговицы к картону.

Отгадывание загадок.

Коллективная игра «Какое время года?».

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

23.11

29.11

Нетрадиционные техники рисования (4 часов)

5

Нетрадиционная техника рисования ватными палочками «Одуванчики»

Отрабатывать умение передавать форму предмета на изображаемой плоскости при помощи ватных палочек.

Отгадывание загадок.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

06.12

6.

Нетрадиционное рисование

ПУХЛЫМИ красками.

 «Мороженное»

Ввести понятие – пухлые краски. Учить выкладывать «пухлые» краски на изображаемую поверхность.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

13.12

7.

Нетрадиционное рисование

ПУХЛЫМИ красками.

 «Арбуз»

Формировать умение передавать точную форму изображаемого предмета.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с образцом.

Работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

20.12

8.

«Чудесные  превращения  кляксы»

(кляксография)

Познакомить с приемом кляксографии.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

27.12

Всего:

8 часов

«Мир творчества»

5 «Б» класс

3 четверть (10 часов)

 1 час в неделю.

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во час

Дата

планируемая

фактическая

Бисероплетение. (6 часов)

1.

2.

Бисероплетение – снежинка.

Отрабатывать умение нанизывания бисера на иглу.

Работа с презентацией

Рассматривание бусин разного размера,

Первые попытки надеть бисер на проволоку

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

17.01

24.01

3.

4.

5.

6.

Плетение браслета «Бабочка»

Отрабатывать умение нанизывания бисера на проволоку.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

4ч.

31.01

07.02

14.02

21.02

Традиционные куклы (4 часов)

7.

Изготовление куклы- закрутки из ниток «Снеговик»

Формировать умение скручивать нить в правильных местах.

Коллективная игра: «Одень куклу»

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

28.02

8.

9.

Изготовление куклы- закрутки из ниток «Птичка»

Отрабатывать умение скручивать нить в правильных местах, для того чтобы получилась птичка.

Отгадывание загадок.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

07.03

14.03

10.

Изготовление куклы- «Лошадка»

Закрепить умение выполнять поделки из ниток.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

21.03

Всего:

10 часов

 «Мир творчества»

5 «Б» класс

4 четверть (7 часов)

1 час в неделю.

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во час

Дата

планируемая

фактическая

Пластилинография (6 часов)

1.

2.

«Гроздь винограда»

Закрепить умение скатывать жгутики из пластилина и скручивать их в круглую виноградинку

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

04.04

11.04

 3.

4.

«Рыбка»

Закреплять умения катать шар и делать из него вытянутую лепешку (чешуйки).

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

2ч.

18.04

25.04

5.

«Дерево»

Отрабатывать умение наносить пластилин размазывающими движениями. Научить добавлять в картину природный материал чтобы рисунок стал более выражен.

Отгадывание загадок.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

02.05

Нетрадиционные техники рисования. (2 часа)

6.

«Бабочка»

Познакомить с приемами рисования в технике -монотипия.

Отгадывание загадок.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

16.05

7.

«Одуванчики»  

Познакомить с приемами рисования вилкой.

Отгадывание загадок.

Работа с образцом.

Подбор материалов и инструментов для работы.

Самостоятельная работа по инструкции.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

1ч.

23.05

Всего:

7 часов

Приложние 2

Карта развития творческих способностей

№ п/п

Актуальные знания, умения и навыки

Количество баллов

Общее количество

Количество по разделам

сентябрь

январь

май

1

2

3

4

  1. Пластические материалы

1

1

умеют размазывать пластилин на плоскости;

умеют наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность.

умеют скатывать шарики;

умеют работать стекой;

умеют раскатывать пластилин на плоскости, вырезать плоские фигуры стекой;

умеют сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

умеют сглаживать поверхность поделки;

умеют делать поделки устойчивыми;

умеют дополнять предмет вылепленными мелкими деталями.

умеют размазывать пластилин на плоскости;

умеют наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность.

умеют скатывать шарики;

умеют работать стекой;

  1. «Бумагопластика»,

«Аппликация из природного материала», «Скрапбукинг»

умеют правильно держать ножницы в правой руке и работать ими;

умеют резать по прямой, кривой линии;

составляют изображения предметов из частей;

умеют подбирать цвета;

умеют делать разметку по шаблону;

умеют складывать из бумаги фигуры животных, цветов;

умеют сминать, скатывать, скручивать бумагу;

умеют лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

умеют работать с клеем;

умеют правильно наносить клей на поверхность.

3.«Текстильные материалы: поделки из ткани, ниток».

умеют скручивать нитки;

умеют связывать нитки в пучок;

умеют выполнять поделки из ниток;

умеют вышивать на картоне по контуру;

умеют украшать изделие из ткани аппликацией.

  1. «Нетрадиционные техники рисования».

умеют использовать нетрадиционные техники рисования (ладошками, пальчиком, набрызгом, трафаретом, точечный рисунок, штампы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре, 7 класс , коррекционная школа

Рабочая программа по алгебре по учебнику Алимова для 7 класса, коррекционная школа VII вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс коррекционной школы

Рабочая программа составлена на основе адаптированной программы по природоведению 5 класса «Природоведение» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Программа...

Рабочая программа по чтению. 7 класс коррекционной школы

Программа предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по математике 5 класса коррекционной школы VIIIвида

         Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных...

Рабочая программа по математике 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по математике 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочие программы по предметам 4 класса коррекционной школы 8 вида

Рабочие программы  по предметам 4 класса коррекционной школы 8 вида составлены на основе программы начальных классов под редакцией В.Воронковой,2009г.,"Просвещение"...