Рабочая программа по предмету "Рисование" Коррекционная школа 1 вариант
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Юлия Гренц

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая программа по предмету «Рисование»для учащихся 5 «а» класса (вариант 1) на 2022 – 2023 учебный год

Основная цель программы

Цель рабочей программы  – всестороннее  развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

На решение каких проблем направлена программа

Задачи:

•развитие умения наблюдать предметы и явления окружающей          действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;

•овладение в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;

•воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;

•развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;

•знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;

•воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

     Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:

•в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

•в развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

•в коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

•в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

•в развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

На достижение каких результатов направлена программа

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисование 5 класс747.47 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\рабочие программы на 2021\программы Гренц\20221006_083419.jpg

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Изобразительное искусство» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-6 классы»,  автор М.Ю. Рау,  под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

Цель рабочей программы  – всестороннее  развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Рабочая программа по рисованию в 5 классе решает следующие задачи:

  • развитие умения наблюдать предметы и явления окружающей          действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;
  • овладение в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;
  • воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
  • развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
  • знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;
  • воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

     Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:

  • в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • в развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
  • в коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
  • в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
  • в развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

В программе   по рисованию обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. В 5 классе ведётся традиционная система отметок по 5-балльной шкале.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

II.Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение, так как, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль  «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение  школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого можно, предъявляя детям на уроке воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения  единых тематических уроков в образовательных областях: язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.

Применение на уроках совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики) дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.

Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся на школьном уроке предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые существенным образом перестраивают учебный процесс, обеспечивая взаимодействие его участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Рисование» планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:

― в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― в развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― в коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.

Рабочая программа по рисованию включает следующие разделы:

  • Обучение композиционной деятельности;
  • Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;
  • Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи;
  • Обучение восприятию произведений искусства.

Обучение композиционной деятельности.

  • понятий: «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «узор», «орнамент», «симметрия»;
  • композиционный центр (зрительный центр композиции);
  • достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.

главное и второстепенное композиции;

  • установление смысловых связей между изображаемыми предметами;

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

  • разнообразие форм предметного мира;
  • соотнесение геометрические фигуры при рисовании с формой предметов, транспорта, человека;
  • передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве;
  • анализ и разбор предметов, выделение их признаков и свойств, необходимые для передачи в рисунке.
  • передача пропорций при построении натюрморта из простых и комбинированных форм;
  • передача пропорций тела человека, строение, движения;
  • применение приемов передачи графических образов (дерева, предметов быта, учебы и отдыха) в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
  • сходства и различия орнамента и узора;
  • виды узоров по содержанию: геометрический, растительный, животный и т. д.
  • построение орнамента по форме: в полосе, в круге, квадрате, треугольнике.
  • принципы построение орнамента: чередующегося и повторяющегося;
  • применении орнамента в зависимости от поверхности предмета;

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.

  • различение и обозначением словом некоторые ясно различимые оттенки цветов;
  • роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа;
  • отражение светлости цвета (светло зеленый, темно зеленый и т.д.)
  • работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов;
  • приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т. д.
  • установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства);

Обучение восприятию произведений искусства.

  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина;
  • материалы используемые  для изображения на бумаги;
  • красота и разнообразие выразительных средств живописи и графики;
  • декоративно прикладное искусство его истоки и роль в современной жизни человека;
  • произведения народных художественных промыслов в России с учетом местных условий;
  • ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи;
  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства;
  • представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России);
  • выдающиеся представители изобразительного искусства народов России.  
  • фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие.
  • общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Рисование» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom)  для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.  

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.  Составляются файлы-задания,  разрабатывается дидактический материал.  Для  осуществления контроля  качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал:   онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.  

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

•        образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

•        ЯндексУчебник;

Весь учебный материал по предмету «Рисование» размещается на сайте: https://infourok.ru/user/soloveva-nadezhda-gennadevna3.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Рисование» входит в образовательную область «Искусство» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

IV. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса базовых учебных действий:

1.  Личностные учебные действия:

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;
  • проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • наличие уважительного отношения к иному мнению; истории и культуре других народов;
  • проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • мотивация к участию в творческой деятельности, достижению результата;
  • формирование мотивации к творческому труду;

2.  Коммуникативные учебные действия

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в зависимости от ситуации;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

3.  Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • адекватно соблюдать ритуалы и традиции  школьного поведения;
  • осознано участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • адекватно осуществлять контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  • адекватно реагировать на внешнею критику и оценку.

4.  Познавательные учебные действия

  • дифференцировано воспринимать окружающий мир, его временно — пространственную организацию;
  • делать более глубокие  обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • использовать усвоенные логические операции в процессе выполнения задания: анализировать, синтезировать, применять установленные аналогии, закономерности, причинно-следственные связи, в соответствии с индивидуальными возможностями;
  •  получать и работать с информацией (понимать изображение, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
  • использовать знания строения человека в повседневной жизни;
  • знать и называть предметы и явление окружающего мира;
  • использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные доступные связи и отношения меду объектами и процессами.

Предметные результаты.

К концу обучения в 5 классе учащиеся должны знать:

Достаточный уровень

  • материал для развития речи, изучавшийся на уроках рисования;
  • фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства;
  • теплые и холодные цвета, называть их;
  • виды изобразительного искусства;
  • о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию в природе;
  • название крупнейших музеев в Москве, Санкт-Петербурге, родном городе;
  • некоторые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе.

Минимальный уровень

  • приемы работы «по-мокрому» и по сухой бумаге;
  • приемы замутнения цвета черным и белым;
  • некоторые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе;
  • название крупнейших музеев в Москве, Санкт-Петербурге, родном городе;
  • способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольнике;
  • способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удаленных от наблюдения предметов).

К концу обучения в 5 классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

  • планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;
  • сравнивать части в целом конструкции по величине;
  • подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;
  • различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение;
  • рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась.

Минимальный уровень

  • изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;
  • использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлотный контраст при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетной рисунке;
  • рисовать круг в условиях перспективы;
  • использовать тень для передачи объемности предмета;
  • рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);
  • изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью;
  • получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.);
  • работать акварелью по мокрой и сухой бумаге;
  • изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;
  • использовать вспомогательные линии при изображении предмета;
  • передавать объемность формы способом светотени;
  • планировать свою работу в лепке, над аппликацией, при изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему;
  • рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;
  • составлять узоры, соблюдая ритм.

V.Содержание учебного предмета

V.1. Содержание программы

Обучение композиционной деятельности. 

Лепка. Коллективная работа «Великан и мальчик с пальчик».

Декоративное рисование – составление узора для шкатулки.

Рисование по представлению и воображению «Любимое время года».

Рисование по представлению и воображению «Сбор урожая в саду».

Рисование с натуры «Букет в вазе».

Аппликация «Кувшины разной формы».

Рисование с натуры «Кувшин и два яблока разной формы».

Рисование по образцу «Сказочный богатырь».

Рисование на тему «Праздничная иллюминация».

Декоративное рисование «Узор на круглой плоскости».

Декоративное рисование коробочки цилиндрической формы.

Рисование по представлению и воображению «Сказочный лес и избушка на курьих ножках».

Выполнение портретов по памяти после наблюдения «Мои друзья».

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Лепка из пластилина «Сказочный город». Работа на плоскости.

Аппликация. Натюрморт «Кофейник, чашка, яблоко».

Рисование по представлению и воображению «Весна. Грачи прилетели».

Составление сетчатого узора для детской ткани с использованием картофельного штампа.

Рисование на тему «День Победы. Салют».

Аппликация. Составление плакатной композиции на тему «Берегите лес».

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко, груша).

Лепка с натуры «Геометрические тела: шар, цилиндр, куб, конус и усеченный конус».

Рисование с натуры предмета цилиндрической формы, расположенного ниже уровня зрения.

Аппликация с дорисовыванием «Дома в городе».

Рисование по представлению. Сказочные персонажи «Жар-птица».

Аппликация с дорисовыванием «Сказочный город».

Рисование с натуры геометрических тел (шар, куб).

Рисование на темы сказок «Василиса Прекрасная» и «Баба-яга».

Рисование с натуры птиц (синица).

Лепка с натуры игрушки «Машина».

Рисование по представлению, сказочные персонажи «Золотой петушок».

Рисование предмета цилиндрической формы.

Составление сказочного изображения способам аппликации «Сказочное дерево».

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Рисование на тему «Белый лебедь плавает в пруду».

Работа в технике акварель «Зимние развлечения».

Работа в технике акварель «Ветка ели с елочными игрушками».

Работа по представлению «На оленях по снегу».

Работа с цветом в композициях на темы времен года «Весна».

Работа акварелью «по-мокрому» «Красивая ваза», окрашенная в сине-зеленый или сине-фиолетовый оттенки цвета.

Работа в цвете «Ветка мимозы».

Рисунок на тему «Дождь в городе».

Рисование на тему сказки «Аленький цветочек».

Работа в технике акварель «Военные корабли на море».

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа на тему «Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика».

Беседа «Народное декоративно - прикладное искусство».

Беседа на тему. Виды изобразительного искусства «Живопись».

Беседа на тему. Виды изобразительного искусства «Скульптура».

Беседа на тему. Виды изобразительного искусства «Графика. Плакат».

Беседа на тему. Виды изобразительного искусства «Архитектура».

V.2. Тематическое планирование

                                   Наименование    разделов

Всего часов

1.

Обучение композиционной деятельности.

28 ч.

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

28ч.

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

6ч.

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

6 ч.

Всего

68ч.

VI. Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование»

5 класс

1 четверть (17 часов)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

планируемая

фактическая

Обучение восприятию произведений искусства.

1.

Беседа на тему: «Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика».

Развивать умение различать виды искусства: живопись, скульптура, графика.

Беседа.

Презентация.

Рассматривание репродукций и иллюстраций.

Работа у доски.

Профориентационная работа: художник, скульптор

5а01.09

Обучение композиционной деятельности.

2.

Лепка. Коллективная работа: «Великан и мальчик с пальчик».

Развивать умение производить анализ предмета с целью его изображения, понимать его конструкцию (строение).

Презентация.

Просмотр фрагмента мультфильма: «Мальчик с пальчик», «Храбрый портняжка».

Работа с пооперационным планом.

Работа у доски.

Работа с пластилином, коллективная работа.

5а06.09

3.

4.

Декоративное рисование – составление узора для шкатулки.

Развивать умение размещать предметы на листе бумаги. Совершенствовать навыки составления узоров.

Презентация.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с геометрическими фигурами.

Работа с пооперационным планом.

Работа у доски.

Работа над рисунком в альбоме.

5а08.09

5а13.09

5.

Рисование по представлению и воображению: «Любимое время года».

Совершенствовать умения использовать выразительные средства в работе над сюжетной композицией.

Беседа.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над рисунком в альбоме.

Профориентационная работа: аналитик, програмист, стратег.

5а15.09

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму

предметов, пропорции, конструкцию объектов.

6.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко, груша).

Развивать умение размещать предметы на листе бумаги при рисовании с натуры натюрморта из 2-3 предметов.

Беседа.

Презентация.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с геометрическими фигурами.

Работа с пооперационным планом.

Работа у доски.

Работа над рисунком в альбоме.

Профориентационная работа: скульптор, проектировщик.

5а20.09

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование

умений передавать его в живописи.

7.

Рисование на тему: «Белый лебедь плавает в пруду».

Развивать умение выделять форму предметов с помощью фона.

Беседа.

Работа над составлением композиции с использованием шаблонов.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски.

Работа с пооперационным планом.

Профориентационная работа: офтальмолог, колорист

5а22.09

Обучение композиционной деятельности.

8.

9.

Рисование по представлению и воображению: «Сбор урожая в саду».

Совершенствовать умение рисовать человека, дом, дерево в сюжетной композиции.

Беседа по теме.

Изучение презентации.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски.

Работа по карточкам.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа: художник, мультипликатор, геймдизайнер.

5а27.09

5а29.09

10.

Рисование с натуры: «Букет в вазе».

Развивать умение выделять предметы в композиции с помощью фона, размещать предметы на листе бумаги при рисовании с натуры натюрморта.

5а04.10

11.

Аппликация: «Кувшины разной формы».

Учить выделять предметы в композиции с помощью фона.

5а06.10

12.

Рисование с натуры: «Кувшин и два яблока разной формы».

Формировать умение учитывать формат и величину бумаги, фон в натюрморте.

5а11.10

13.

14.

Рисование по образцу: «Сказочный богатырь».

Совершенствовать навык рисовать по образцу.

5а13.10

5а18.10

15.

Рисование на тему: «Праздничная иллюминация».

Совершенствовать умение работать красками для получения оттенков цвета (холодных и теплых оттенков).

5а20.10

16.

17.

Декоративное рисование: «Узор на круглой плоскости».

Формировать умение составлять композицию с соблюдением центральной симметрии (узора).

5а25.10

5а27.10

Всего:

17 часов        

5 класс

2 четверть (15 часов)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

планируемая

фактическая

Обучение восприятию произведений искусства.

1.

Беседа: «Народное декоративно-прикладное искусство».

Познакомить учащихся с характерными произведениями декоративно-прикладного искусства. (народные игрушки; посуда; мебель).

Рассматривание предметов, открыток, иллюстраций с изображением произведений.

Изучение презентации.

Работа у доски.

Профориентационная работа: историк, краевед.

5а08.11

Обучение композиционной деятельности.

2.

3.

Декоративное рисование: коробочки цилиндрической формы. Узор на круглой плоскости.

Формировать умение изображать предметы, форма которых образована сочетанием геометрических тел (цилиндр).

Составление декоративной композиции с соблюдением центральной симметрии.

Работа с геометрическими фигурами.

Работа с пооперационным планом.

Работа у доски.

Работа над рисунком в альбоме.

Отгадывание загадок.

Работа с иллюстративным материалом.

Профориентационная работа: архитектор, дизайнер – график.

5а10.11

5а15.11

4.

5.

Рисование по представлению и воображению: «Сказочный лес и избушка на курьих ножках».

Учить создавать сюжетные композиции по мотивам сказок, рассказов из курса классного и внеклассного чтения.

5а17.11

5а22.11

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать

форму предметов, пропорции, конструкцию.

6.

Лепка с натуры: «Геометрические тела: шар, цилиндр, куб, конус и усеченный конус».

Совершенствовать умение проводить анализ предмета с целью его изображения, понимать его конструкцию (строение). 

Работа с геометрическими фигурами.

Работа с пооперационным планом.

Работа у доски.

Работа с пластилином, лепка на картоне объемных геометрических тел.

Работа у доски.

Рассматривание изображаемого предмета.

Работа в альбоме.

Вырезание из цветной бумаги домов разной формы, конструкции, размеров.

Профориентационная работа: архитектор, дизайнер интерьера.

5а24.11

7.

8.

Рисование с натуры предмета цилиндрической формы, расположенного ниже уровня зрения.

Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы. Учить способам использования светотени для передачи объемности предмета.   (эмалированная кастрюля).

5а29.11

5а01.12

9.

10.

Аппликация с дорисовыванием: «Дома в городе».

Развивать умение передавать в рисунке сходство с изображаемым предметом.

5а06.12

5а08.12

Обучение композиционной деятельности.

11.

12.

Выполнение портретов по памяти после наблюдения: «Мои друзья».

Формировать умение передавать образ человека живописными средствами (окраска лица, волос, одежды).

Работа с иллюстративным материалом.

Наблюдение по теме.

Работа у доски.

Работа с пооперационным планом.

Работа над рисунком в альбоме.

Профориентационная работа: художник портретист.

5а13.12

5а15.12

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование

умений передавать его в живописи.

13.

14.

Работа в технике акварель: «Зимние развлечения».

Совершенствование умения работать красками. Обучение приемам получения оттенков цвета (холодных и теплых; сине-зеленых,  желто-зеленых).

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с образцом.

Работа у доски.

Работа в альбоме.

Презентация.

Анализ образца.

Работа с пооперационным планом.

5а20.12

5а22.12

15.

Работа в технике акварель: «Новогодний фейерверк».

Закрепление умения использовать прием работы акварелью «по-мокрому».

5а27.12

Всего:

15 часов    

5 класс

3 четверть (20 часов)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

планируемая

фактическая

Обучение восприятию произведений искусства.

1.

Беседа на тему: Виды изобразительного искусства: «Живопись».

Расширять представления учащихся о работе художника – живописца.

Закрепить знания учащихся об отличительных чертах жанров живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетное изображение).

Рассматривание репродукций: И.И. Шишкин. «Рожь», «Сосновый бор»; А.К. Саврасов. «Грачи прилетели»; О.А. Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина»; Ф.П. Решетников «Опять двойка».

Беседа по теме.

Работа у доски.

Профориентационная работа: писатель, контент маркетолог.

5а12.01

Обучение композиционной деятельности.

2.

Лепка из пластилина: «Сказочный город». Работа на плоскости.

Учить создавать постройки из вылепленных из пластилина геометрических тел (квадратов, прямоугольников, кругов – разных по величине и цвету).

Работа с геометрическими фигурами.

Работа с иллюстративным материалом.

Беседа по теме.

Работа с пооперационным планом.

Работа с пластилином, лепка на картоне.

Коллективная работа.

Работа с шаблонами.

Работа над композицией в альбоме.

Профориентационная работа: ландшафтный дизайн, аниматор.

5а17.01

3.

4.

Аппликация. Натюрморт: «Кофейник, чашка, яблоко».

Формировать умение размещать предметы на листе бумаги при составлении натюрморта из 2-3 предметов.

5а19.01

5а24.01

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать

форму предметов, пропорции, конструкцию.

5.

6.

Рисование по представлению. Сказочные персонажи: «Жар-птица».

Совершенствовать умение проводить анализ предмета с целью его изображения, понимать его конструкцию, пользоваться приемами изображения сказочных животных.

Работа с иллюстративным материалом, с использованием игрушек народных промыслов.

Беседа по теме.

Работа с презентацией.

Анализ образца.

Работа с пооперационным планом.

Работа в альбоме.

Работа с геометрическими фигурами.

Беседа по теме.

Работа с пооперационным планом.

Вырезание из плотной цветной бумаги геометрических форм – коллективное составление построек.

Рассматривание репродукций к сказкам: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Летучий корабль».

Работа над понятием «красивое - некрасивое», «доброе - злое».

Анализ образца.

Профориентационная работа: мультипликатор, аниматор, режисер, сценарист.

5а26.01

5а31.01

7.

8.

Аппликация с дорисовыванием: «Сказочный город».

Совершенствовать умения изображать геометрические тела: квадраты, круги, треугольники и прямоугольники – и составлять постройки из элементов с дорисовыванием окон, дверей, лепных украшений, колонн.

5а02.02

5а07.02

9.

Рисование с натуры геометрических тел (шар, куб).

Совершенствовать умения изображать геометрические тела (шар, куб).

5а09.02

10.

11.

Рисование на темы сказок: «Василиса Прекрасная» и «Баба - яга».

Развивать воображение учащихся. Знакомить с выразительными средствами рисунка: реалистический  и сказочный способы изображения человека –  в соответствующих сюжетных ситуациях.

5а14.02

5а16.02

12.

13.

Рисование с натуры птиц (синица).

Совершенствовать умения работать красками: получение оттенков цвета (более холодных и более теплых: сине-зеленых, желто-зеленых и т.п.).

5а21.02

5а23.02

Обучение восприятию произведений искусства.

14.

Беседа на тему: Виды изобразительного искусства: «Скульптура».

Формировать представления учащихся о своеобразии скульптуры, как вида изобразительного искусства. Знать отличие скульптуры от произведений живописи и графики. Познакомить учащихся с широко известными скульптурами.

Беседа по теме.

Рассматривание репродукций:

Э. Фальконе. «Медный всадник»;

Ф. Фивейский «Сильнее смерти»;

Е. Вучетич. «Статуя воина освободителя» в Трептов-парке в Берлине; В.И. Мухина, «Рабочий и колхозница».

Работа с презентацией.

Профориентационная работа: скульптор, историк, анатом.

5а28.02

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование

умений передавать его в живописи.

15.

16.

Работа по представлению: «На оленях по снегу».

Совершенствовать умение работать красками. Обучение приемам получения оттенков цвета (теплая и холодная цветовая гамма).

Беседа по теме.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с наглядным материалом.

Работа с трафаретом (олени).

Работа с презентацией.

Работа с пооперационным планом.

Рассматривание репродукций: А.И. Куинджи. «Березовая роща»; И.И. Левитан. «Весна. Большая вода»; А.К. Саврасов. «Весенний день».

Работа с пооперационным планом.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа:

Писатель, сценарист, гейм-дизайнер.

5а02.03

5а.07.03

17.

Работа с цветом в композициях на темы времен года: «Весна».

Развивать у учащихся творческое воображение. Закрепить умения использовать приемы работы акварелью при изображении природы.

5а09.03

18.

19.

Работа акварелью «по-мокрому»: «Красивая ваза», окрашенная в сине-зеленый или сине-фиолетовый оттенки цвета.

Закреплять умения использовать прием работы «по-мокрому». Закреплять представления учащихся о цвете и красках, приемов получения смешанных цветов.

5а14.03

5а16.03

Обучение композиционной деятельности.

20.

Рисование по представлению и воображению: «Весна. Грачи прилетели»

Формировать умения использовать выразительные средства в работе над сюжетной композицией. Совершенствовать умения использовать способы передачи глубины пространства.

Рассматривание репродукции: А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

Работа с иллюстративным материалом.

Анализ образца.

Работа с презентацией.

Работа с пооперационным планом.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа: писатель, сценарист

5а21.03

Всего:

20 часов  

5 класс

4 четверть (16часов)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

планируемая

фактическая

Обучение восприятию произведений искусства.

1.

Беседа на тему: Виды изобразительного искусства «Графика», «Плакат».

Познакомить учащихся с книжной графикой (иллюстрацией). Закрепить знания учащихся об отличительных чертах графики от других видов изобразительного искусства. Познакомить с особенностями плаката.

Работа с иллюстративным материалом по теме: иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» В.М. Васнецова; иллюстрации И.Я. Билибина, В.М. Конашевича к сказкам; иллюстрации к рассказам Е.И. Чарушина.

Рассматривание плакатов в защиту окружающей среды и на другие темы – по выбору учителя.

Работа с презентацией.

Беседа по теме.

Работа у доски.

Профориентационная работа: маркетолог, проектировщик.

5а04.04

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать

форму предметов, пропорции, конструкцию.

2.

Лепка с натуры игрушки: «Машина».

Совершенствовать умения проводить анализ предмета с целью его изображения, понимать его конструкцию (строение). Развивать умения передавать сходство с изображаемым предметом.

Работа с наглядным материалом.

Анализ образца.

Работа с геометрическими фигурами.

Работа с пооперационным планом.

Анализ образца.

Работа у доски.

Работа над рисунком в альбоме.

Работа с геометрическими фигурами.

Профориентационная работа: иллюстратор, мультипликатор.

5а06.04

3.

Рисование по представлению: сказочные персонажи: «Золотой петушок».

Продолжать обучать приемам изображения сказочных животных. Развивать умения передавать в рисунке сходство с изображаемым предметом.

5а11.04

4.

5.

Рисование предмета цилиндрической формы.

Продолжать обучать учащихся способам изображения предметов округлой формы в условиях перспективы. Использование светотени для передачи объемности.

5а13.04

5а18.04

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование

умений передавать его в живописи.

6.

Работа в цвете: «Ветка мимозы».

Совершенствовать умения работы красками. Развивать умения выделять форму предметов с помощью фона.

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Анализ образца.

Работа у доски.

Работа с пооперационным планом.

Рассматривание репродукций к сказке «Аленький цветочек».

Беседа по теме.

Работа с цветовой гаммой.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа: биолог, геодезист, писатель.

5а20.04

7.

 Рисунок на тему: «Дождь в городе».

Развивать у учащихся эмоциональное восприятие цвета с соответствием определенной цветовой гаммы, состоянию в природе (дождь, туман).

5а25.04

8.

Рисование на тему сказки: «Аленький цветочек».

Совершенствовать умение работать красками. Обучение приемам получения оттенков цвета (теплая цветовая гамма).

5а27.04

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать

форму предметов, пропорции, конструкцию.

9.

Составление сказочного изображения способом аппликации: «Сказочное дерево».

Развивать воображение учащихся способом составления из частей сказочного изображения в форме аппликации методом составления формы из обрывков бумаги.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с образцом.

Работа у доски.

Работа с пооперационным планом.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа:

Мультипликатор, скульптор.

5а02.05

Обучение композиционной деятельности.

10.

11.

Составление сетчатого узора для детской ткани с использованием картофельного штампа.

Совершенствовать умения обследовать и изображать предмет в определенной последовательности. Сформировать понятие о составлении сетчатого узора для детской ткани с помощью природных материалов.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с образцом.

Работа по изготовлению штампа для составления сетчатого узора.

Работа с пооперационным планом.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа: дессинатор (текстильный дизайнер)

5а04.05

5а09.05

12.

Рисование на тему: «День Победы. Салют».

Развивать умения выделять композицию на увеличенном формате, тонированном гуашью темного цвета.

5а11.05

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование

умений передавать его в живописи.

13.

14.

Работа в технике акварель: «Военные корабли на море».

Формировать прием работы акварелью «по-сухому». Закрепить умения использовать прием работы «по-мокрому».

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Работа с презентацией.

Анализ образца.

Работа с пооперационным планом.

Работа в альбоме.

Профориентационная работа: колеровщик.

5а16.05

5а08.05

Обучение композиционной деятельности.

15.

Аппликация. Составление плакатной композиции на тему: «Берегите лес!».

Закрепить умения работы над составлением сюжетной композиции. Совершенствовать умения оформлять плакаты.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с презентацией.

Работа с пооперационным планом.

Коллективное составление плаката из кусочков цветной бумаги.

Профориентационная работа: эколог.

5а23.05

Обучение восприятию произведений искусства.

16.

Беседа на тему: Виды изобразительного искусства: «Архитектура».

Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства. Отличие архитектуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон.

Рассматривание изображений Московского Кремля, храма Василия Блаженного, соборов Кремля, храма Христа Спасителя.

Беседа по теме.

Работа с презентацией по теме.

Профориентационная работа: архитектор.

 

5а. 25.05

Всего:

16 часов    


VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение учебного предмета «Рисование» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
  • интерактивная доска;
  • цифровая видеокамера;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изобразительному искусству.

Печатные пособия:

  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Экранно-звуковых пособий:

  • аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
  • видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
  • видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;
  • видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий;

Учебно-практическое оборудование:

  • альбомы;
  • простые карандаши;
  • краски акварельные;
  • гуашевые;
  • бумага А3, А4;
  • бумага цветная;
  • фломастеры;
  • восковые мелки;
  • кисти беличьи № 5, 10, 20;
  • кисти из щетины № 3, 10, 20;
  • стеки;
  • ножницы;
  • рамки для оформления работ;
  • тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования;
  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

Модели и натуры:

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);
  • гербарии;
  • изделия декоративно –прикладного искусства и народных промыслов;
  • гипсовые геометрические тела;
  • гипсовые орнаменты;
  • керамические изделия;
  • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

Для реализации программного содержания используются следующие

учебные  пособия:

Список использованной литературы

  1. Емельянова Т. Энциклопедия рисования.
  2. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  3. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
  4. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г.
  5. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
  6. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рецензия на рабочую программу 1 класс (I вариант)

Рецензия на рабочую программу 1 класс (I вариант)...

Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)

рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2

программа логопедической коррекции АООП вариант 2,  5-8 класс...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1...

Рабочая программа 2 класс (1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык, чтение, иатематика, речевая практика, мир природы и человека, музыка рисование, физическая культура, ручной труд)...

Рабочая программа 2 класс рисование1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( рисование,)Рабочая программа по рисованию предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нар...