Русская народная вышивка - урок изобразительного искусства в 5 классе
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Михайлина Валентина Александровна

Урок изобразительного искусства в 5  классе на тему "Русская народная вышивка". Технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Изобразительное искусство 5 класс

Урок № 5.

Автор УМК: Неменский Б.М.

Русская народная вышивка.

Цель

        Привлечение внимания к богатейшим традициям русской народной вышивки.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями русской народной вышивки.
  • Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя вышивки.

Развивающие:

  • Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
  • Развивать творческие способности через умение составлять свой вариант вышивки.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к своей Родине, интерес к ее истории, патриотические чувства учащихся.
  •  Тип урока

усвоение новых знаний

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звукоусиливающая аппаратура, плакаты: «народное ткачество», «вышивка», «декоры народов мира»

Материалы :гуашь,акварель, графические материалы, белая бумага, клей, ножницы

Ресурсы урока

Зрительный ряд: презентация «Русская народная вышивка». Выставочные материалы – предметы быта и одежды, полотенца и рушники с вышивкой

 Учебник «Изобразительное искусство» 5 класс (Декоративно-прикладное искусство в жизни человека). Авторы: Горяева Н.А., Островская Музыкальный ряд: мелодии русских народных песен.

Основные понятия и термины

Орнамент, знаки орнамента, узор.

Межпредметные связи

История, музыка.

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: Русская народная вышивка.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия.

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика. Проверка готовности к уроку.  Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок –

Начинаем наш урок.

И хочу вам пожелать,

Получить сегодня «Пять!»

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

правильность выбора учебных принадлежностей

Мотивирование на учебную деятельность и актуализация знаний

Сегодня у нас будет необычный урок. К нам на урок из школьного музея «пришли» предметы русского быта.

-Что вы здесь видите? Расскажите об этих предметах:

- Как они называются?

 - Каково их назначение?

- Кому они могли принадлежать?

Учитель организует работу для определения темы урока:

 - Ребята, напомните мне, куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа)

Чем украшали образа? (вышитым полотенцем)

 Учитель активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта.

-Расскажите, какую роль играло полотенце в жизни наших предков?

(Выступления учащихся)

-Какой вышивкой и для чего украшали люди полотенце?

- С рождения и до самой смерти человека сопровождало вышитое полотенце.

- Сегодня мы будем говорить о русской народной вышивке.

Вступают в диалог с учителем.

Повторяют и закрепляют изученный материал.

Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

Постановка учебной задачи

-Что ещё вы хотели бы узнать о вышивке?

(-Какие узоры были наиболее популярны?

-Что обозначали эти узоры?

- Каким цветом вышивали?)

 

Дети формулируют проблему, ставят перед собой цель и задачу, определив границы знания и незнания, убеждаются в необходимости получения новых знаний.

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

постановка вопросов  

Познавательные:

самостоятельное формулирование познавательной цели

«Открытие» обучающимися нового знания

Представляет новый материал, оживляет внимание учащихся.

-Что такое вышивка?

- Расскажите о вышитых вещах, которые сохранились в ваших домах.

- Посмотрите, какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня вы   приготовили, все они украшены разнообразными орнаментами.

Русская народная вышивка – прекрасное наследие нашей культуры.

 В России с ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Женщины тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях.

Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным. Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.
В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты.

Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение. Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение женщины – матери, которую окружали всадники. В качестве оберега ее часто можно было увидеть, как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.

Образ птицы в русской вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших.

Другой символ, который был очень почитаем, и часто применялся в узорах Дерево Жизни.  Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей

В славянской традиции ромб - один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб - безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живёт в достатке и всегда будет многочисленна.

В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения.

https://studbooks.net/imag_/10/84502/image010.png

Ромбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками» (прямыми отростками), назывались репьями. Ромб – «репей», который разит демонов, оберегает скот.

Вышивкой в нашей огромной стране занимались повсюду. И в каждой местности она была со своими особенностями.

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.

 Белый цвет - это женский, нежный цвет, цвет чистоты и блага.

Красный цвет- символ огня, жизни, красоты, силы. Это мужской, сильный цвет.

- По белому полотну раскинулись красные узоры, для чего наши предки их вышивали?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче. По народному поверью она должна была приносить человеку счастье. Оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Включаются в изучение нового материала и основных вопросов, подлежащих изучению

Регулятивные:

 целеполагание,        

  умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.      

 Предметные:

умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму.                             Личностные:

формирование интереса к

народному

искусству; выявление и сохранение традиций

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:  

-Какие элементы вышивки вы рассмотрели?

-Какой смысл, символическое значение они имеют?

-Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками         Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Динамическая пауза

Учитель предлагает отгадать загадку:

«Я в твоих руках художник –

Вышивать и шить люблю!

Но со мной поосторожней,

Как обижусь – уколю!»

 и    показать, как девушка – вышивальщица, сидя за пяльцами, вышивала узоры.

Изображают движения - имитация ручного труда

Творческая практическая деятельность

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

- Ребята, в своих рисунках используйте знакомые вам мотивы: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.

Звучит русская народная музыка.

Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Конструируют выразительную форму полотенца и украшают её в соответствии с традициями народного искусства

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

- Сегодня я узнал(а) о…

- Я на уроке научился (лась)…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.

Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что создавать единство конструкции и декора предметов не простая, но творческая и радостная работа,

что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Выходят к доске с готовыми работами.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                         Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дом.задание: Посмотреть иллюстрации с русскими народными костюмами. В библиотеке найти и рассмотреть книгу Апполона Коринфского «Народная Русь». Принести краски, кисти, альбом, ножницы.

Записывают задание в дневник

Личностные: самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка

Тип урока  Открытие новых знанийЦель  Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.

Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Русская народная вышивка. Полотенце"

учитель изобразительного искусства МБОУ Обуховская СОШ, Еремина Екатерина Алексеевна...