Методическая разработка урока рисования на тему “Зарисовка пейзажа по представлению”.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Каткова Марэна Рэнольдовна

Методическая разработка урока рисования на тему “Зарисовка пейзажа по представлению”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_risovaniya_dlya_8_klassa.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Класс обучения: 8-й класс углубленного изучения изобразительного искусства.

Вид занятия: рисунок (2 часа).

Тип урока: объяснительно-иллюстративный.

Цели урока:

- помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
- научить логически мыслить, осознавать видимое;
- развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
- развивать пространственное мышление, образное представление и воображение;
- воспитывать любовь к природе.

Задачи урока. Повторить ранее изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, правила перспективы и композиции; выполнить зарисовку пейзажа углем, используя правила художественного мастерства.

Оборудование к уроку.

Для учителя. Конспект, наглядное пособие.

Для учащихся. Тонированная бумага, уголь, мел.

План урока.

1. Организационная часть (3 мин.).
2. Объяснение нового материала (20 мин.).
3. Самостоятельная работа (15 мин.).
4. Итог урока (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Тема нашего урока “Зарисовка пейзажа по представлению”. Пейзаж - один из самых замечательных жанров в искусстве, поэтому эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.

Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.

Вопрос учащимся.

Что мы видим из
строчек нашего
эпиграфа?

Желтый, красный лес.
Деревья, раскачивающиеся ветром.
Серое осеннее небо в ожидании
зимних морозов.

Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.

Рассматривая полотна Шишкина, Васильева, обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.

Вопрос учащимся.

Какие виды изобразительного искусства
можно отнести к данному
жанру?

Живопись,
графика.

Не только цвет может являться выразительным средством для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, где художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо. Линия и пятно в графике также могут нам дать представление о состоянии природы. Будь то солнечный день или пасмурный вечер. Сегодня мы поработаем именно в этом виде изобразительного искусства и попытаемся передать как композиционные задачи, так и состояние природы. А рисовальным материалом на нашем уроке будет художественный уголь.

Уголь используется художниками с глубокой древности. И обладает большими выразительными возможностями. Им можно выполнять пейзажи, портреты, натюрморты. Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие. Можно заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет. Им можно рисовать на картоне, холсте, бумаге. Он хорошо сочетается с другими материалами: сангиной, пастелью, цветным карандашом, мелом. Сегодня на уроке мы будем использовать мел. Он поможет нам при выполнении светотеневых задач. Тряпочкой стряхнем излишки угля, а выполненную работу закрепим лаком.

Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.

Композиция - это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?

Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части - это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.

Композиция может быть замкнутой и открытой.

а) замкнутая композиция                         б) открытая композиция

https://urok.1sept.ru/articles/503727/img1.gif

Учитывая правила перспективы, рассмотрим предложенные схемы (см. приложение № 1).

На доске составим композицию и тем самым закрепим термины, о которых говорили на уроке (учащиеся выполняют задание).

(Выполняя педагогический рисунок на доске, рассказываю о композиционном построении).

Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции. Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап - размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание. Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов. Так как мы выполняем зарисовки, а это быстрый рисунок, то тональные отношения делаем беглыми (показываются несколькими штрихами).

Варианты передачи фактуры несколькими штрихами (см. приложение № 2).

III. Самостоятельная работа.

Задачи самостоятельной работы:

1) выполнить композиционные построения:

а) центр композиции;
б) большие отношения: небо и земля;
в) распределение предметов;
г) мелкие детали.

2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.

При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.

* * *

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская

* * *

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
И.А. Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И.А. Бунин

IV. Итог урока.

Анализ выполненных работ, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 1.

В методическую  разработку включены:Конспект, план урока, интеррактивная презентация, практическая работа №1по теме "Электронные таблицы. Адресация ячеек Урок №1"...

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 2.

В методическую разработку включены:план урока, конспект урока и разбор задач, мультимедийная презентация...

Методическая разработка урока физики по теме: "Графическое представление движения".

Используя учебную презентацию к уроку легко организовать урок с использованием активных методов обучения....

Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.

В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....

Методическая разработка по дисциплине «Живопись» . Тема: «Городской пейзаж»

Возраст обучающихся: 13-14-15 лет. Время проведения: 5 занятий по 45 минут.   Пейзаж является необходимым компонентом в художественном образовании детей. Изучение натуры, изменения цвет...