Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная акварель» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Кузнецова Елена

 «Волшебная акварель» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1год обучения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства и о красоте природы.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pfdo_-_volshebnaya_akvarel.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Рогачевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании                                                                         Утверждаю: Директор МУ ДО

педагогического совета                                                                                  ДДТ Курачева М. А.    ______________2023г.

от «__» ___________2023г.                                                                                               /ФИО/

Протокол № ____                                                                                            «__»______________2023г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной  направленности «Волшебная акварель»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации:  1 год

Автор-составитель:

Кузнецова Елена Михайловна,

учитель изобразительного искусства

с.Рогачево

2023г.

Пояснительная записка

Направленность программы  «Волшебная акварель» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1год обучения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства и о красоте природы.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Объём и срок освоения программы

Программа «Волшебная акварель» рассчитана на один год обучения 72 часа.

 Цель  программы:

-приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  1. Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта;
  2. Художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  3. Обучающие –освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Программа рассчитана на детей, возраст которых 7-10 лет.

Объём программы: занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 академический час.

Итого72часа.

Формы, принципы и методы обучения.

Форма обучения: очная.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный ;
  • развивающий ;
  • исследовательский.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы  

Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрено:

- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

- система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

- в каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

- объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставке с приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях.

         Итоговую выставку детского изобразительного творчества можно приурочить к какому-нибудь празднику.

        Отчет о реализации  программы дополнительного образования изостудии «Юный художник» будет представлен на школьных выставках 2 раза в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Радужный мир.

2

1

1

2.

Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

16

6

10

3.

Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

8

2

6

4.

Сюжетные тематические композиции.

27

8

19

5.

Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

19

9

10

6.

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

Конкурсы, фестивали

2

1

1

Итого:

72

Содержание курса.

Раздел .1. Вводное занятие.

Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач кружка. Распорядок работы, правила поведения. Просмотр репродукции.

Форма: беседа, практическая, игровая.

Раздел .2. Радужный мир.

 В процессе рисования с натуры основное внимание сосредотачивается на определении и передаче формы, характерной для изображаемого предмета, его пространственного положения, пропорций. В результате чего учащиеся овладевают умением анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм.

Форма: практическая.

         Раздел .3. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

Задания этого раздела имеют самостоятельное значение или являются начальной стадией учебной работы с последующим её завершением в цвете на занятиях раздела «Живопись».

Форма: фронтальная, индивидуальная, практическая.

        Раздел.3. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение   цветов. Холодные цвета.

 Содержание раздела направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками. Обучающиеся знакомятся с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, овладевают умением видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

Форма: практическая, индивидуальная.

Раздел.4. Сюжетные тематические композиции.

 Рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Важное значение приобретает выработка у обучающихся умения выразительно выполнять рисунок с учетом знания композиционных закономерностей.

Форма: практическая, коллективная

Раздел.5. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. 

Обучение осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составление оформительских работ. Рисунки выполняются на основе переработки форм и реалистичных цветов. Осваивая выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции дети учатся мыслить на языке данного вида искусств.

Форма: практическая, коллективная

Утверждаю: Директор МУ ДО ДДТ

_________________________/ФИО/

«____»__________________20___г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальное пение»

(стартовый уровень)

год обучения: 1

группа: 1

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

Раздел.1. Радужный мир.

1.

беседа

2

Вводное занятие. Организованное занятие. Условия безопасной работы. Объяснение целей и задач

 «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра.  

учебный класс

Беседа, практическая.

Раздел.2. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение   цветов. Холодные цвета.

2.

практическая;

коллективная

2

«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга

учебный класс

Беседа, практическая.

3.

практическая;

коллективная

3

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

учебный класс

Беседа, практическая.

4.

практическая;

коллективная

2

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

учебный класс

групповая

5.

практическая;

коллективная

2

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

учебный класс

Беседа, практическая.

6.

беседа;

практическая;

коллективная

2

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

учебный класс

групповая

7.

практическая;

коллективная

2

 «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

учебный класс

Беседа, практическая.

8.

практическая;

коллективная

3

«Плывёт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения чере иллюстрации.

учебный класс

групповая

Раздел.3. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами

9.

практическая;

коллективная

2

« Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно , линия, точка.

актовый зал

Беседа, практическая.

10.

практическая;

коллективная

2

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

актовый зал

групповая

11.

практическая;

коллективная

2

 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

актовый зал

Беседа, практическая.

12.

практическая;

коллективная

2

« Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению.

учебный класс

групповая

Раздел.4. Сюжетные тематические композиции.

13.

беседа; практическая;

коллективная

4

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

учебный класс

Беседа, практическая.

14.

беседа

2

 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

учебный класс

групповая

15.

беседа;

практическая;

3

«К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.  

учебный класс

групповая

16.

практическая;

4

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

актовый зал

Беседа, практическая.

17.

практическая;

3

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

учебный класс

групповая

18.

практическая;

3

 «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

учебный класс

Беседа, практическая.

19.

практическая;

4

«Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы. Беседа по иллюстрациям на данную тему.

актовый зал

Беседа, практическая.

20.

практическая;

2

 «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

учебный класс

групповая

21.

практическая;

2

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.( Медведь, слон)

учебный класс

Беседа, практическая.

Раздел.5. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

22.

практическая;

3

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

учебный класс

групповая

23.

практическая;

4

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

учебный класс

Беседа, практическая.

24.

практическая;

4

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

актовый зал

групповая

25.

беседа; практическая;

3

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

учебный класс

Беседа, практическая.

26.

практическая;

3

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

учебный класс

Беседа, практическая.

27.

беседа; практическая;

2

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

Актовый зал

групповая

ИТОГО

72ч.

Прогнозируемые результаты

Должны знать:

- названия основных и составных цветов;

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; - - аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

- изобразительные основы декоративных элементов;

- материалы и технические приёмы оформления;

- названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

- моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;

- пользоваться материалами.

Материально-технические обеспечение программы:

      1.  Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР и ЭОР):

2.  Классная доска на магнитной основе с набором магнитов.

3. Мультимедийный проектор

4.  Экран

5.  Компьютер

6.  Экранно-звуковые пособия

  1. Мультимедийный (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

2.  Учебное и лабораторное оборудование:

1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2.Стол учительский  

3. Настольные мольберты  

4. Учительский мольберт  

5. Муляжи для учебных постановок  

6. Учебный демонстрационный материал

3. Литература:

1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 

8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

10.  Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович

Дополнительная общеобразовательная программаСпортивно-оздоровительной направленности«Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16  летСрок реализации 1 год Педагог К...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Футбол» Стартовый уровень

Программа «Футбол» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год

Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных сп...

Дополнительная общеразвивающая программа «Швейное дело «Силуэт»» художественной направленности для обучающихся 5-8 классов, срок реализации 3 года

Швейное дело интересует каждую девочку, но в моей группе занимаются и мальчики. Художественная вышивка многим нравится за свою яркость и новизну в работе. Современные швейные машинки имеют очень обшир...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...