Технологическая карта урока "Декоративно-прикладное творчество Японии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Полякова Маргарита Николаевна

технологическая карта по ИЗО, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaponiya.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему:

«Декоративно-прикладное творчество Японии»

Цели деятельности учителя

Формировать представление о декоративно-прикладном творчестве Японии.

Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления обучающихся.

Тип урока

Изучение новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Обучающиеся научатся понимать роль искусства и культуры в жизни человека;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные: 

 Обучающиеся научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности.

Предметные: 

Обучающиеся научатся  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов. Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды в едином стиле.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, проектор, экран.

Альбом, кисти, краски, черная тушь,баночка для воды, трубочка-от шариковой ручки, ватные палочки.

Наглядно-демонстрационный

материал

Пейзажные зарисовки природы Японии, архитектуры Японии. Иллюстрации фигур людей в национальной японской одежде. Карточки с рисунками. Карточки с кроссвордом. Стикеры в форме «ладошки» и «цветок».

Зрительный ряд

Презентация Power Point - «Декоративно-прикладное творчество Японии».

Музыкальный ряд

Японская национальная музыка.

Новые понятия и термины

Пагода, кимоно, нэ́цкэ, инро, сакура

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Формируемые

умения

(универсальные  учебные  действия)

Осуществляемая деятельность

обучающихся

Формы организации

1

2

3

4

5

6

I.

Органи-

зационный  момент

Подготовка

обучающихся

к изучению нового материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. 

- Здравствуйте ребята,

Начинаем урок.

Показ слайдов. Слайд №1

Звучит инструментальная японская музыка.

Слушают учителя.

Ставят перед собой цель учебной деятельности.

Фронта-льная работа.

Личностные

Осознают свои интересы.

Регулятивные

Определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

II.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

- Наверное, вы догадались, что сегодня урок будет посвящен Японии, а именно,  декоративно-прикладному искусству, о его роли в жизни каждого человека и в обществе в целом.

-Перед вами на парте лежат карточки-рисунки. Выберите те карточки, изображение  на которых ассоциируются с Японией.

Слайд №2.

Проверка по эталону.

-Теперь я предлагаю сверить те изображения, которые вы  выбрали с тем, что  вы увидите в презентации.

- Много ли у вас совпадений?

Слайд №3.

Япония удивительная восточная страна.

Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца.

Слайд №4.

 Декоративно-прикладное искусство имеет определенную направленность. Создаются различные изделия не только для того, чтобы эстетически наслаждаться их созерцанием, но и применять в повседневной жизни.

Декоративные произведения создаются в Японии на протяжении многих веков. Это и керамические и фарфоровые изделия, украшенные ткани и одежды, резьба по дереву, металлу и кости, красивое оружие и многое другое.

 Великие японские мастера создавали

предметы, придавая им эстетический облик. Фигурки – нэцкэ, коробочки – инро, лаковые изделия, ширмы, веера – все это было отделано с художественным вкусом и изяществом.

Слайд №5.

Нэ́цкэ - миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок . В качестве материала использовалось дерево или слоновая кость, в XIX веке мастера стали применять фарфор, коралл, металл, агат и другие материалы. Деревянные нэцкэ обязательно полировались с помощью порошка из угля, протирались маслом из льна, придавался блеск шелком. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно.  Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья.

Слайд №6.

Инро – коробочка для нужных вещиц. Они являлись частью женского или мужского костюма. Если мужчины подвешивали инро, как нэцкэ, к поясу кимоно, то женщины носили их за рукавом. Мастера, которые изготавливали такого рода изделия, стремились с изяществом и художественным вкусом отделать инро. Использовалась и лаковая роспись, и

инкрустация перламутром, и отделка слоновой костью, драгоценными камнями.

Слайд №7.

Веер  привлек внимание японских мастеров и стал предметом искусства. Сюжеты рисунков на веере имели разный характер.  Популярными мотивами были люди, цветы, птицы и природные сцены. 

Предназначался веер не только для вентиляции, но также для защиты от солнца и сокрытия женского лица от посторонних глаз.   В средневековье японские женщины полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. 

Слайд №8.

Керамические изделия также являлись предметом японского декоративно-прикладного искусства. Декор и формы сосудов принимают характерные японские черты: более плавные очертания и чисто японские многоцветные узоры птиц и цветов.

Слайд №9,10

Кимоно - традиционная мужская и женская одежда японцев — прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом. Широкие рукава внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются очень широким поясом и длинными рукавами.

Слайд №11.

Живопись Японии

В японской живописи сначала преобладал монохромный тип картин,  переплетающийся с искусством каллиграфии. Пейзажная живопись в Японии начала развиваться значительно позже, после чего появились художники, специализирующиеся на сюжетах из светской жизни, написании портретов и военных сцен.

Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Ширма для японцев не только функциональный элемент жилища, но и произведение искусства для созерцания, определяющий общее настроение комнаты. Национальная одежда кимоно

также относится к предметам японского искусства, неся особый восточный колорит. Сюжетом подобных картин становились эпизоды из жизни обычных горожан, а также великолепные пейзажи, с изображений японских пагод и сакуры.

Слайд №12.

Японские пагоды - это храмы, среди которых имеются как действующие, так и древние, сохранившиеся в качестве памятников старины. Они красивы и разнообразны, имеют различное количество ярусов, часто ярко раскрашены и удивительным образом украшены.

Слайд №13.

Сакура - цветущая вишня. Символ Японии и японской культуры.

Выбирают карточки с изображениями.

Отвечают на вопросы.

Работа в парах

Личностные

раскрытие личностного смысла процесса учения.

Познавательные

освоение   культурного наследия Японии, усвоение гуманистических, традиционных ценностей Японии.

Коммуникативные

Работают в парах, вступают в диалог.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

      III.

Творческая практи-ческая деятель-ность

1.

Практический

2.

- Сегодня мы выполним творческую работу в стиле японского декоративного искусства. Я  предлагаю вам познакомиться с нетрадиционной техникой рисования – «Выдувание из трубочки». Рисуем «Ветку сакуры».

-Что такое «Выдувание из трубочки»?

Нужно просто дуть в трубочку, раздувая кляксу, капельку черной туши.

- Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно, но и полезно. Также рисование выдуванием через трубочку укрепляет силу легких и дыхательной системы.

Последовательность выполнения работы:

Слайд №14.

1.Жидко разведенную гуашь или тушь черного цвета наливаем каплями на лист бумаги.

Слайд №15.

2. Берём трубочку от шариковой ручки и тихонько дуем на капли из трубочки, дуть нужно на капли сбоку, как будто толкая ее вперед. Сначала мы нарисуем толстые ветки, а потом уже более мелкие. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек.

Слайд №16.

3. Следующим этапом нашей работы будет рисование самих цветков сакуры.

Для этого мы будем использовать ватные полочки, которые мы будем использовать вместо кисточки, окуная в розовую краску. Середину  цветка будем рисовать желтым цветом.

Слайд №17.

4. Завершаем работу фоном с помощью акварели или гуаши.

3.

Обучающиеся готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Выполняют рисунок сакуры в технике выдувания.

4.

Индиви-

дуальная работа.

5.

Личностные

направленность на процесс познания.

Познавательные

формирование навыков работы с информацией.

Регулятивные

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Коммуникативные

развитие умения вступать в диалог.

           

6.

IV.

Итоги урока.

Рефлексия

Решение кроссворда.

Выставка работ обучающихся

- Пока ваши работы подсыхают, предлагаю вам решить небольшой кроссворд.

Сравните свои ответы. Слайд №18.

-Что нового вы узнали о декоративно-прикладном искусстве Японии?

- Понравилось ли вам рисовать в технике выдувания?

-Будете ли вы рисовать в данной технике ещё?

-Какие трудности возникли? Легко ли было работать? Если было трудно и возникли какие-то сложности, возьмите зеленый стикер в форме «ладошки» и приклейте на веточку, нарисованную на доске. Если было легко работать, и результат  вас устраивает, то приклейте стикер красного цвета в форме «цветка».

Обучающиеся решают кроссворд.

Обучающиеся рассматривают с вою работу и работы своих одноклассников, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. Отвечают на вопросы. Убирают  рабочее  место.

Работа в парах.

Личностные:

Получают эстетическое наслаждение.

Регулятивные:

Оценивают степень достижения цели. Работают по плану.

Коммуникативные:

Излагают свое мнение.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ФОТО УЧАЩИХСЯ С УРОКА

C:\Users\Formoza\Desktop\ДПИ Япония\IMG-20231022-WA0050.jpg                    C:\Users\Formoza\Desktop\ДПИ Япония\IMG-20231022-WA0051.jpg                  C:\Users\Formoza\Desktop\ДПИ Япония\IMG-20231022-WA0054.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ИЗО "Конструкция и декор предметов народного творчества"

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского 5 класс Тема "Конструкция и декор предметов народного быта"...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии".

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии...

Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"

Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием т...

Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе «Искусство, культура и поэзия Японии»

Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе  «Искусство, культура и поэзия Японии»...